Галантный век в исполнении Пилигримов

Елена Раскина
Многие знают Марину Цветаеву как величайшую поэтессу «серебряного века», но мало кто знает её как драматурга. Однако Цветаева – автор таких прекрасных романтических пьес, как «Червонный валет» (1918), «Приключение» (1918-19), «Каменный Ангел» (1919), «Феникс» (1919) и ряда других. В холодной и голодной Москве времен Октябрьской революции и Гражданской войны, среди расстрелов, смертей, «красного террора», она писала возвышенные, пронзительно романтичные пьесы о высшей ценности человеческой жизни – Любви. И еще о тех временах, когда за героев «витийствовали шпага и глаза», когда дамы были очаровательны и изысканны, кавалеры – мужественны и элегантны, когда шампанское лилось рекой, кружевные дамские платочки устилали улицы, а кавалеры поднимали эти ажурные знаки женского внимания и почтительно подносили к сердцу… Странно и страшно было писать о таких утонченных и прекрасных временах, когда в революционной Москве каждую ночь арестовывали или расстреливали «буржуев», когда от голода умирали дети (не избежала этой страшной участи и младшая дочь Цветаевой – Ирина), а муж Марины Ивановны – Сергей Эфрон - воевал в рядах Белой армии.  И все-таки она писала… Творила, чтобы забыть хоть на мгновение страшный и жестокий мир, в котором жила. Чтобы ощутить аромат иной, далекой жизни…
Пьесы Марины Цветаевой, увы, ставились мало. Студенческий театр МГИ им. Е.Р.Дашковой «Пилигримы» решил исправить это досадное  недоразумение и обратился к пьесам Цветаевой «Приключение» и «Феникс», посвященным знаменитому венецианскому авантюристу и покорителю женских сердец Джакомо Джироламо Казанове де Сингальт (или попросту – Казанове). 12 мая в лекционном зале института состоялась премьера спектакля «Три возраста Казановы». Зрители увидели костюмную и романтичную постановку – с длинными пышными платьями, мундирами, париками, веерами и саблями. Актеры студенческого театра объяснялись в любви, почтительно преклонив колени, рубились на саблях, ревновали, спорили до хрипоты, шептали нежные признания. Роль Казановы исполнил выпускник института Станислав Калинин. Его возлюбленную Генриетту («лунный луч и лунный лед» - по определению Марины Цветаевой) играла Анастасия Прокудина. Роль юной итальянки Мими («вся молодость и вся Италия») досталась студентке отделения журналистики гуманитарного факультета Валерии Кандрушиной, роль храброй и пылкой Франциски  - студентке того же отделения Надежде Грачевой. Бравого вояку Капитана играл преподаватель кафедры теории и практики журналистики МГИ им. Е.Р.Дашковой – Михаил Владимирович Кожемякин.  Роль слуги Казановы Ле Дюка исполнил студент отделения журналистики гуманитарного факультета Павел Мареев. Режиссером постановки была кандидат филологических наук, преподаватель института Любовь Михайловна Сорокина. Литературным консультантом и помощником режиссера – доктор филологических наук, преподаватель Елена Юрьевна  Раскина. Костюмы предоставили Елена и Арина Пасечные.
Молодые актёры сумели показать людей совершенно разного характера, склада ума и даже возраста. Станислав Калинин, исполнявший роль Казановы, перевоплощался  в двадцатипятилетнего, тридцатипятилетнего и семидесятипятилетнего человека.  Марина Ивановна Цветаева сумела показать в этой пьесе всю гамму человеческих чувств  и переживаний. 
Валерия Кандрушина играла в театре «Пилигримы» впервые и сыграла блистательно. Горячо, эмоционально, ярко… Она была «пожаром», «фейерверком», «ураганом» страстей! Порадовала зрителей и Надежда Грачева, сыгравшая сорви-голову, воительницу, смелую и авантюрную героиню. Анастасия Прокудина, напротив, была томной, грустной и проникновенной, как и полагается «лунному лучу и лунному льду».
Михаил Владимирович Кожемякин сыграл бравого служаку, настоящего офицера. Он очень профессионально рубился на саблях с Казановой (Стасом Калининым). Павел Мареев не только отличился в роли Ле Дюка, но и обеспечивал музыкальное сопровождение спектакля. Павел сыграл еще и милиционера в небольшой сценке, предшествовавшей спектаклю. Марину Ивановну Цветаеву в этой сценке играла Елена Юрьевна Раскина.
Что же мы знаем о великом обольстителе и дамском угоднике Казанове? Оставшись сиротой, маленький Джакомо воспитывался теткой. Эта образованная для своего времени женщина дала Казанове прекрасное образование и воспитание, а самое главное - сумела развить в будущем герое-любовнике поистине магическую галантность, которая впоследствии станет основным оружием итальянца в завоевании женских сердец. Его невеста, которую Казанова страстно любил, и это чувство пронес через всю жизнь, умерла от воспаления легких. Удар был настолько силен, что Казанова чуть было не наложил на себя руки. После перенесенной драмы кавалер дал себе зарок - никогда не жениться. Любопытно, что всех женщин, с которыми у него были любовные отношения, Казанова предупреждал, что никаких серьезных намерений не имеет, что из их связи никаких обязательств  друг перед другом не вытекает. А еще - просил не увлекаться им, чтобы легче можно было расстаться. Все романы Казановы, как правило, длились не больше месяца. Только в сорок лет дрогнуло сердце галантного сердцееда: он встретил женщину, поразительно напоминающую умершую невесту, и преданно полюбил ее. Исторический Казанова был далеко не красавцем, но его очарования было достаточно, чтобы покорять женские сердца.
Марина Цветаева, конечно, изменила исторический облик Казановы. Ее Казанова – это еще и поэт, «импровизатор любовной песни». Цветаевский Казанова увлекается оккультизмом и магией, он смельчак и интеллектуал. Он читает Данте и Ариоста, изучает астрономию и астрологию. Он – «великий светоч столетия», в старости ставший библиотекарем замка Дукс в Богемии.
В цветаевских пьесах о Казанове сквозь XVIII в. просвечивает, «прорывается» страшная послереволюционная Москва  1918-1919 гг. Так, Мими говорит «Была ничем, а стану всем!». Ее слова поразительно напоминают революционный лозунг «Кто был ничем, тот станет всем!». Хозяйка модной лавки, роль которой также исполнила Валерия Кандрушина, напоминает нагловатую, но обаятельную нэпманшу, а сам Казанова удивительно похож на «Дон Жуана» русской поэзии «серебряного века» - Николая Степановича Гумилева.
Николай Гумилев был расстрелян большевиками в 1921-м, а Марина Цветаева уехала в эмиграцию - сначала в Чехию, а потом во Францию. Накануне Великой Отечественной войны она вернулась в Советский Союз, где тут же арестовали ее дочь и мужа, а саму Марину Ивановну довели до самоубийства. Спектакль  театра «Пилигримы» «Три возраста Казановы» - это дань памяти великой Марине, прекраснейшему поэту ХХ столетия.
Елена Раскина, Надежда Грачева