Агул астральная поэма

Фатхула Джамаль
Шестакова Раиса
           АГУЛ – АСТРАЛЬНАЯ ПОЭМА, АГУЛ – САКРАЛЬНЫЙ МАТЕРИК
            (Тема Родины в поэзии Короля Поэтов Фатхулы Джамаля, часть1)
                Я лиру посвятил народу своему.
                Н. Некрасов /Элегия/

Тридцать три года тому назад Король Поэтов Фатхула  Джамаль написал грандиозную героико-патриотическую «Поэму Агула», издал её на свои и мецената средства и подарил весь тираж администрации Агульского района Республики Дагестан. Ему обещали, что книги будут переданы в сельские и школьные библиотеки. Через некоторое время Джамаль узнал, что весь тираж исчез, ни одна библиотека не получила книгу. Таким образом, кримнальный глава администрации района - вымогатель и убийца Юрик Исмаилов покрыл себя и свой род вечным позором не только перед агульским народом, но и перед всем человечеством.

Попытки раскрыть  криминальную историю не увенчались успехом. Этот инцидент – лишь одно звено в цепи жестоких событий, которые вынудили Джамаля в отчаянии покинуть страну, оккупированную организованной преступной группировкой, состоящей из уголовников с сомнительным гражданством.

Исчезнувшая книга помимо поэмы содержала много замечательных стихов, посвящённых своей малой родине - Агулу и агульскому народу, древнейшему и уникальному народу на земле. Предлагаю почитателям творчества знаменитого Поэта ознакомиться с небольшой подборкой из шести стихов. Они очень душевные, лирические, личные, проникновенные, понятные каждому любителю высокой поэзии.

Своё отношение к ним и к автору я изложила в предлагаемой статье. Разумеется, мнение креативных читателей может отличаться от моего – каждый вправе иметь свою точку зрения. Мои комментарии сведены к минимуму – прекрасные стихи, написанные горячим сердцем Поэта, говорят сами за себя. Краткие пояснения даны для русских читателей, не знакомых с историей агулов.

Дагестан – уникальная страна гор, где проживают сорок национальностей, и каждый народ имеет свою историю, культуру, традиции, обычаи. Агульский народ является древнейшим этносом, относящимся к авестийской, арийской, индоевропейской цивилизации. Его язык, восходящий к цивилизациям Месопотамии, Ирана, Малой Азии, изучают литературоведы и лингвисты. Величайшей заслугой Джамаля явилось воссоздание письменного языка агулов. Помимо эпохальной поэмы он написал большое количество стихов и песен, посвящённых своей исторической Родине.               

Символическая фотография  –  Поэт на чужбине, на фоне плакучих ив, оплакивающих горькую судьбу русских эмигрантов, вынужденно покинувших Родину. Река жизни и река слёз, водораздел между прошлой жизнью и новой – среди людей, разговаривающих на чуждом языке. Половина жизни, её лучшая часть – там, на освещённом солнцем берегу, где остались светлые воспоминания о любящих родителях и незабываемых друзьях детства. Там прошла юность, полная надежд на прекрасную жизнь, родились первые поэтические строчки, там он узнал первую любовь. На том берегу - Агул и родной агульский язык, который здесь он никогда не услышит. Прекрасная молодость унесла с собой стремительные студенческие годы, аспирантуру, научную, преподавательскую, общественную и политическую деятельность, признание его поэтического таланта. «А на том берегу было всё, что забыть никогда не смогу». Там всё было впервые, и всё это кануло в прошлое навсегда, безвозвратно и только снится долгими ночами. 

Рубикон перейдён, всё надо начинать с нуля, будущее не известно, туманно, в тени. Через призму драматической судьбы одного человека я вижу не менее сложные и даже трагические, сломанные судьбы миллионов наших сограждан, отправившихся на поиски лучшей доли, покинув Родину, которая стала для них злой мачехой. Враги народа, предатели страны, волки в овечьей шкуре захватили обманом власть, установили бесчеловечный оккупационный режим, уничтожили экономику, культуру и демократию.

