Архангел

Сергей Видакас
"Ты великий лётчик, Серёга" - сказал Витя, встретив меня на стоянке самолётов. Я пожал плечами - ничего особенного не произошло. Или, всё же, произошло? Это смотря с какой стороны посмотреть. Но лучше рассказать по порядку.
Недавно на аэродроме появился новый человек. Зовут его Валерием. Он в летах, постарше меня. Появился не просто так. Постепенно собрал свой аппарат, который привёз из Архангельска. Наблюдая за происходящим, я подошёл и познакомился. Выяснилось, что аппарат под названием Архангел существует в единственном экземпляре. Валерий сам сконструировал и построил его. Чувствовалось, что этот мужчина очень хочет летать. Но путь в небо выбран не самый простой. На мой вопрос о том, имеется ли лётный опыт, я услышал ответ, что есть налёт в качестве ученика на различных самолётах, но не более восьми часов. В моём понимании, это полное отсутствие лётного опыта. Тем более что на разных аппаратах - подход ну совсем не системный. Далее я узнал, что сам самолёт Архангел фактически в воздухе ещё не был. Осуществлён один взлёт, и затем последовал полёт по кругу вокруг аэродрома под Архангельском. Сделал это знакомый лётчик Валеры. В кабине он был один. Предварительных испытаний не проводилось. Мотор стоял не тот, который установлен сейчас. Полёт длился минут пять. О том, можно ли летать на этом аппарате, выводов сделать невозможно. Известно лишь то, что самолёт способен подняться в воздух. Но ничего неизвестно о том, как он поведёт себя на различных режимах. Например, неизвестно, когда он сваливается в штопор, выходит ли из штопора, и так далее. Нет вразумительного ответа о скоростных режимах взлёта, посадки, полёта в горизонте. В общем - просто чистый лист бумаги. Но рядом с листом - желание хозяина летать. Бывает, конечно.
В течении пары недель я просто наблюдал за сборкой по выходным дням. Но потом...
Приехав на аэродром, увидел, что Валера выкатил самолёт из ангара. Я спросил о планах. То, что услышал в ответ, сильно взволновало меня. Но виду не подал. Оказывается, Валера сегодня намерен выехать на полосу и заняться подлётами. Подлёт, это такое начальное упражнение, когда ты разгоняешься, отрываешься, летишь на высоте нескольких метров, затем, не идёшь вверх, а просто опускаешься на полосу. Но это просто - только на словах. Я вспомнил себя 20 лет назад. Мой первый самолёт (тоже двухместный, тоже сверхлёгкий) я притащил на исторический аэродром в городе Подольск. Аэродром исторический, поскольку именно с него взлетал Талалихин на свой ночной таран во время обороны Москвы. Историю убивают целенаправленно - сейчас там нет аэродрома, а есть жилой массив, как будто земли вокруг мало. Начальник аэроклуба милостиво разрешил поставить аппарат на стоянку. Затем я довольно долго с ним ковырялся. Затем поехал на полосу. Несколько дней делал те самые подлёты. Однажды погнул переднюю стойку шасси. Ремонтировался. Опять поехал на полосу. Собрались люди посмотреть. Я разогнался. Вот уже и отрыв от полосы. Далее надо немного выждать и сбросить газ, после чего приземлиться. Но нет! Моя душа рвалась только вверх. А потому, я не сбросил газ, а наоборот, врубил полные обороты и взлетел. Далее произошёл настоящий полёт, как первый полёт у братьев Райт. Но уже на высоте мне показалось, что мотор не развивает полной мощности. Из-за этого, а так же из-за того что опыта у меня не было совсем, я побоялся делать вираж и идти на круг, а продолжил полёт по прямой. В результате был вынужден совершить посадку на соседнем поле. Попытался взлететь оттуда, но высокая трава не позволила аппарату набрать необходимую скорость. В итоге на аэродром вернулся с помощью буксировочного троса, прицепленного к Жигулям. Помню свои ощущения во время первого самостоятельного полёта - полная сосредоточенность и спокойствие, как и положено Воину. Всё это мгновенно промелькнуло в моём сознании, когда я услышал от Валеры о его планах заняться подлётами. Вероятность аварии и смертельного исхода очень высока.
Я понимал, что во время полётного дня ему не разрешат выезд на полосу. Это станет возможно только после того, как все самолёты закатятся на стоянку. Поэтому мы с Серёгой Макеевым спокойно полетели на Корвете по своему маршруту. И вот настал вечер. И я увидел, как Валера на своём самолёте выкатывается на стоянку из ангара, чтобы далее проследовать на полосу. На аэродроме все заняты своими делами - вознёй со своими аппаратами, полётами, зарабатыванием денег. По сути дела Валера один на один со своими трудностями. Но я-то, я прошёл через это 20 лет назад. И не могу спокойно смотреть на то, что будет дальше. Поэтому я оставил Сергея возиться с Корветом на стоянке, а сам направился к Архангелу. Открыв дверцу, молча влез в кабину. Мотор работает, Валера смотрит на меня. Я сообщил ему, что никаких подлётов сегодня он делать не будет. Сегодня мы просто погоняем по полосе. Его задача - научиться держаться на осевой линии полосы. Это вам не езда на автомобиле. Как только самолёт приобретает скорость, на него начинают действовать аэродинамические силы. Ветер пытается выкинуть тебя с полосы за конуса, аппарат пытается взлететь, и так далее. Валера был рад, что кто-то проявил участие, и согласился. Мне пришлось немного сложновато в кабине, так как в самолёте всего одна ручка управления. У меня ноги на педалях, так же как и у обучаемого. Но ручка управления самолётом (РУС) всего одна. Курсант держит её правой рукой. Поэтому я взялся за ручку своей левой, снизу от ладони Валеры. Мы выехали на полосу и занялись пробежками. Всё прошло без проишествий. Заодно ко мне вернулось это ощущение сверхлёгкого самолёта. Ощущение отличается от того, что чувствуешь, находясь в кабине аппарата среднего веса. А мой сверхлёгкий самолёт Альбатрос АС-3А в это время находится в ангаре без мотора. Но это уже другая история.
