Русские цари 1547-1725-ч. 10 Церковный раскол 17

Евгения Грекова 2
               
                По мотивам  романов:

  Казимира Феликсовича  Валишевского   «Первые Романовы»; (1849 -1935);
  «Последний Рюрикович»  Валерия Елманова  (25 июля 1962…..);
  «Русские цари» – Борис  Иванович  Антонов, (01.09.1941……);   
  «Тишайший» - Владислав   Анатольевич Бахревский  (15.08.1936…..);
  «Сказание о спасении от поляков Михаила Фёдоровича Романова» - автор
  Виноградов Николай Николаевич   (1876 - 1938);
  «Правда о Сусанине» - Алексей   Данилович   Домнинский  (1794-1870);
  «Иван   Грозный»  Костылёв  Валентин  Иванович  (1884- 1950).

                Часть 10

                Церковный раскол  17  века

                Версия: 

                "Счастлив, кто посетил сей мир
                в его минуты роковые.
                Его призвали всеблагие
                Как собеседника на пир"...               
               
                (Тютчев Фёдор Иванович  1803-1873)
               
               
     В 1646-1648 годах царь Алексей Михайлович при своём московском дворе организовал кружок «боголюбцев» (ревнителей древнего благочестия).  В этот кружок вошли:
 Иван Неронов, Стефан Вонифатьев, Аввакум Петров, Никон, ставший архимандритом столичного Новоспасского монастыря, окольничий Фёдор Ртищев. Они обсуждали вопросы об исправлении церковных книг по единым образцам
     Церковный раскол, имевший место   в 17 веке стал национальной трагедией России. Произошло разделение русского народа на тех, кто перешёл  в лоно  Православной Церкви, совершающей  богослужения по новым правилам,  и на старообрядцев, продолжавших придерживаться дореформенных церковных обрядов.
     Итогом  церковного раскола — стало прекращение  своего существования духовного единения  русского народа. Впервые в истории государства  Российского  возникла   вражда на религиозной почве.
    Проведение церковной реформы было инициировано правительством,  поддержано царём  Алексеем Михайловичем  и проводилось при его поддержке. Управление церковными делами начало постепенно переходить в государственное ведомство. Устанавливается верховенство царской власти   над  властью   церковной, что и явилось одной из основных  причин  Раскола.
    Окончательно этот процесс завершился при Петре Первом, упразднившем институт патриаршества.  Происходит укрепление международного положения России,  и расширение ее связей со странами православного мира.
    Большинство историков утверждают, что истинная причина церковного раскола в 17 веке  заключается вовсе не в споре о поправках к богослужению. Все дело в одном значимом вопросе – может ли светская и церковная власть решать, как и каким образом народу верить во Христа,  или народ имеет право сохранить нетронутыми обрядность и уклад церковной жизни, установленные много веков назад.
     Изменения  коснулись  обрядовой  стороны  богослужения: теперь вместо шестнадцати поклонов до земли,   нужно было класть четыре  поясных; креститься не двумя, а тремя перстами.   Кроме того,  полагалось  совершать крестные ходы не по солнцу, а против солнца; возглашать во время службы «аллилуйя» не дважды, а трижды; писать ИИСУС,   вместо  ИСУС… и т.д.
     Тех, кто отказывался это делать, с 1656 года отлучали от церкви. Начиная  с 1654 года стали изыматься старинные иконы, противоречащие новым канонам.
    Подобные изменения воспринимались многими верующими как посягательство на чистоту православия и вызывали протест, что приводило к расколу церкви и общества.
     Старые  обряды поддерживали  представители  разных групп населения:  духовенство, бояре, посадские, стрельцы, казачество, крестьянство. По разным оценкам, в раскол  ушло от одной четверти до  одной трети населения страны.
     Крупнейшим представителем раннего старообрядчества был протопоп Аввакум Петров. Он стал практически первым противником никоновской реформы. В 1653 году он был отправлен в сибирскую ссылку, где претерпел жестокие лишения и страдания за веру.
     Он происходил из семьи потомственного приходского священника Петра, сына Кондратьева. Родился  в 1620 году под Нижним Новгородом  в селе Григорове, за рекой Кудьмой. В 15-летнем возрасте лишился отца. По указанию матери женился в 17 лет на обедневшей четырнадцатилетней сироте, дочери кузнеца,  Анастасии Марковне.