Многие люди, справедливо полагая, что достойны лучшей жизни, бросились как головой в омут в другую, известную по красивым фильмам заграничную жизнь. Реальность для большинства оказалась не радужной, а чёрно-белой, быстро наступило отрезвление. Да, там прекрасные дороги, отличный сервис, высокое качество жизни коренных народов, но наши пришельцы там никому не интересны. Немцы, австрийцы самодостаточны и ни в ком не нуждаются. Даже бывший градоначальник Москвы Ю. Лужков с его известностью и миллионами оказался в Австрии невостребованным. Он это скоро понял, вернулся в Россию и организовал успешный бизнес. Но большинству скитальцев из двенадцати миллионов наших беженцев возвращаться было некуда – мосты сожжены.

Даже дерево, пересаженное на новую почву, долго болеет, а иногда и погибает. Что уж говорить о живом человеке, лишённом родных корней! Только тот, кто это пережил, может понять душевные муки переселенцев. Джамаль с болью пишет о том, что рассыпались агулы по миру, и сердце каждого страдает на чужбине. Вписаться в чужую культуру, атомизированное общество, где каждый сам за себя, невероятно сложно. Знаю это не только по многочисленным публикациям и откровениям бывших наших сограждан, но и по личным контактам с нынешними европейцами и американцами. Потерять былой социальный статус, опуститься на несколько ступеней вниз, даже имея материальный достаток – это очень трудно морально.

Есть ещё и другая сторона этой проблемы – россиян стало на двенадцать миллионов меньше за счёт потери эмигрантов. Причём, уехали не самые худшие, а наоборот, более активная и образованная часть общества. Это самый убедительный показатель низкого социально-экономического положения народа – из благополучных стран люди не бегут. Придёт время – и будет вынесен суровый приговор нынешним узурпаторам власти, которые всеми иезуитскими способами уничтожают коренные народы России.
Прекрасно выражает чувства наших сограждан за границами бывшей Родины любимая ностальгическая песня русских эмигрантов «Берега». Где бы ни выступал с концертами А. Малинин, зрители всегда просят её исполнить:   
«Берега, берега,
Берег этот и тот,
Между ними река
Моей жизни.
…Там, за быстрой рекой,
Что течёт по судьбе,
Своё сердце навек я оставил».
                Ю. Рыбчинский /Берега/

Однако, Король Поэтов Фатхула Джамаль не сломался, не потерялся на чужбине. Наоборот, он одержал творческую победу вопреки драматическим обстоятельствам. Поэт, как истинный Воин духа, преодолел все жизненные барьеры и мощно развил свой творческий потенциал. Он искал не денег, славы или статуса. Всё это у него уже было. Главным мотивом эмиграции для яркого протестного и пассионарного поэта была жажда реализовать свой творческий потенциал в нормальной - правовой стране, где нет тирании охамевшего чиновного охлоса и беспредела уголовного сброда. Как истинная творческая личность Джамаль может гордо сказать: «Я всё свое ношу с собой!»  Действительно, выбор поэта оказался верным. И мы сегодня видим его огромное творческое наследие, его грандиозную поэзию космических масштабов.

СТИХИ ИЗ СОКРЫТОЙ КНИГИ «ПОЭМА АГУЛА»
 РОДИНА АГУЛ
 
Это патриотическое стихотворение – торжественный гимн, величавая ода своей любимой Родине – Агулу, его драматической истории и героическому народу. Здесь, у подножия священной горы Каф взошла планида Джамаля, за которой он следует всю жизнь как волхвы за Вифлеемской звездой.

В ладонях гор застыло время
Загадочен твой древний лик.
Агул – астральная поэма,
Агул – сакральный материк.
Ты – горный барс в чугунной клетке,
К созвездьям устремлён твой взор.
Вернёшь себе ты славу предков.
Потерпят недруги позор.
Когда глаза твои, как звёзды,
Враг ослеплял ножом косым,
Из глаз камней стекали слёзы,
Как жемчуг утренней росы.
Но даже в час жестокой муки
Не слышал враг твоей мольбы.
Беру я меч твой в свои руки,
Молюсь на храм твоей судьбы.

