Лев Шестов - философия трагедии

Оскар Хуторянский
Чтобы испытать наслаждение от трагедии, нужно ее видеть только со сцены.
                - Лев Шестов  (1)
Наполеон слыл знатоком человеческой души, Шекспир — тоже. И их знания не имеют меж собой ничего общего.
                - Лев Шестов

В энциклопедии зовут
Его зовут философ русский.
А как иначе, жизни труд
Он посвятил теории грустной.

Он “философией трагедии”   (2)
Свои воззрения назвал.
И это не его лишь мнение,
Бердяев это тоже знал.

Вся жизнь его свидетель в том,
Что изучение человека,
Нельзя постичь одним умом,
Наука не помощник в этом.

Он всю трагедию видел в том,
Что мы живём в “необходимом”
Границы, рамки и закон
Нас душат. Это ощутимо.

Есть “данность”, каждого с рождения
Как основание бытия.
Страх этой “данности” - трагедия
И каждому она своя.

Свобода мысли и души,
И творчества - великий подвиг.
Считал - мы разума рабы
И каждый есть ума заложник.

Он против был запретов местных,
Брал в подтверждение с собой
Платон и Ницше, Достоевский,
Шекспир, Бердяев и Толстой.

Философ русский, иудей.
Он Богу своему молился.
Но в философии идей
Не важно кем, когда родился.

1-5-21

(1) Лев Исаакович Шестов (при рождении Иегуда Лейб Шварцман; (1866 -1938) — русский философ-экзистенциалист и эссеист.

(2) Для Льва Шестова источником философии выступали человеческая трагедия, ужасы и страдания человеческой жизни, переживание безнадежности. В мире, где ничто не может произойти вопреки необходимости, люди чувствуют себя «бессильными колесиками» одной большой машины.
Свою философию Шестов называл «философией трагедии».




ТРАГЕДИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ТРАГЕДИИ

Трагедия греческой трагедии, (1)
Что зрителя сегодня нет.
Для бури чувств, любви, сомнений
В две с половиной тысячи лет.

Её создали мудрецы
Ещё задолго до Сократа.
В честь Диониса там певцы (2)
Все возносили дифирамбы. (3)

Софокл мудрейший, Еврипид (4, 5)
Слезу из камня могли выжать...
Эсхил - он автор мудрых книг,
Отец трагедий, что не выжить.

Там жизнь богов, там смерть принцесс,
Там Прометей, Эдип, Электра
Ревнива Гера, страстен Зевс...
Великих чувств пора, Гомера.

Там Агамемнон, Ахилес,
Там Пифия пророчит судьбы,
Там Антигоны - верность, честь,
В них жизни смысл даётся людям.

Там от судьбы не убежать,
Там рок тебя настигнет всюду.
Не знать что ждёт или узнать -
Случится. И не будет чуда.

Там с персами идёт война,
Там социальные законы,
Там слухи, сплетни и молва,
Ну как на лавочке знакомой.

Там время, место и события
Лишь от восхода до заката.
Там очень тонкая интрига,
Там хор вступает, когда надо.

В амфитеатре все в слезах,
Артист - там не звезда, он в маске.
«Катарсис» зрителя и чтят. (8)
Там автора - лавр и ласки.

Шекспир у них учился, Фрейд
По ним он комплексы назначить.
И даже Ницше считал честь -
Он "Дионисом" подпись ставить. (7)

Теперь всё можно и без чувств...
В печали лишь одни поэты.
Трагедия - первой из искусств
Раскрыла душу человека.

Нам не понять тех чувств, той веры
В судьбу, в оракулов, в богов...
Для психиатров - примеры,
Для нас - истории итог.

6-3-17. Ред.

Катарсис - Термин, применявшийся Аристотелем в учении о трагедии. По Аристотелю, трагедия, вызывая сострадание и страх, заставляет зрителя сопереживать, тем самым очищая его душу, возвышая и воспитывая его.

(1) Древнегреческая трагедия — древнейшая из известных форм трагедии. Происходит от ритуальных действ в честь Диониса

(2) Дионис, Вакхос, Бахус младший из олимпийцев, бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза.

(3) Песни в честь Диониса именовались в Греции дифирамбами.

(4) Софокл — афинский драматург, трагик. 496-406 до нэ

(5) Еврипид — древнегреческий драматург, крупнейший (наряду с Эсхилом и Софоклом) представитель классической афинской трагедии. Написал около 90 драм, из которых до нас дошло 17 трагедий. 480-406 до нэ

(6) Эсхил - 525 до н. э. — 456 до н. э.)— древнегреческий драматург, отец европейской трагедии. Он придумал вид выступлений в театре — трагедию.

(7) Последнюю свою запись Ницше
подписал Дионисом.

(8) Катарсис - Термин, применявшийся Аристотелем в учении о трагедии. По Аристотелю, трагедия, вызывая сострадание и страх, заставляет зрителя сопереживать, тем самым очищая его душу, возвышая и воспитывая его. В современной психологии (в частности, в психоанализе, психодраме, телесно-ориентированной терапии, символдраме) катарсис понимают как индивидуальный или групповой процесс высвобождения психической энергии, эмоциональной разрядки.



ТРАГЕДИЯ ФИЛОСОФИИ

Без действия трагедия невозможна, а без характеров возможна.
                Аристотель

О философии трагедий
Писали много диссертаций
И много самых разных мнений
От порицания до оваций.

Чужды нам чувства, что трагичны,
Поднятых из глубин души;
Для поколения циничных
Всё это - рыбы крик в тиши.

Живём средь нищих мы спокойно,
Пусть в кружку бросим медный грош.
Среди трагедий недостойно
Счастливым быть нам невтерпёж.

А в чём трагедия философии?
Кто глубину её познал?
Как Ницше написал те строки,
Себя “трагическим” назвал.

Как и трагедию философию
Забыл наш интернетный век.
Спешим, нам думать не по профилю,
И чувств отсутствие - успех. 




ЗАЧЕМ НУЖНЫ ТРАГЕДИИ


Зачем нужны нам все трагедии?
Как будто нет забот своих.
Зачем проблемы их, сомнения,
И “быть - не быть” решать за них?

Зачем их боль утрат и веры,
У нас проблем своих полно.
Нагрузка нам на наши нервы
О них, чужих - но для чего?

Эдипа жизнь, как и Электры,
Печальна Гамлета судьба,
Концов хороших нет примеров -
На то трагедия она. 

Умрут на сцене лицедеи,
И слёзы зрителя пройдут,
Эмоции свои проверят,
Что в глубине души живут. 

Страх вызывают, сострадание
Для очищения души.
Так в Аристотеля писании
Трагедии роль нашли в тиши. 

7-8-19