     В 1642 году Аввакум был рукоположён в диаконы;  в 1644 году   стал священником села Лопатищи близ Макарьева (ныне село располагается на территории Чернышихинского сельсовета в Кстовском районе Нижегородской области. Здесь определилась в нём та строгость убеждений, которая определила в дальнейшем его подвижничество и аскетизм:  прихожан своих Аввакум беспрерывно  публично  уличал и стыдил за разные пороки, а священников — за плохое исполнение церковных правил и предписаний.      
    В конце 1640-х - начале 1650-х годов  Аввакум служил  протопопом  города Юрьева-Повольского.  Был  участником  влиятельного Кружка ревнителей благочестия,  другом и соратником  будущего патриарха Московского Никона, также входившего в этот кружок. Впоследствии  Аввакум стал противником  церковной реформы, начатой патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем, идеологом  и наиболее видным  деятелем  старообрядчества в период его возникновения.
    В  старообрядчестве на протяжении всей его истории являлся авторитетной и знаковой фигурой и почитается как священномученик и исповедник. 
    В 1664 году  он вернулся в Москву, ему было предложено продвижение по службе в обмен на его молчание и отказ от публичных выступлений.  Но он отказался.   На Церковном Соборе  он и его сподвижники были расстрижены, преданы анафеме и сосланы в Пустозерск. Место ссылки стало идейным центром старообрядчества, откуда послания пустозерских старцев рассылались по всей России.
    14 апреля  1682 году протопоп  Аввакум и его соузники были казнены в Пустозерске через сожжение в срубе уже при царе Фёдоре Алексеевиче.(Алексей Михайлович на это не решился). Существует версия, что он предрёк царю Фёдору недолгую жизнь.
    Во второй половине XVII века появился целый ряд ярких расколоучителей – Спиридон Потемкин, Иван Неронов, Лазарь, Епифаний, Никита Пустоясвят и др.
    Особое место среди них занимали женщины, в первую очередь боярыня Федосья Прокопьевна Морозова  -  жена родного брата Бориса Ивановича Морозова- воспитателя  царя Алексея Михайловича. Свой дом в Москве она сделала оплотом старообрядчества. В 1671 году она была заключена в земляную тюрьму, где умерла в 1675 году. Вместе с ней погибла ее сестра Е.П. Урусова и Мария Данилова.
    Крупнейшим протестом против   церковных  реформ стало Соловецкое восстание 1668-1676 годов. В Соловецкий монастырь стекались противники Никона, вместе с монахами в течение восьми лет сражавшиеся с царскими войсками.
    Идеологической основой старообрядчества стали учение о «Третьем Риме» и «Повесть о Белом Клобуке», осужденные   Собором 1667 года.  Так как реформа Никона уничтожила истинное православие, Третий Рим, то есть Москва, оказался на грани гибели, прихода Антихриста и конца света.
    Апокалиптические настроения занимали важное место в раннем старообрядчестве. Поднимался вопрос о дате конца света. Появилось несколько толкований о приходе Антихриста: по одним он уже пришел в мир в лице Никона;  по другим, - Никон был только его предтечей; по третьим в мире уже существует «мысленный» Антихрист.
     Если же,  Третий Рим пал, а четвертому не бывать, то значит, священная история окончилась, мир оказался богооставленным, поэтому сторонникам старой веры должно "уходить из мира", бежать в «пустыню». Местами, куда бежали  раскольники, стали район Керженца Нижегородского края, Пошехонье, Поморье, Стародубье, Приуралье, Зауралье, Дон.
     Староверы отстаивали традиционную систему культурных ценностей, противясь распространению светского образования и культуры. Так, например, Аввакум отрицал науки, крайне негативно отзывался о новых веяниях в живописи.
     Таким образом, сохранение национальной традиции в духе старообрядчества,  было чревато для его приверженцев духовным консерватизмом и отрывом от культурного прогресса.
     Широкие эсхатологические настроения в среде староверов приводили многих к крайней форме отрицания мира, в котором воцарился Антихрист, а именно к уходу из него через самосожжение. Множество «гарей» совершалось в ответ на гонения властей. К концу XVII века, путём  самосожжения погибли более 20 тысяч человек.
     Протопоп Аввакум считал «огненное крещение» путем к очищению и вечному блаженству. Некоторые расколоучителя были против практики «гарей», как, например, инок Евфросин. Но в последние десятилетия XVII века возобладал взгляд Аввакума.
     Раскол русской церкви в XVII веке – поистине трагическая страница истории нашей страны. Последствия раскола не изжиты до сих пор.