АГУЛИЯ
Агулия, могу ли я
Тебя не полюбить?
Агулия, ты – гурия,
Летящая в зенит.
Эти нежные, ласковые слова – признание сына в вечной любви к своей Родине-матери. Он сравнивает её с гурией – прекрасной райской девой, которая, согласно Корану, встретит праведника на небесах.   
Агулия, в названии
Твоём я слышу гул,
И песни, и рыдания:
Агул, Агул, Агул...
Корень «гул» вызывает ассоциации  с шумом оползней в горах, потоками воды и камней, стремительно летящих с гор во время таяния снега и ливней, с водопадом, подземным гулом перед землетрясением. Гул слышен при подходе к говорливой горной речке, перекатывающей камешки в хрустально чистой воде. Гул – это и народное гуляние с песнями и танцами. Но автор слышит в этом слове ещё и рыдания своего народа, связанные с жестокими войнами, которые  известны автору как историку из учебников, монографий, легенд и рассказов старожилов.
 
На фоне неба синего
Взметнулся горный тур.
Пылает над вершинами
В ночи Эран Цабур.
Эран Цабур – это древний, традиционный языческий праздник агулов, когда  ночью в горах зажигается ритуальный арийский костёр.
Ты помнишь ли, Агулия,
Кровавый шах-хирман,
В горах бои с монголами
И боль жестоких ран?
Недалеко от селения Бедюк, где родился и провёл раннее детство Джамаль,  сохранились развалины города Сарфун-шагьара.  Его жители отчаянно сопротивлялись персидским полчищам Надир-шаха в 1741—1745 годах. Когда сопротивление было сломлено, иранцы устроили шах-хирман – вывели стариков, женщин и детей на майдан и растоптали копытами коней. Ещё ранее, в 13 веке агулы сражались с нашествием монголо-татар.
Агулия – глубокая
В глухих горах река.
Горянка черноокая,
Цветы и облака.
Агулия, смогу ли я
Твой тайный смысл раскрыть?
«Агулия, Агулия...»
Ручьи звенят навзрыд.
Немало мистических тайн хранят эти древние горы, ущелья, бывшие когда-то свидетелями трагедий, сражений с иноземцами, не дававшими покоя мирным горцам-скотоводам, жителям суровой и красивой поднебесной страны. Горным рекам известны многие секреты, но как расшифровать  язык дикой природы? Вот и рыдают ручьи, и страдает сердце поэта от тоски и невозможности проникнуть в тайны древней истории родного края.
Твоя в снегах нетающих,
Пусть голова седа,
В созвездиях пылающих
Ты вечно молода.
Агул - наш дом! Под куполом звёздного неба каждую весну обновляется наряд цветущей родины. Поколения следуют одно за другим, от этих мыслей и грустно, и радостно. Грустно, что земная жизнь коротка, и радостно, что она продолжится в наследниках этой древней и вечно молодой Агулии.

АГУЛ - ДУХОВНЫЕ ВРАТА
 
В лучах спектрального рассвета
Агул раскинулся, как рай.
У пира шейха Мухаммеда
Молитвы шепчет Чираг-чай.

Речь идёт о шейхе Мухаммеде Дулдугском. Над его захоронением в селе Дулдуг Агульского района возведён мавзолей в 1682-1683 годах.
Чирагчай – река, протекающая по территории Агульского, Хивского и  Сулейман-Стальского районов Дагестана.

Вещают надписи на плитах.
И слышим вздохи из гробниц.
Как память о прошедших битвах
Пылают всполохи зарниц.
Омыты водами Чирага
Под небом чистым, как стекло,
Магу-дере — ущелье магов,
Дулдуг — небесное село.
Агул-дере — живописное место, окруженное высокими горами, находится между двумя другими ущельями, называющимися Большое и Малое Магу-дере. 
Пустеют горские аулы.
Зарос травой аэродром.
Но мы душой всегда в Агуле.
 Агул — наш дом!
Грустная картина предстаёт взору не только в горских селениях Дагестана, но и по всей России: за первое двадцатилетие 21 века ликвидированы 23000 деревень – плачевный результат усилий «эффективных менеджеров» по уничтожению России. Аэродромы заросли травой по всей стране, исчезла местная авиация,  благодаря которой люди добирались в труднодоступные регионы. Сегодня в стране 254  аэропорта –  в пять раз меньше чем было 25 лет назад. Столько же насчитывает всего один штат США — Аляска.

