Священные Предметы Богослужения

Православные Праздники
Галина Храбрая

«ЦЕРКВИ ВКУСНЫЕ ДАРЫ»

Крест Святой не целовал,
Знать, на службе не бывал!

Что стоишь, потупив взор,
Будто запрестольный вор?

Крест иди, целуй скорее –
Станешь во стократ добрее!

И не смей идти домой,
Коли артос не с тобой!

Просфора-просфора,
Скушать мне тебя пора!

Церкви вкусные дары –
Открывают нам миры!

Отворяя Благодать,
Чтобы святость водворять!

«Священные предметы, используемые на Богослужении»

В алтаре главным местом является ПРЕСТОЛ – освящённый четырехугольный стол.
На протяжение первых веков Христианства в подземных церквах катакомб
Престолом служила гробница мученика.

В надземных церквах Престолы сначала были деревянными, в виде обыкновенного
стола, потом стали изготовляться из драгоценных металлов, камня, мрамора.

ПРЕСТОЛ знаменует собой Небесный Престол Божий, на котором
таинственно присутствует Сам Господь Вседержитель.

Престол изображает собою и Гроб Христов,
ибо на нём полагается Тело Христово.

Соответственно двоякому значению Престола, он облачается в две одежды.
Нижняя белая одежда называется Срачицей, она изображает собой Плащаницу,
которой было обвито Тело Спасителя. Верхняя одежда, Индития, делается
из драгоценной блестящей ткани и символизирует Славу Престола Господня.

Престол является особенным местом присутствия Славы Божией
и прикасаться к Престолу могут только священнослужители.

На престоле находятся Антиминс, Евангелие, Крест,
Дарохранительница и Дароносица. Жертвенник и священные предметы,
находящиеся на нём.

Антиминсом называется освящённый архиереем шёлковый плат
с изображением на нём положения в Гроб Господа Иисуса Христа.

В Антиминс обязательно зашивается частица мощей какого-либо святого.
Это правило восходит к первым векам Христианства, когда Литургия совершалась
на гробницах мучеников.

Без Антиминса нельзя совершать Божественную Литургию.
Слово «антиминс» означает «вместопрестолие»,
поскольку, по сути, он представляет собой переносной престол.
 
На Антиминсе можно совершать Литургию в походном храме
или каком-либо другом месте. На самом Антиминсе лежит губа (губка)
для собирания частиц Святых Даров.

Антиминс, сложенный вчетверо, заворачивается в шёлковый плат – Илитон,
изображающий собою Пелены, которыми повит был Младенец Христос
сразу после Своего Рождества, и одновременно ту Плащаницу,
в которую обернуто было Тело Спасителя при Погребении в Гробе.

Сверху Антиминса полагается Евангелие, обычно украшенное,
в драгоценном переплёте, с изображениями иконы Воскресения Христова,
а по углам – четырёх Евангелистов.

Рядом с Евангелием полагается Крест, потому что на Престоле
приносится Бескровная Жертва в память той Жертвы,
которую Господь принёс на Кресте.

Этот Крест, как и Евангелие, называется «напрестольным».

Дарохранительницей называется сосуд, в котором хранятся Святые Дары на случай
причащения больных. Обычно Дарохранительница делается в виде маленькой церкви.

Дароносицей называется маленький ковчежец, в котором священник
носит Святые Дары для причащения больных на дому.

За Престолом стоит Семисвечник (подсвечник с семью лампадами),
а за ним Запрестольный Крест. Место за престолом у самой
восточной стены алтаря называется Горним (высоким) местом.

Налево от Престола, в северной части алтаря находится Жертвенник –
небольшой стол, украшенный со всех сторон драгоценной одеждою.

На нём приготовляются хлеб и вино для совершения Божественной Литургии.
На Жертвеннике находятся священные предметы:

Святая Чаша или Потир – сосуд, в который вливается вино с водою,
предлагаемое на Литургии в Кровь Христову.

Дискос – небольшое круглое блюдо на подставке.
На нём полагается хлеб для предложения его
на Божественной Литургии в Тело Христово.

Дискос знаменует собою одновременно и Ясли, и Гроб Спасителя.

Звездица состоит из двух небольших металлических дуг,
соединенных посредине винтом так, чтобы их можно было
или вместе сложить или раздвинуть крестообразно.

Звездица знаменует собою Звезду, явившуюся при Рождении Спасителя.

Она ставится на Дискосе для того, чтобы Покров не прикасался
к вынутым из просфор частицам.

Копие – нож, похожий на Копье, для вынимания агнца и частиц из просфор.
Оно знаменует то Копье, которым воин пронзил Рёбра Христу Спасителю на Кресте.

Лжица – ложечка, употребляемая для причащения верующих.

Губка или Плат – для вытирания сосудов.

Малые Покровы, которыми покрываются отдельно Чаша и Дискос,
так и называются Покровцами.

Большой Покров, покрывающий вместе Чашу и Дискос, называется Воздухом.

Он знаменует собою, то воздушное пространство,
в котором явилась Звезда, приведшая Волхвов к Яслям Спасителя.
 
Все Покровы изображают Пелены, которыми Иисус Христос
был повит при Своём Рождении и Его Погребальные Пелены (Плащаницу).

* Х *
http://stihi.ru/2020/12/08/8075
«Богослужебная утварь Православных Церквей»