     Несоответствие  текстов церковных славянских книг с греческими (вследствие неточностей перевода и многократного  переписывания)  существовали вплоть до правления царя Алексея Михайловича, пока его друг и наставник в вере митрополит Новгородский Никон не был в 1652 году избран (по желанию самого царя) патриархом всея Руси. Еще до патриаршества он говорил о необходимости провести широкомасштабную церковную реформу по исправлению и усовершенствованию обрядов, а теперь, получив власть в свои руки, рьяно   взялся за дело.

      Главной причиной раскола было, пожалуй, не само наличие  ошибок (несоответствий), а то, какими средствами они исправлялись. Патриарх Никон был из тех людей, которые не любят, когда им не подчиняются и перечат. А еще он был абсолютно уверен в правильности своей реформы, потому как считал, что "творится богоугодное дело".
      Например, он слишком ретиво боролся с новыми иконами, в которых смешивались старые и новые стили. Проводились акции, в которых  такие иконы  насильно изымались  из домов  москвичей. Образам выкалывали глаза и в таком виде носили по улицам, угрожая расправой тем, кто подобные иконы будет держать у себя. А во время одного из богослужений патриарх Никон прилюдно проклял иконописцев, разбив при этом написанные ими иконы об железный пол.
 
      Для верующих людей, почитавших любую икону за великую святыню, такие действия не могли не казаться настоящим кощунством.
      Против Никона стали собираться люди, которые не хотели ему подчиняться и радели за старые обряды. Главой старообрядцев стал протопоп Аввакум. За свою активность его неоднократно ссылали и в Сибирь, и «садили»  в заточение, но он не переставал проводить агитацию против новых обрядов.  Сторонники Аввакума   называли   Никона  "антихристом" и предрекали приближающийся конец света.
 
      Будучи близким к царю человеком, его наставником,  патриарх Никон получил почти неограниченную власть. Он взял себе титул "великого государя", стал даже говорить, что патриаршая власть выше светской, царской.
      Сначала царь Алексей Михайлович поддерживал нововведения и не вмешивался в церковные дела. Но постепенно ему перестало нравиться поведение Никона, и он к 1658 году перестал общаться с патриархом и посещать его богослужения.   
     Честолюбивый Никон решил разобидеться и оставил управление Церковью, уехав в свой подмосковный монастырь. Однако, царь и не думал мириться с обиженным, а решил самостоятельно разобраться и с ним, и с реформой.
     В 1666-1667 годах состоялся Большой церковный Собор под председательством восточных патриархов и митрополитов. На нем было принято два решения: Никона лишить патриаршего сана,  и простым монахом сослать в монастырь, однако   проведенные им реформы признать правильными, а всех её противников подвергнуть проклятию  и осуждению. Так старообрядцы оказались вне закона…
      С именем Никона  связана Церковная реформа (1650-1660), представлявшая собой комплекс богослужебно-канонических мер в Русской Церкви и Московском Государстве, направленных на изменение существовавшей тогда обрядовой традиции в целях ее унификации с греческой. Реформа вызвала раскол Русской Церкви и повлекла возникновение многочисленных старообрядческих течений.
       Патриарх Никон (в миру Никита Минич Минин) родился в мае 1605 года в нижегородской крестьянской семье. В 12 лет будущий патриарх покинул отчий дом и поступил в Макариев Желтоводский монастырь. В 1625 году по настоянию отца Никита женился и начал вести хозяйство в Москве. Однако семейная жизнь не приносила счастья - все трое детей скончались один за другим — и Никита Минин уговорил жену принять постриг, а сам отправился на Соловки, где принял постриг под именем Никон.

       После принятия пострига на Соловках, в 1643 году Никон стал игуменом в Кожеезерском монастыре. В 1646 году за сбором милостыни приехал в Москву. Знакомство с молодым московским государем Алексеем Михайловичем стало ключевым событием в жизни Никона. Царь назначил его архимандритом Ново-Спасского монастыря в Москве, где была родовая усыпальница Романовых.

      В 1649 году Никон был избран митрополитом Новгородским, а уже на следующий год он столкнулся с первым серьезным испытанием. Голод, а затем и бунт в Новгородской земле потребовали от него большого мужества и стойкости. В 1652 году после смерти патриарха Иосифа царь предложил Никону стать патриархом.