Хранятся в памяти народа,
Как в небе солнце и звезда:
Дербент — железные ворота,
Агул – духовные врата!
Дербе;нт — означает «Закрытые (связанные) врата» или «железные врата». Первое упоминание Каспийских ворот — наиболее древнего названия Дербента — относится к VI в. до н. э. Они запирали узкий проход между морем и горами Кавказа и ограждали с севера и юга территорию города.
«Агул – духовные врата!» Около селения Рича обнаружены эпитафии, из которых явствует, что здесь похоронено несколько поколений агульских правителей, носивших династический титул михтари (слово иранского происхождения – означает «великий»). Только агульские правители отмечены в истории титулатурой. Поэтому учёные предполагают, что Агул вполне мог проводить самостоятельную политику.

ЭРАН ЦАБУР
Свисает звёздный серпантин
С янтарных плеч горы.
Горят, как ауры вершин,
Арийские костры.

Строфа, которую хочется повторять вновь и вновь – удивительной красоты метафора! Потрясающие образные сравнения Джамаля звучат как волшебная музыка и не перестают удивлять: ну как ему удаётся подбирать такие красивые слова, строить подобные словосочетания и извлекать столь музыкальные звуки? Совершенное владение словом свидетельствует не только о широчайшем лексиконе, о знании теории стихосложения, но и о тонком музыкальном слухе Поэта.

Этот слух был заложен ещё в раннем детстве там, в высокогорном селе Бедюк, у подножия сакральной горы Каф, где он родился. Хрустально чистый и прозрачный воздух гор без примеси посторонних звуков, наполненный только пением птиц, жужжанием шмелей, стрекотом кузнечиков, журчанием ручьёв, шелестом трав, шёпотом ветра, насыщенного чарующими ароматами горных цветов, сформировали тонкий природный слух будущего поэта. Он вслушивался в музыку ветра, в нежные звуки родной природы и языка предков, впитывал в детское, незамутнённое сознание симфонию звуков и ароматов, и эта природная гармония навсегда осталась в его памяти.

Джамаль в детстве часами наблюдал головокружительные полёты орлов в небе, любовался снежными вершинами гор, поэтому его зрение тоже натренировано с рождения. Зрение, слух и обоняние важны для каждого человека, но для Поэта их значение возрастает многократно – это его инструменты познания мира. Без них он не сможет выразить все нюансы природы, передать словами её полифонию и многоцветие.
В Агул приходят облака.
В их памяти, как дождь,
Шумят далёкие века,
И колосится рожь.
Безмолвней нильских пирамид
Стоит Магу-дере.
Как сфинкс оно заговорит
Однажды на заре.
Воскреснут Маги. Я пойму
Писанья про Ашшур.
Ветвями розовыми тьму
Спалил Эран Цабур.
Маг — жрец и член жреческой касты в Древнем Иране, а также в ряде соседних с Ираном стран.  Аншур – бог ассирийцев.  И снова восхитительная метафора – огни костра в ночи похожи на розовые ветви сакуры! Нет у Джамаля заимствованных образов, нет избитых клише!
В поход из Курдала в Сарфун
Отправился туман.
Но грянут мантры, как тайфун,
И явится мантран.
Курдал – Агульское горное село в Курахском районе Дагестана.
Сарфун – бывшее поселение агулов, расположенное на расстоянии 2,5 километров к югу от села Бедюк Агульского района. Там была легендарная столица Филана - древнего агульского государства Сарфун-шагьар (Сарфун-город). Она была разрушена войсками персидского правителя Надир-шаха.
Ма;нтра — набор звуков, отдельных фонем, слов или группы слов на санскрите, которые, по мнению практикующих, имеют резонансное, психологическое и духовное воздействия.
Зороастр – греческое искажение древнеиранского имени «Заратустра», которое носил в Иране в VII в. до Р. Х. основатель великой мировой религии, называемой по имени пророка зороастризмом. Зороастра называли Мантран, или произноситель мантр.