В следующий выходной день я приехал один. Сергея не было. А потому, я посадил в Корвет Валеру. Мы совершили тренировочный полёт, во время которого я дал ему управление, чтобы набирался опыта. Зона была его. Но взлёт и посадка мои, так как я чувствовал, что пока что ему рановато. Вечером, после полётов, мы снова выехали на полосу на его самолёте. Наступил ответственный момент - подлёты. Я волновался, но виду не показывал. Ведь неизвестно, как самолёт поведёт себя. Тем более, что на нём установлен мотор не тот, что был в городе Архангельск. По сути дела, эти подлёты - испытания, которые должны показать, можно ли вообще летать на Архангеле. Мы сделали несколько подлётов. Я показывал Валере все режимы. Подлёты прошли нормально.  Я почувствовал, что полёт на этом аппарате возможен. Посадка мягкая, легко управляемая. Взлёт лёгкий. Это уже хорошо. Определились взлётные и посадочные скорости. Но не ясно, какая управляемость на вираже, а так же неизвестна безопасная скорость в горизонтальном полёте (чтобы без риска свалиться в штопор). Всё это ещё предстоит выяснить, причём в процессе обучения - другого пути нет. И я должен обеспечить безопасность курсанта, раз попал к нему в кабину.
Отступать некуда. Идём на взлёт. Я договорился с руководителем полётов (РП), чтобы не ждать вечера. Оторвались от полосы. Моя манера взлёта отличается от общепринятой. После отрыва иду на высоте нескольких метров, набирая скорость. И только набрав её, тяну слегка ручку на себя. В этом случае происходит красивый быстый набор высоты. Взлетаешь как истребитель сверхзвуковой - почти вертикально. Поэтому делаю так же. Вроде всё как обычно, но аппарат уходит вверх не так резво, как ожидалось. Что-то тут не так! Я собран. Полёт продолжаю, так как пока что всё штатно. Полностью погрузился в свои ощущения, так как надо почувствовать, какая безопасная скорость у Архангела. Иначе можно свалиться в штопор на малой высоте. Штопор на малых высотах опасен тем, что может не хватить высоты выйти из него. А так, вообще-то, штопор не опасен - простое упражнение. Если, конечно, аппарат способен выйти из него. А как раз этот-то вопрос и остаётся открытым сейчас. Дошли до первого разворота. Пора сбавлять обороты для полёта без сильного набора высоты. Сейчас наша высота сто метров. Вот оно! При уменьшении оборотов, начинаем терять высоту. По какой-то необъяснимой причине, вопреки расчётам, мотор не обеспечивает нужной тяги. Но мы уже на первом развороте коробочки. Принимаю решение продолжить. Добавляется ещё одна проблема. Оказывается, аппарат тяжело управляем по крену. Большое усилие на ручку при попытке создать крен для манёвра. А это уже конструктивный недостаток, который можно доработать потом. На земле, во время подлётов, это не выяснишь - только на кругу. Но большое усилие на ручке не критично. Спокойно продолжаем. Обороты повышенные, высота 100 метров. Подходим к четвёртому развороту. Глиссада. Посадка хорошая. Можно поздравить Валеру с первым полноценным полётом на его Архангеле. Подошёл Сергей, который снимал на видео это событие. Пообсуждали всё. Вопрос с мотором, а потому я сообщил по радио, что мы закатываемся на стоянку. Так я стал лётчиком-испытателем. Именно в этот момент Витя, который был РП во время нашего полёта, и назвал меня великим. Но я так не считаю, хотя понять его могу.
Выяснилось, что ременной редуктор на моторе не обеспечивает необходимого натяжения ремня. Из-за этого на больших оборотах происходит проскальзывание. В итоге коленвал выдаёт повышенные обороты, а сам винт не вращается с нужной скоростью. Пришлось Валере этим вопросом заниматься. В следующий полётный день мы повторили упражнение. Сделали нормальный круг. После остановки на полосе пошли на второй круг. Всё идёт хорошо. Но после приземления я врубаю полный газ, чтобы, не останавливаясь, снова взлететь. И тут опять - заброс оборотов двигателя. Пришлось сажать уже оторвавшегося Архангела.
Так прошёл первый этап лётной жизни Валерия, достойного человека, и его Архангела.

16.01.2021
-------------------------

вот видеосъёмка:
Первый взлёт на первый круг: https://www.youtube.com/watch?v=3RnZPSb3JAw
Посадка после первого круга: https://www.youtube.com/watch?v=UTkdFRaJMaM
Круг, начало взлёта с конвейера, прекращение начавшегося взлёта из-за заброса оборотов мотора: https://www.youtube.com/watch?v=IgBbRfvvNas