Интервью с поэтом 33. Мария Веселовская - Томаш

Максим Неизвестных
                "ИНТЕРВЬЮ С ПОЭТОМ 33. МАРИЯ ВЕСЕЛОВСКАЯ-ТОМАШ"


   Мария (http://stihi.ru/avtor/marytomash) является для каждого из нас примером того, как надо любить жизнь и жаждать жить, пройдя через большое количество жизненных драм и роковых событий, «превозмогая недуги, преодолевая препятствия и потери», как писал о ней президент Международного и Национального Артийского Комитета Валерий Тарбоков, она не сдалась, а нашла в себе ресурсы бороться и жить так, как даже не все с отменным здоровьем могут себе позволить. Мария проявила себя в поэзии, выпустив множество сборников, выпущен CD – диск «Немолчное эхо войны» и к нему нотный сборник. (На остальные нет средств), получив признание и регалии даже за рубежом; достигла успехов в общественной жизни, став президентом ПараАртийского Комитета России. А главное несмотря на то, что у неё было множество поводов измениться: болезнь, различные драмы, признание, она сохранила в себе главные качества настоящего альтруиста и просто человека – доброта, самоотдача, мужество и честность…

           МАРИЯ: «Деньги для меня — фантики-бантики. Я не смогу спать на матраце
                с купюрами! Я ем — чтобы жить! Но не живу — чтобы есть!»

                О ТВОРЧЕСТВЕ

Я: Вы занимаетесь творческой деятельностью уже более 30 лет, а как по-Вашему мнению, изменился литературный мир, тенденции в написании стихотворений за эти годы?
     МАРИЯ: Уверена, — изменился! Я пишу, как читала раньше изданные произведения. Сегодня — как будто «стреляют»: выстреливают слова. Быстро! Картина описывается автором просто мимолётом!  Мол, остальное додумывай. Потому я даже и стесняюсь иногда того, что написала… Вдруг… это неинтересно.  И ещё вначале как-то я готовила первую книжонку к изданию. Мне сказали, что я пишу длинные подробные стихи! Надо быстро, раз-два и… Мол, остальное читатель сам додумает… А надо мной довлеет невидимое правило стихотворения: как в сочинении — есть вступление, главная часть и… заключение. Вот главный недостаток моих произведений.

Я: А приходилось ли Вам сталкиваться с состоянием творческого кризиса?
     МАРИЯ: Видимо, я «изголодалась»… За всё время не помню моментов кризиса. Дело лишь в том, что я могла страдать — от нехватки времени.
Более 20 лет я руководила созданной НКО (можно заглянуть по ссылке ниже (http://stihi.ru/avtor/marytomash ) — постоянные выставки, вечера. фестивали, конкурсы… забирали основную часть времени. Как только начала работать с фронтовиками, ветеранами, пенсионерами, инвалидами (всех возрастов), мне предложили возглавить и ПараАртийскую Лигу (Арт — искусство, творчество, а Пара — инвалиды) в Национальном Артийском Движении России и Мира, вот тут же и пошли стихи!
И буквально через некоторое время — музыка.
Первое стихотворение родилось после потрясения во время экскурсии в Кисловодске на военно - мемориальный комплекс (см. Прозаические произведения «Вальс забвения»). Меня просто выбило из колеи! Первое стихотворение «Пусть не будет могил неизвестных» стало сразу песней (композитор из Калининграда).
Стихи рождались, в основном, в дороге… на прогулке… ночью… Приходилось вставать, записывать или песни напевать на магнитофон… Кстати, отсутствие дензнаков не даёт возможности выпустить хотя бы ещё 1-2 CD-диска.  Много чего нет возможности издать.  Если раньше были какие-то гранты по проектам… Теперь нет. Я отошла от общественной деятельности уже по состоянию здоровья. Да и в 2014 погиб муж. В последнее время пишется вроде, как журналисту. Откликаюсь на яркие события. И если встречаются фотографии в Интернете, в основном, на тему ВОВ. Вот всё тянется с того самого первого потрясения. Только этим могу объяснить верность, преданность этой важной, серьёзной теме.
 