Вернётся к истине народ.
И Гаты зазвучат.
Агура-Мазда ниспошлёт
Агулам благодать.
Га;ты, или «песнопения» — наиболее значимая и почитаемая часть Авесты, представляющая собой 17 поэтических гимнов пророка Заратуштры, обращённых к единому Богу-Творцу Ахура Мазде.

МАГУ-ДЕРЕ
Магу-Дере – волшебное ущелье.
Отсюда шла свирепая орда, -
И становилось горечью веселье,
Слеза – звездою. И слезой – звезда.
Вот здесь у скал, под небо вознесенных,
Где пенится бурливый Чираг-чай,
Бесстрашием агулов непреклонных
Был потрясён раскосый Субудай.

По приказу Чингисхана  в 1220 году начался поход монгольских завоевателей на Северный Кавказ. Агульские войска во главе с эмиром Сулайманом Сабахом оказывали ожесточённое  сопротивление монголам. В ряде успешных атак и засадных операций эмир Сабах нанёс ощутимый урон полчищам варваров, но силы были неравны. Монголам удалось прорваться через территорию Агула. Они жестоко отомстили народу, который оказал им сопротивление. Многие агульские сёла были сожжены дотла.

Спустя 17 лет, осенью 1239 года  монгольские орды во главе с Букдаем снова вторглись в Агульский эмират. Весь мужественный агульский народ поднялся на защиту своей Родины! Объединённое войско агулов и их союзников возглавлял легендарный эмир Сулайман Сабах Агульский. В 1240 году  захватчики были изгнаны с территории Агула.
Магу-Дере – дракон многоголовый,
Стоишь ты, устремляя в небо взгляд,
Твои сыны, овеянные славой,
В твоих ладонях каменных лежат.
Людские письма не запечатлели
Судьбу народа и родной земли,
Лишь птицы знали – птицы улетели.
 Ручьи видали – воды утекли.
Магу-Дере, ты тайнопись природы,
Мечеть преданий, каменный сезам,
Когда же ты откроешься народу
И приобщишь нас к вечным письменам?

АГУЛЬСКОМУ ПОЭТУ
Только вслушайтесь в эту игру слов, рифм, звуков, в мелодику стиха! Джамаль в совершенстве владеет теорией стихосложения и радует читателей всем разнообразием поэтических, художественных приёмов, но не в ущерб содержанию и смыслу стихотворения: 

Вернулся ты к истокам изначальным. –
Я  рад!
Пусть будет твоё утро беспечальным,
Мой брат!
Зажжёт заря над нашими горами
Снега!
Разбудим мы агульскими словами
Века!
Идут года неспешным караваном,
Звеня!
Ты ждёшь ли, брат, под небом Дагестана
Меня?!

                *******
Небольшая подборка прекрасных стихов свидетельствует как о поэтическом таланте Ф. Джамаля, его неиссякаемой любви к своему народу и Отчизне, так и о трагической судьбе агулов, на долю которых выпали тяжелейшие испытания. Они отстаивали свою независимость, право жить на земле своих предков в сражениях с монголами и персами. Шестьдесят тяжелейших  лет в кровавых битвах вместе с другими народами Северного Кавказа агулы сопротивлялись царским войскам Российской империи. Потом агулам предстояло получить ещё один страшный удар – сталинскую депортацию вместе с мирными женщинами, детьми и стариками. Хотя большинство мужчин из малочисленного народа агулов пали на полях сражений Великой Отечественной войны.

Эта неутихающая боль за муки и страдания своего народа стучит в сердце Джамаля, он выливает её в стихах, поэмах, статьях, выступлениях. Он, вынужденный эмигрант ежедневно живёт жизнью Дагестана, засыпает и просыпается с мыслями о далёкой Родине. Он делает всё возможное, чтобы выполнить заветы агульских старцев: держаться вместе, помогать друг другу, помнить свою родословную. К горькому сожалению, не все агулы помнят мудрые слова седобородых старожилов.

