Один день из жизни в тайге

Юрий Вэлла
Николай ГЫНГАЗОВ
 
 
    Ночью вернулось стадо с характерным гортанным звуком и специфическим постукиванием копыт. Оленей душил гнус, и они, инстинктивно зная, где может быть спасение, пришли на стойбище. Хозяин, предвидя это, заблаговременно "подшевелил" дымокур.
    Солнечным утром животные, вытянувшись, лежали в клубах дыма-спасителя. Так начинался день на стойбище Юрия Кылевича Айваседы из ненецкого рода Вэлла. Его дом затерялся на просторах Югры где-то в районе Когалыма, между Нижневартовским и Сургутским районами. Супруга Лена, главный спутник по жизни вот уже сорок лет, хлопотала у железной печурки, готовя на открытом воздухе нехитрый завтрак. У супругов четыре дочери, четыре внучки, десять внуков. Многочисленное семейство, разместившееся в нескольких летних домиках, ещё досматривало утренние сны. Для них день начнётся позже, а пока за завтраком хозяин планирует предстоящий день. Поездка в Ханты-Мансийск, творческая командировка в Америку на встречу с писателями коренного населения отвлекли от текущих хозяйственных дел. Нужно проехать к зимнему стойбищу, осмотреть ограду, совокупная длина которой более пяти километров, заехать на озёра, где стоит мордушка, посмотреть на дальнем болоте, не пора ли собирать морошку, ну и по пути собрать грибов: картошка с грибами - достойное угощение к столу человека, живущего в лесу. Так, за утренним чаем и неспешной беседой, начался один из летних июльских дней оленевода.
    И вот уже умело управляемый отечественный вездеход уазик-булка, маневрируя между соснами, пнями, буреломом, послушно катит по намеченному пути. Тут самое время представить читателям нашего героя - Вэллу - так в родном посёлке Варьеган Юрия Кылевича называют земляки, а ещё это творческий псевдоним члена Союза писателей России. За свои шестьдесят с хвостиком Юрий много чего успел. Успел освоить рабочие профессии, бывал в депутатах. Но страсть к сочинительству взяла верх. И уже зрелым человеком эта тяга привела лучшего охотника Нижневартовского района в Москву, в литературный институт имени Горького. "Институт - с его особой аурой творчества, новые друзья заставили переосмыслить прожитое и пристальнее всмотреться в настоящее", - вспоминает Вэлла. Обогащённый теорией, отлично знающий жизнь своего народа, он издаёт ряд произведений, достойных членства в творческом союзе.
    Творческая жизнь развивалась успешно, но этому пытливому человеку стало казаться, что что-то главное проходит мимо. И он принимает кардинальное решение - стать оленеводом. На деньги, заработанные за сезон охоты, Юрий покупает десять оленей, строит корабль, зимний домик и со своей женой отправляется жить на болото. Многие скептики недоумевали - мол, чудак. Но гражданин Югры Юрий Вэлла знал, что делает. Он кропотливо изучает тайны профессии оленевода, добиваясь успехов и на этом поприще. И многие уже решили, что его эра писательства закатилась, утонула в рутине быта, хозяйстве, которое он взвалил на себя. Но и здесь наш земляк превзошёл все ожидания. Он не только не забросил сочинительство, но с ещё большей силой раскрыл свой талант писателя, философа, поэта.
    Книги, вышедшие из-под пера писателя, мысли, посетившие его голову на далёком стойбище, нашли признание. Произведения Вэллы переводят на угорские языки, а также английский, немецкий, французский и прочие. Человек, повседневная одежда которого - малица оленевода, получает престижные премии. Он проводит мастер-классы. Но особый интерес вызывает у людей, жаждущих познакомиться с его творчеством, жизнь на стойбище. Они хотят окунуться в первозданный мир, слиться с природой. Вэлла - радушный хозяин. Несмотря на скудный доход, он готов откликнуться на просьбу любого человека о помощи: в ущерб ценному личному времени обучать молодого оленевода, колесить с иностранными студентами по урманам и болотам, устраивать летний детский стойбищный лагерь, "пробить" у чиновников от образования стойбищную начальную школу.
    Незаметно, кружа по лесу, останавливаясь в самых неожиданных местах, разъезжая на моторной лодке, обласе, мы заканчиваем этот день на стойбище, где нас уже ждут. Непременная баня, долгий вечер за столом с интересными байками, историями - так завершается для меня этот длинный, насыщенный событиями день. Но для Юрия Кылевича он ещё не закончился. Затихнут голоса, заглохнет электростанция, а в белой ночи ещё долго будет светиться экран ноутбука. Несколько мыслей для будущего он оставит в памяти компьютера и в этот день. Большая работа длиной в десять лет над топонимическим словарём подходит к концу.
    Ночью стало прохладно, затихли комары, вожак оленьего стада в сто голов повёл своё потомство на пастбище…