                О ЖИЗНИ: ВЕРА, ПРИНЦИПЫ, ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ЗДОРОВЬЮ

Я: Вы сумели проявить себя во многих ипостасях, получить множество регалий и признаний, но все же, на Ваш взгляд, какая сотворенная под Вашей эгидой работа является Вашим главным достижением?
     МАРИЯ: Для меня важно из изданных 4 тома альманаха «Алтарь Отечества». http://paraartiada.com/altar/  .Важен и CD — диск «Немолчное эхо войны»  http://paraartiada.com/audiogallery/ . Значителен весь период почти 30 лет деятельности с фронтовиками, ветеранами… У нас сложился очень дружный. красивый коллектив. Потом время по очереди вырывало их в вечность.В своё время я познакомилась с интересным человеком. Маргарита Петровна в период оккупации Смоленская жила в городе, уехать не успели. У них останавливались по очереди разные группы немецких солдат. Однажды попали «на постой» и группа антифашистов. Я её долго расспрашивала обо всём. Так родилась документально-художественная повесть «Неиспитая чаша любви». Да, между немцем-антифашистом и Маргаритой, тогда ещё школьницей, зародилось первое чувство любви. Книга получила Спецприз на Конкурсе Правительства «Спасибо за жизнь!». К 75-летию Победы в ВОВ издала сборник «Весна по имени Победа». К 80-летию начала трагедии ХХ века вот-вот выйдет книга «Как же хочется мира!».
Горжусь, что вписала тонкий штрих своей души в истории своей страны.

Я: А какой бы Вы дали совет тем, кто также хочет жить сбалансированно и развиваться в разных направлениях?
     МАРИЯ: Я пришла к выводу — надо научиться, привыкнуть жить не для себя, а для других. Тяжело, да. Поймут ли меня другие? — Не знаю. Сегодня намного больше возможностей. Мне бы сегодня начать. Просто тогда был момент.
Муж на работе. Я ушла на инвалидность. Творчества и в помине не было. Что-то типа «Поздравляю, желаю». Мне стало дома грустно. Тяжело. Искала выход. Лет 5 потрудилась в обществе инвалидов округа, как председатель мед.комиссии (в пединституте окончила курсы медсестёр). А ведь я когда-то работала и в университете. и преподавала английский в пединституте, и переводчицей работала в Интституте технической информации. И вдруг… в одночасье почему-то решила создать свою НКО! Меня поддержали. И так всё пошло. В стихотворении сказано, как я жила в те годы(http://stihi.ru/2017/03/18/9452) .
Музыка во мне звучит! И, как Бетховен, создавала бы музыку, но я нот не знаю!!! Те песни, что есть — напеты мной на аудиокассеты, на диктофон… И потом их брал в работу уже аранжировщик. Искала исполнителей. Но печально — всё упирается в деньги. Поэтому все эти преграды — не приговор! Жизнь можно свою «украсить», если очень захотеть! 

Я: А как Вы сумели принять не очень радужные перспективы со здоровьем и при этом сохранить желание жить, и главное, развиваться вопреки всему. К сожалению, многие после таких роковых перипетий теряют любовь к жизни, предаваясь апатии и унынию…
     МАРИЯ: я боец от рождения, можно, так сказать. Должны была быть бойцом! Слух падал… И я занялась танцами!
Мама моя пела (у неё был великолепный, звонкий, чистый голос и музыкальная память исключительная. И это в молдавском селе). Для меня танцы были … как бы сегодня я сказала — тренаж, гимнастика своего рода. Кстати, я, создав НКО, вела и группу здоровья при своей поликлинике, занималась с жителями района в лесу дыхательной гимнастикой под присмотром терапевта. Я себя вырвала из бронхиальной астмы —  аллергического, атопического характера. Она осталась, но это уже для меня не так страшно. Я могу не дышать 1 минуту сейчас. А тогда было и больше. Уже в зрелом возрасте я вела даже в своей поликлинике дыхательную гимнастику. Научилась дышать по йоговской системе. Очень интересно! Очень важно! И даже издала методичку. Так вот, танцами я жила. Когда закончила пединститут, преподавала в средней школе, я и там вела танцы!  Так что ничего случайного вроде не было.
Максим, в начале творческого своего пути я издала маленькую книгу «В плену у грусти». Как раз 200-летию Пушкина. В моем тексте «От автора» в изд.1 есть такие слова:
 «Жизнь моя — как свеча на ветру. Хочу обогреть сердца и осветить дорогу идущим… Всевышний наградил меня на склоне лет способностью самовыражаться в стихах и песнях. Счастлива безмерно! Забыты слёзы горечи. Мои ресницы вздрагивают лишь от дуновения ветра и шороха снежинок. Поэзия — это ещё и способ выражения своей гражданской позиции: протестую, негодую, соглашаюсь, восторгаюсь, люблю…
Своими песнями всем говорю: если вы заболели, — ищите и найдёте силы помочь себе! Если вдруг попали в водоворот, — хватайтесь пусть даже за отражение облаков — обязательно вырветесь! Если давит гнёт — сбросьте его! Если трудно дышать, — пойте!
Расправьте крылья, вдохните полной грудью и… пойте во весь голос!  Вам обязательно станет легче! В каждом из нас — столько нераскрытых возможностей и талантов! Помогите себе вырваться из плена грусти, как это сделала я!»