В Дагестане, как и во всей России,  произошла социальная дифференциация – расслоение на бедных и богатых. Новоявленные нувориши, захватившие власть, ограбили народ, присвоили несметные богатства, сделав двадцать миллионов сограждан нищими и сорок – бедными. В мгновение ока, попав из грязи в князи, они предали национальные интересы и сомкнулись тесным кольцом вокруг кремлёвской банды уголовников. Воистину – преступники не имеют национальных и религиозных корней. Они молятся Мамоне – богу наживы, их хозяин – Сатана. Они предали единого Бога – Творца Вселенной. Но эти абсолютные предатели и лицемеры, подобно волкам в овечьих шкурах, фарисействуют в домах Бога, оскверняя своим нечистым присутствием святые места.

Местные чиновники вместо заботы о вверенных им гражданах и территориях занимаются поборами, взятками, воровством, оправдывая свои поступки тем, что все живут по волчьим законам. Вот и Джамаль попал в жернова Молоха – чудовища, не щадящего даже детей. Этот монстр пожрал его детище – главный поэтический труд всей жизни, посвящённый любимой  Родине. Этот Левиафан поставил себя в один ряд со средневековыми инквизиторами, сжигавшими на кострах книги великих учёных вместе с их авторами. Дикари проявили первобытный вандализм, невежественность, бескультурье, необразованность, уничтожив уникальный, бесценный  историко-героический поэтический сборник – национальное достояние агульского народа. Они заслужили славу Герострата, покрыв позором не только себя, но всех своих потомков: «И дети детей ваших будут за ваши грехи отвечать!» Закон бумеранга ещё никто не отменил.

Только рукописи не горят! Варвары не знают, что нельзя уничтожить живую, гениальную человеческую мысль-энергию – она уже принадлежит Мировому разуму, а попав однажды в интернет, она остаётся там навсегда для чтения и осмысления читателями –  современниками и потомками. Современным геростратам неведомы гениальные строки:
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
…И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит».
                А. Пушкин /Exegi monumentum/

Культуры малочисленных народов можно сравнить с ручьями и речками, которые впадают в главную водную артерию, несущую свои воды в мировой океан. Так и каждый из сорока народов  Дагестана вносит свою лепту в культуру Кавказа – одного из самых красивых регионов многонациональной России.  Лучшие представители творческой интеллигенции всех народов страны являют собой золотой фонд мировой культуры. Агульский народ в лице своего земляка, знаменитого авангардного поэта, гениального метафориста, литературоведа, лингвиста, возродившего письменный язык агулов, автора научных теорий Профетизма и Космореализма, философа, историка, переводчика Фатхулы Джамаля достойно представлен в мировой культуре. Джамаль своим примером доказал, что агулы вправе стоять на одном уровне с корифеями мировой литературы: Пушкиным, Лермонтовым, Достоевским, Низами, Фирдоуси, Руставели, Нарекаци, Данте, Шекспиром и Гёте.

Философы знают, что ничего случайного в мире нет, любая случайность – это проявление закономерности. Так и появление на свет Поэта подобно рождению новой звезды. Почему звезда Джамаля зажглась в горах Агула, у подножия священной горы Каф, давшей название Кавказу? – Сам Творец Мироздания этим фактом показал ценность для Вселенной даже самого малочисленного народа. Если Бог дал землянам сотни языков, то это означает, что они все равнозначны, и никто не вправе называть одни языки  главными, а другие дискриминировать. Если Бог поселил на планете Земля людей с разным цветом кожи и разрезом глаз, значит так угодно Творцу, и все мы, земляне, любимы им в своём обличье. Мы же испытываем не выразимый словами восторг весной при виде разноцветного половодья полевых или горных цветов, многоголосого птичьего хора, сотен порхающих яркокрылых бабочек! Во Вселенной мигают мириады звёзд, и нет двух одинаковых, каждая из них неповторима. Напрашивается один вывод – всё это немыслимое многообразие Мироздания является его имманентным, изначальным, неоспоримым, предопределённым Творцом свойством! Протестовать против природы – гневить Бога!

Для чего Господь создал человека и человечество? Для продолжения рода? – Но такая матрица заложена у всех живых существ. Антропокосмический этап развития Вселенной связан с необходимостью формирования, взращивания наших душ и их последующего применения в духовном мире. Но даже самый большой народ не в состоянии выполнить эту Вселенскую функцию подготовки душ к их бессмертному существованию. Для этого необходимы усилия всего человечества. Законы общественного развития, как и законы физики, химии, математики заложены изначально Творцом в механизм функционирования Вселенной. Нарушение природного равновесия приведёт к сбою всей системы, материя станет неустойчивой и Вселенная не сможет существовать – это так называемый эффект бабочки. Из этого следует, что  уничтожение  даже одного языка, народа может привести через цепочку  событий к нарушению Вселенского равновесия. Об этом пишет Джамаль в стихах, научных и публицистических статьях. Когда он называет чиновников убийцами агульского народа, не следует эту фразу понимать как метафору, поэтический образ, гиперболу – нет, это реальная угроза всей жизни на планете. Каждый человек, а тем более госслужащий – солдат государства, ответственен перед человечеством и Богом за сохранение гармонии на Земле!

Величие народа определяется не его численностью, а вкладом в мировую культуру, экономику. Даже самый малочисленный народ может стать великим по значимости. Не зря же вековая народная мудрость гласит: «Мал золотник, да дорог». Фатхула Джамаль – гордость Агула и всего Дагестана, его творчество – национальное достояние, прежде всего, агульского народа. Его Поэзия – это бесценный вклад в российскую и мировую литературу. Но всякий талант нуждается в моральном признании и финансовой поддержке на государственном уровне. К великому сожалению, ни руководство Агульского района, ни власти Дагестана не проявляют интереса к творчеству своего знаменитого земляка. Наоборот, они открыто преследуют поэта-новатора, как дикари, которые пугаются всего нового, необычного. Это вызывает недоумение – неужели они настолько далеки от литературы и недальновидны, что не могут понять значение творчества гениального поэта для культуры Дагестана? Ясно, что не все люди имеют гуманитарное образование. Но в таком случае следует прислушаться к мнению специалистов. За последние тридцать лет учёные дали многочисленные, объективные, высочайшие оценки литературному таланту знаменитого дагестанца.

Будь они более прозорливыми и прагматичными, вспомнили бы знаменитых русских меценатов: П. Третьякова, С. Мамонтова, С. Морозова, А. Бахрушина, П. Щукина  –  богатых промышленников и купцов, которые, заметим, не присвоили народные богатства путём жульнических залоговых аукционов, а заработали своим талантом и трудом большие состояния. В отличие от нынешних парвеню они не безумствовали в бессмысленных оргиях и тратах, а вкладывали средства в развитие русской культуры.

Знаменитая картинная галерея в Москве носит имя прославленного коллекционера Павла Третьякова, подарившего городу собрание живописных полотен лучших русских художников. Перед зданием галереи, также построенным меценатом на свои средства, взору всех благодарных посетителей предстаёт прекрасный памятник благородному коллекционеру. К нему тоже не зарастёт народная тропа, он обессмертил своё имя в веках, в памяти благодарных потомков. Это пример жизни христианина, прожитой во имя русского народа и во имя Бога, давшего ему талант предпринимателя.

Почему же нынешние чиновники и богатые дагестанцы, правоверные мусульмане не совершают богоугодное дело – не поддерживают лучших представителей творческой интеллигенции в продвижении их шедевров в своей республике и на российском рынке? Тем самым они подняли бы на более высокий уровень значимость  многонациональной дагестанской культуры, а значит и свой статус как истинных знатоков, ценителей и меценатов искусства, как мудрых руководителей и патриотов. Пусть их  благословит Аллах на добрые, милосердные дела во славу Всевышнего!
ПРОДОЛЖЕНИЕ: https://ok.ru/group/53046634283240/topic/152572739222504

Шестакова Раиса
Член Европейского литературно клуба
Кандидат исторических наук, доцент