В созвездии ЛибEллула

Наталья Никулина
Журнал ПОэзии №84, посвящённый памяти Елены Кацюбы!!!!Весь! Полностью. И столько людей говорили, писали, думали о ней. О гении в женском теле поэзии!

В "СОЗВЕЗДИИ ЛИБЕЛЛУЛА" ПЛАКАЛИ И ПЕЛИ, СКЛОНЯЛИ ГОЛОВЫ И ПРЕКЛОНЯЛИ КОЛЕНА:

Елена Кацюба, Либеллула 2–60 Константин Кедров 2, 11, 36 Маргарита Аль 6 Яна Павелковская 6 Андрей Вознесенский 10 Генрих Сапгир 10 Кира Сапгир 10 Евгений Евтушенко 10 Алексей Чуланский 12 Александр Раткевич 12 Андрей Врадий 14 Галина Мальцева 15 Вера Сажина 17 Евгений Харитонов 17 Света Литвак 17 Александр Бубнов 17 Николай Ерёмин 19 Полина Ольденбург 22, 23 Эдуард Трескин 23 Галина Свинцова 23 Валерий Врадий 24 Владимир Монахов 25 Лена Де Винне 25 Лада Аникина 26, 37 Эва Касански 26 Сергей Бирюков 27 Кристина Зейтунян-Белоус 28 Наталья Литвинова 28 Татьяна Зоммер 29 Герман Виноградов 31 Виктор Клыков 33 Дмитрий Панчук 35 Наталья Рожкова 37 Александр Вепрёв 37 Наталья Лунёва 38 Ирина Силецкая 41 Наталья Никулина 41 Ольга Реймова 43 Александр Добровольский 43 Владимир Дэлба 45 Лоренс Блинов 45 Семён Гурарий 45 Владимир Опара 46 Зульфия Алькаева 47 Александр Карпенко 48 Татьяна Теребинова 51 Ксения Радионова 51 Юрий Маскалёв 51 Валерий Батрушевич 51 Ольга Лебединская 52, 54 Игорь Балюк 54 Лидия Григорьева 59 Виктор Гоппе 60 Надежда Девишева 60

***
КОНСТАНТИН КЕДРОВ ЛАВИНА ЛЮБВИ

Её поэзия пламенная лавина слов от английского лав-любовь. Кудрявой лавиной словесных ягнят была ее прическа, ниспадающая до пояса. Простите за невольную цитату из Песни песен. Впрочем, когда мы встретились в коридоре Казанского Дома печати, прическа была короткой по моде тех лет. Лена была тогда вылитая Эдита Пьеха, только намного красивее. А голубые глаза сводили с ума всех поэтов. Ей было19, мне 23. С тех пор мы были неразлучны и духовно, и телесно 55 лет. Почему? Потому что для меня не было никого умнее, никого талантливее, никого надежнее и преданнее, чем Елена Кацюба. Впрочем, слово преданность она не любила и выше всего ценила свободу. Свободу во всем: в жизни, в любви, в поэзии. Когда ей нравился какой-нибудь текст, она прежде всего стремилась от него освободиться. Каким способом? Превзойти. Она однажды, когда мы переписывались с Парщиковым, жившим в то время в Кельне, написала: «Меня интересуют только совершенные тексты». Такими были для нее: Соловьиный сад Блока, моя поэма Бесконечная и Пьяный корабль Рембо. И еще переводы Маршака Уильяма Блейка и сонетов Шекспира. И конечно же Маяковский, который помог ей освободиться от Соловьиного сада. Поэтому Андрей Вознесенский не преувеличил ни одного слова, когда на Первом Всемирном Дне поэзии ЮНЕСКО провозгласил: «Если бы Хлебников жил сегодня он писал бы как Елена Кацюба. У нее есть Словарь палиндроммов - это что то божественное». Я согласен с гениальным Андреем, нашим великим другом и соратником на протяжении многих лет с 1984-го года и до конца его земной жизни в 2010-ом. Уверен, что Там они уже встретились и что то замышляют для нас. В каждом номере Журнала ПОэтов обязательно были новые стихи Вознесенского с пометкой «специально для ПО». А Журнал Поэтов – это львиная доля Лениного участия. Журнал Поэтов, два Палиндромических словаря, этого для вечности более чем достаточно. И все же главное – это ее совершенные тексты, её поэзия. Генрих Сапгир вспоминает, как на вечере «Минута немолчания» во Дворце молодежи в первом ряду сидел человек в военной форме и подсказывал Лене строки, которые она в тот момент забыла. Генриха это привело в полный восторг. Он считал, что поэзия Кацюбы гениальна и предназначена только для поэтов. А тут на тебе, человек в военной форме  наизусть шпарит. Генрих, к сожалению, не дожил до времен ЛИффТа, когда благодаря титаническим усилиям Маргариты Аль поэзию Елены Кацюбы узнали, поняли и услышали все, кто хоть как ни будь причастен к поэзии. Теперь это навсегда. Фото Е. Зуева 3 * * * Бог в ней явлен во всей полноте Были Боги и эти и те Но она из античных святынь Та Елена Богиня богинь Плач Троянской Елены над трупами Был озвучен небесными трубами То не плач был а голос живой Волчий женский божественный вой Всех Венер воплощенье телесное Превращенное в чудо словесное Мне знакома до каждого листика Сверхбожественная лингвистика Палиндрамы и палиндромы Слов нездешних аэродремы Я дисптчер твоих полетов Взлетов штопоров и улетов Я конечно же твой диктатор и недремлющий навигатор Где твое античное тело Ты куда от нас улетела О Елена Елена Елена Афродита из мраморной пены Украшение Парфенона Где мы были во время оно Был тобой покорен КапИца Знаю мрамор и тот крошится Даже любящей и влюбленной ты осталась непокоренной Всех заботливей всех нежней Как в Раю я всю жизнь был с ней Умер Бог- умерла Богиня Я один на земле отныне Возвожу в честь ее гробницы Слов не ведающих границы Имяславец Имени – Лена Преклоняю свои колена

И моя горсточка стихов...или слёз или огненных крыльев стрекозьих

Наталья Никулина
 
БОЛИТ. СЕРДЦЕ БОЛИТ

Елене Кацюбе

* * *
когда я чую взрывы
под землёй. я знаю –
семена твои проснулись.


* * *
внутреннее
и внешнее
столкнулись

во мне.

и во вне
отпечаталась
вечность…

* * *
болит. сердце болит
входим в чужую
атмосферу земли

* * *
в сердце расщеплённого атома —
лучина.
в сердце человека — песня о ней.

* * *
теперь мы огонь.
теперь  мы – Огонь поядающий.
теперь – Мы огонь по Я дающий!


ЭНДЕМИКИ

                Кедрову и Кацюбе

тяжело расти
вверх корнями
эндемикам из рая.

жизнь – тонкая корочка
на незаживающей
ране Бога.

но тих и светел
рай божьих коровок
под ногами.