Я: Большое количество Ваших произведений посвящено вере, а как состоялся Ваш приход к ней?
      МАРИЯ: Как-то в больнице после операции очередной я вела разговор с соседкой… Подробностей не помню. Но когда мы «обсудили» все наши волновавшие тогда вопросы, она мне сказала: «Так ты больше веришь в Бога, чем та, которая ходит каждый день в храм, сквернословит… и пр. А ты живёшь по всем заповедям Господа Бога!».
 И я это запомнила. Так как я всегда говорю: «Не укради, не убий, не присваивай чужое!». Не далать плохих дел, кажется, самое важное на Земле. И не буду грех брать на душу — утверждать, что я не вылезаю из храма!  А купол золотится и сверкает в солнечную погоду — я сижу тут, на этом месте — и в окно вижу! Храм через овраг. И мне туда тяжело спускаться-подниматься. Добиваюсь мостика… Пока что увы и ах! У меня есть иконки в кухне на стене, в углу. И в спальне. И тут, в большой комнате, где я работаю. Но молитв не помню. У меня своих полно, и я, каюсь, чаще молюсь своими словами. Не скажу, что помешана на божьей вере. Это грешно. Но никогда в жизни не сказала дурного слова в адрес Господа. (http://stihi.ru/2017/09/09/7191) .

Я: А какими принципами, правилами Вы руководствуетесь в жизни?
      МАРИЯ: Когда проводила мероприятия свои, я получала море удовольствия! Я была сама и режиссёр, и сценарист, и ведущей и т.д. Я — блаженствовала. И была очень рада, если зал замирал. Внимал.  Если, не дай Бог, были какие-то срывы, накладки… переживала очень!
- Я, наверно, кое-что теряю, когда не могу сказать: «Нет!». Мне жалко человека: даже тогда, когда и не надо такого жалеть. Себе приказываю — не звонить больше! Не отвечать!.. Увы!
- Слишком доверчива. Меня легко обмануть — и переделать себя уже трудно. Только лишь вчера (допустим) сказала, что не отвечу ей (ему) — нет, не с могла промолчать.
- Не люблю беспринципных. Беспардонных.
- Не могу обмануть, сказать: «ДА!» — и не прийти, не приехать… Если обещаю — должна сделать!  И всегда утверждала: «Сообщить, предупредить нельзя только с того света!».  Но сегодня уже и так не скажешь:  по мобильным телефонам звонят и... из-под земли  (утрирую, конечно).
- Не люблю одалживать. Перебьюсь! Найду выход из положения. В конце концов, чуть поголодаю. И твержу: «Это на пользу!».
- Да, я могу ошибаться! И, конечно же, скажу, попрошу прощения. Так теперь и говорю: «Это моё мнение. Я имею на него право, как и каждый. Возможно и ошибаюсь.
 И ещё мне кажется, я должна ВСЁ уметь! Такого быть не может! В принципе! Но мне бы хотелось так жить.
Могу точно сказать: деньги для меня — фантики-бантики. Я не смогу спать на матраце с купюрами! Я ем — чтобы жить! Но не живу — чтобы есть!

ОТКРОВЕНИЯ МАРИИ:
1) Когда я родилась, боль острыми иголками, как коронавирус, пролетая надо мной, зацепилась, вонзилась… ухватилась за меня… И не отпускает до сих пор. Казалось всю жизнь, что это естественное состояние каждого, кто пришёл на землю. Я страдала, потеряв подругу детства. Потеряла и свою первую любовь. И даже последнюю. (зная, что так больна, не хотела, чтобы человек другой рядом со мной страдал. И отказалась от любви! Страдаю, да.
---------------------------------
В конце подчеркну, что всегда твержу: «Не важно «СКОЛЬКО?» прожить, а важно «КАК?». Эти слова во мне остались с двадцатипятилетнего возраста, когда я преподавала английский язык студентам пединститута. Для домашнего чтения (к переводу, анализу, разборке) я выбрала книгу У.Ибсена «Сотворившая чудо». Если позволите, чуть больше скажу об этом.

Не знаю, кто большее чудо сотворил: девочка, рождённая глухо-немо-незрячей… или её няня, воспитательница, учительница (она в детстве потеряла зрение, потом прозрела! В ней сохранились чувства беспомощности, поиска, обиды и радости!). Терпение, и выносливость, и талант – тут всё было важно!). Героиня повести стала единственным в мире человеком – образованнейшей американкой, знала немецкий, французский, латынь и греческий, известной писательницей и общественной деятельницей.