     Роль патриарха в Московском государстве в XVII веке  была чрезвычайно велика. Он мог выступать заступником невинно осужденных, пенять царю за его неправды, судить и миловать людей в духовных вопросах. Более того, желая показать степень своего доверия и уважения Никону, Алексей Михайлович фактически сделал его своим соправителем.

     Влияние Патриарха Никона на гражданские дела было весьма велико. При активном содействии Патриарха Никона в 1654 году состоялось историческое воссоединение Украины с Россией. Земли Киевской Руси, некогда отторгнутые польско-литовскими магнатами, вошли в состав Московского государства. Это привело в скором времени к возвращению исконно православных епархий Юго-Западной Руси в лоно Русской Церкви.

      Вскоре с Россией воссоединилась и Белоруссия. К титулу Патриарха Московского «Великий Государь» присоединилось наименование «Патриарх всея Великия и Малыя и Белыя России».

      Введенные Никоном изменения в рукописные церковные книги, равно как и вмешательство нового патриарха в установленный обряд богослужения стали основой массового недовольства его деятельностью.


Из значимых событий века               
Церковный  назову раскол.
Нет ныне,   мыслю,  человека,
Кто бы, не знал «кто архитектор»;          
Не изменила  церковь вектор,
Но был допущен произвол.

О них вещая, стали ближе,               
Давно минувшие века.
Судьба Руси – посланье свыше?
Эпохи роста и затишья,
И гриден роскошь, бедность хижин-
Посыл для мощного рывка.

Раскол церковный -цепь трагедий:               
Старообрядцев на костёр;
Самосожжений  эстафеты,
Исходы в глушь, в края медведей…
И тьма, и беды на столетье,-
Проблемы живы до сих пор.

И протопоп неугомонный,               
Что зван был Аввакум Петров;
Борец за веру убеждённый,
Так и ушёл,  непокорённый –
И в струбе заживо сожжённый,-
Как лик истории суров…

Никита Минин, он же, Никон,               
В кружок «ревнителей» входил;
Архимандрита носит титул.
А  замыслы его велики:
Переписать иконы, книги,-
К реформам церкви приступил...

О нём есть мнений разных много:               
Одним он  плох; другим хорош.
Интриги  льются, как из рога;
На перепутье Русь в тревоге:
«Какую выберешь дорогу?
Какой ты вектор  изберёшь"?               

…Судьба Никиты – удивленье:               
Стоит он в шаге от царя…
И вот уже того веленьем
Совместны стали их моленья -
Никиты к власти  восхожденье;
И он старается не зря.

…Стал царской волей патриархом.               
Не принял титул,   пока царь
Не поклонился. Не из страха,
А от признанья того факта,
Что  рОвня он теперь монарху –
Бальзам для сердца гордеца.

Как велика роль патриарха,-               
Такого не было в Руси.
И Никон действует с размахом,
Он  не боится схватки жаркой;
Не даст задумкам пойти прахом:
К вершине церковь вознести…

Меж светской и духовной властью               
За первенство созрел  конфликт:
Нешуточные  зреют страсти,-
Зачем народу те напасти?
В основе веры нет контрастов,
Но бед он много натворит.

Сторонник  греческих обрядов -               
Честолюбивый патриарх.
Его деяния чреваты:
На бездорожье Русь распята,
А важных дел - край непочатый,-
Судьбу народа – на алтарь.

...Тщеславен он, высокомерен,               
К чужим воззреньям не терпим.
А аппетиты непомерны:
Обряды изменить намерен,
И тексты книг «недостоверных»,-
И глух он к доводам другим.

Нововведения внедрялись               
Нетерпеливою рукой;
(Все несогласные ссылались).
Единой Русь уж не являлась,-
К  расколу мощному сигналом,               
Ошибкой стали роковой.

В Руси есть множество событий,               
Что тянутся через века.
Пружины тайные сокрыты,-
Слезами горькими  политы.
И взгляды разные в избытке,
Но Бог один, наверняка.

…Я не сужу ни тех, ни этих,-               
Вопрос  безумно не простой.
С тех пор  в грядущие  столетья
Народ   всходил  сквозь лихолетья;
Двадцатый, лишь прогресс наметил,
В проблеме этой затяжной…


Продолжение следует: