Андрей Торопов. Экспертный обзор. Декабрь-2020

Большой Литературный Клуб
С большим интересом принял участие в этом мероприятии. Дело трудное. Особенно потому, что среди представленных работ присутствуют не только стихотворения совершенно неизвестных мне авторов, но и произведения известных поэтов – признанных мастеров. Немного помогло (спасибо организатором) то обстоятельство, что сперва я ознакомился с анонимным лонг-листом, где смог получить первоначальные впечатления именно от произведений, а не от имен конкурсантов. Общее впечатление от предложенной подборки – положительное. Конечно, в некоторых стихах много банальностей. Многим авторам, на мой взгляд, не хватает чувства объема, понимания того, что в поэзии важна, в первую очередь, не социальная значимость раскрываемого явления, а то, как оно раскрыто. Но в большинстве стихов я нашел для себя свежие, оригинальные находки, талантливое использование различных поэтических приемов – то, что помогает творцам «оживлять» строки. И я старался выбрать стихи (пусть с шероховатостями), где авторам важен сначала откровенный разговор с собой, а не признание публики. Такими критериями я руководствовался при выборе 10 произведений из лонг-листа. Разумеется, как в любом поэтическом конкурсе, выбор – субъективный.


3. ИРИНА РЫПКА «Туес»
http://stihi.ru/2020/12/02/9789 номинатор Елена Таганова по квоте ГР за редактирование отборочного тура

Иногда подумаешь о родных, которых не знала.
Дедушка Михаил, дедушка Алексей.
Как вы там у подножия Эвереста, в центре Непала
по щиколотки, в леденящей душу, росе?

По сердцу скользнёт, точно коса налетела на камень.
Сохнет трава, сиротливо желтеет покос.
Камлание – это молитва, где в завершении – амен.
А после, вечернее тление и некроз.

Матушка выдыхает, глядя в затёртый помянник
с расстановкой: Алексия, Аксинии, Михаила…
Я без вас, как дитя без семи нянек.
Не помню – кого обидела, кому нахамила.

Что в этих именах, пожелтевших лицах?
Ушедшие города с былыми людьми?
Отчего же мне периодически снится,
как дедушка Михаил возвращается в этот мир.

Прибывает из командировки, заваливается с чемоданом.
Маленькой маме, гостинцы: "Алёнка" и "Кара-кум".
Бабуле – платок с кистями и три лиловых тюльпана.
А мне, ещё не рождённой, берёзовую кору.

Смотри, говорит, какой расписной туес.
Кожа родины – ободранная береста.
Я вовсю разглядываю, я любуюсь,
как она изрезана и чиста.

Простое, наивное стихотворение, но получилось достаточно глубоким, настоящим. Первая строфа является спокойным, довольно обычным началом. Но это лишь вход в тему, благодаря которому дальнейшее развитие воспринимается еще интереснее. Происходит неожиданный, но удачный переход в симпатичный мир автора. У стихотворения – прекрасная мелодия со светлой грустью, хорошо нарисованные картины. Зацепило наличие некоторых интересных находок: «туес», вынесенный в название, «Кара-кум» и др. Их использование здесь не выглядит искусственным, усиливает стих. Чувствуется негромкий, но собственный  голос автора.


4. ИРИНА ЕВСА *** («Старики обживают улицу, как траншею...»)
http://stihi.ru/2020/12/18/563 номинатор Серёжка Попов

***

Старики обживают улицу, как траншею,
осторожным шажком: налево, направо зырк.
И у каждого колокольчик на тонкой шее
обездвижен и безъязык.
Им понятно, что бой неравен, а ров неровен.
Все труднее дышать под маской беззубым ртом.
Срок просчитан, а колокольчик пронумерован,
вписан в ведомость, и его заберут потом.
Старики семенят, сбивая в ходьбе набойки,
так прозрачны в апрельских сумерках, что дитя
пробегает сквозь них, тинейджер летит на байке,
оперяются клены, гривами шелестя.
Безнадзорные, сокращающие до мига
путь извилистый от собеса к небытию,
слышат музыку: это вслед им поет Доминго
на балконе, как на переднем своем краю.
И покуда ты, в добровольной томясь тюряге,
в сотый раз подсчитав, как список смертей подрос,
кипятишь молоко, отхлебываешь из фляги,
очевидное, словно мантру, бубня под нос:
что не Юлиус Фучик ты и не Януш Корчак –
твой сосед внизу
все звонит, звонит в беззвучный свой колокольчик,
сглатывая слезу.

Уже известное мне прекрасное стихотворение Большого Поэта. Стихотворение сразу же начинается на огромной высоте, которую выдерживает от начала до конца. Комментировать здесь нет смысла.


6. НАТА СУЧКОВА *** («В инстаграме Пушкина – зимняя дорога...»)
http://stihi.ru/2020/12/18/548 номинатор Серёжка Попов

***

В инстаграме Пушкина – зимняя дорога,
Маша-недотрога, синие глаза.
Лайкает Жуковский, пара-тройка ботов,
Бенкендорф не лайкает Пушкина, нельзя.

В инстаграме Пушкина дворики одесские,
дюжина шампанского, устрицы во льду,
пистолет на бархате, папильотки женские,
валенки извозчиков – обнови, найду.

Дальше – лет за сто листай – автор нас не радует:
мутное и зябкое, строки от руки,
воробьи и ангелы, облака и радуги,
и вопрос от Дельвига: "Пушкин, где стихи?"

Тоже отличное стихотворение одного из известных современных поэтов. Без комментариев.


10. ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК «джаз-птица для Д»
http://stihi.ru/2020/11/18/5543 номинатор Ильдар Харисов

любимая, прости.
мой Марсель Пруст пуст.
закончилось вино, и в памяти накурено,
и рассвет – медленно седеющий Луи Армстронг
играет блюз тьмы
на саксофоне
фона.

нашел твои
прошлогодние эсэмэски –
точно деньги в осенней куртке,
вышедшие из обихода,
листья в тумане,
бумажные корабли на бензоколонке.

ты думаешь, что ты особенная –
с волосами, распущенными  посреди зимы.
но ты –
лишь красивая тюрьма для снежинок.
их загоняют, как протестующих, в автозаки
твоих ресниц,
твоих распущенных волос.
белые отщепенцы.

наши первые месяцы –
новорожденные львята,
оставленные у дверей приюта в переносном вольере.
кормим их, мутузов, молоком и собачьим кормом,
и они исподволь вырастут:
дни – в месяцы,
затем месяцы – в годы,
в львов-мародеров и самодовольных львиц:
сожрут нас, выгонят, выдавят из Колизея.
или уйдут создавать собственный прайд,
а нам оставят
едкий запах апреля.

погружаю руку в твои волосы,
как в ящик с белками: царапаются, тихо верещат,
ластятся носами, пушистыми хвостами,
а у меня в руке орешки.
миндальные ногти.
ешь мои пальцы...
и ты жадно смотришь на меня
всеми глазами
как разломанный плод граната.
идея красоты
проступает сквозь твою кожу,
как нож сквозь м;ку.
ну, иди же ко мне...

– – –
двадцать лет спустя.
рассвет перышком нежно щекочет ее щеки,
бережно касается реальности,
как темечка новорожденного.
едва слышный «вкл» – и сознание заполняет собой эфир,
и я мелодично картавлю:
доброе утро, любимая.
доброе утро, мир.

да, я все же сдал экзамен,
прошел проверку жизнью, тобой.
и солнечный луч в окне – как Лорка со шпагой.
черт побери, эта лиричность,
будто кот, который всегда на моем плече,
и нельзя не влюбиться, и нельзя не умереть.
но мы настолько любим жизнь,
что волосы шевелятся на голове.
мы вынесем все.
и всех.

Творчество этого поэта в последние годы становится все более популярным. Теперь я еще более уверен, что это вполне заслуженно. Я выделил для себя это произведение в числе лучших в подборке, прочитав его в анонимном лонг-листе, еще не зная имени автора. Большое, сложное стихотворение написано на одном дыхании. От начала до конца в нем поддерживается прекрасный поэтический ритм благодаря замечательной мелодии, глубоким мыслям и мастерскому владению словом.


16. АННА КОРНЕТ «Непосебешное»
http://stihi.ru/2020/05/16/7010 отборочный тур для резидентов

Непосебешно.
Миленький ты мой,
не забирай с собой меня, поганку.
Готовая рвануть в последний бой,
стрелять ещё не разучилась Анка.

Поднаторевший в склеиваньи ласт,
бери других и в розницу, и оптом.
Приблизишься, я вмажу между глаз.
Не хочется, поди, ложиться в гроб-то?

Заматерели, скарбом обросли,
бесплатный сыр грызём в своих капканах.
Где те, что чушь прекрасную несли
и планы громоздили великанно?

Тачанка заржавела. Жгут слова.
Целуй другую дрянь губами в саже.
И кто кого подлее предавал,
а главное, зачем, – уже неважно.

То эта тень мерещится, то та.
Дождь языком холодным стёкла лижет.
...Не по себе, Петюня. Пустота.
Стучат копыта – ближе, ближе, ближе…

Интересное стихотворение, сразу же цепляющее своей свежестью и оригинальным исполнением. Выделяется богатым самобытным языком, смелой откровенностью автора.  Усиливает стихотворение умелое использование устойчивых выражений, таких как «склеиванье ласт», «бесплатный сыр», которые в совокупности становится поэтическим приемом более высокого уровня. Использование произведения Пелевина для изложения своих мыслей здесь  тоже, на мой взгляд, удачно. Конечно, необходимо подробнее ознакомиться с творчеством автора стиха, чтобы о нем сложилось более правильное впечатление. Но о наличии таланта можно судить и по этому стихотворению.


19. АЛЕКСАНДРА ГЕРАСИМОВА «у всех свои»
http://stihi.ru/2020/12/08/4865 отборочный тур для резидентов

у всех свои
пропащий мой алёша
как выметенно в этом декабре
как выспренно краснеют во дворе
поспелые соцветья снегирей
как сцеженно всё боже как истошно
и голод в голубиной голытьбе
так всё напоминает о тебе

свои у всех
недавний мой андрей
немногое себя сменило за год
всё столько же лилово-красных ягод
и снежная разваристая мякоть
себя самой нисколько не белей
и этот многолетник у крыльца
всё так же полон твоего лица

теперь и ты мне свой
мой александр
в гирляндах город как в ранетах сад
и всё ему – колядки да хоры
и всяк ему – тугой имбирный пряник
и всё что без тебя – пустой ольшаник
извергнутый разъятый до коры
раскровленный до кроличьей норы

в подъезде запах слома и хвои
смещённый слог
кто там
кто там
свои

Простой, обычный стих. Миллионы раз раскрываемая тема. Но производит сильное впечатление, благодаря тому как и именно в в этом стихе раскрыта эта тема. С одной стороны, в стихотворении откровенно показаны конкретные жизненные ситуации, которые автор раскрывает в стихотворении небольшого объема очень четко. Что само по себе уже является показателем поэтического мастерства. С другой стороны, в стихотворение очень много «вкусного»: мелодия, свой богатый язык, яркие картины, интересные сравнения. В результате стихотворение получается глубоким и запоминающимся. 


21. ТАТЬЯНА ПАВЛОВА ЯСНЕЦКАЯ «Железный лев»
http://stihi.ru/2020/01/11/6361 номинатор Илина Гумер

Железный шар железный держит лев
у пристани Дворцовой мёртвой хваткой.
Века меняют милости на гнев
и вновь казнят, питаясь кровью сладкой.

Лев, наблюдая жизнь из-под бровей,
как дней смешна пустая волокита,
ни злее не бывает, ни добрей –
он держит шар спокойно, деловито.

Не просит почитания взамен,
ему не нужно золота и славы.
С достоинством он терпит вечный плен,
людские игнорируя уставы.

Нева блестит, как траурный муар,
лев рядом с ней лежит ненастоящий,
но, кажется, пока он держит шар,
не рухнет мир, над пропастью висящий.

Достоинствами этого классического стихотворения являются, конечно, не пафос, стоицизм или предсказуемая «атлантовская» концовка. В нем  я почувствовал сильную любовь автора к игре со словами. То, с каким наслаждением создаются отдельные строки, катрены, и как это все складывается в целое стихотворение. Эта игра вместе с хорошо показанной любовью к раскрываемой теме (любимый всеми Питер) создают произведение, которое хочется читать. Которое запоминается. Несмотря на недостатки в стихотворении чувствуется большой потенциал автора, который обещает возможное продолжение.


26. ИГОРЬ ГОНОХОВ «О вампирах»
http://stihi.ru/2020/09/03/4266 квота ГР за редактирование отборочного тура

                И в жолтых окнах засмеются,
                Что этих нищих провели.

                Александр Блок

у лебеды листок бордов
жара над улицей течёт
я пить не пил людскую кровь
и в этом главный недочёт

а пил я водку пил я джин
имел миролюбивый вид
не креативно скучно жил
по мне акация грустит

в кафешке кушал чебурек
людей морально не ломал
я был хороший человек
такой не нужен задарма

такой не нужен никому
по жизни маргинал отброс
по мне поют оркестры мух
и дирижёр собачий хвост

а тот кто пьёт людскую кровь
всегда с иголочки одет
и лимузин его бордов
и есть он признанный поэт

он улыбнётся скажет я
не пресловутый жуткий граф
всё зависть чёрная твоя
и будет прав и будет прав

тогда пойду приняв позор
не вымолвив ни ах ни ох
в места где голубиный мор
где цвёл вчера чертополох

и буду в этот летний зной
рыдать и рвать свои стихи
и слышать за своей спиной
хе-хе хо-хо ха-ха хи-хи

В данном стихотворении банальная тема воспринимается как поэтический прием. Это происходит благодаря самоиронии, вкусному языку, интересным находкам. Усиливает стихотворение и намеренно облегченная концовка. Создавая свой мир, автор ясно показывает, что знает себе цену, а самоуничижение – только игра. Все это в совокупности выделяет стихотворение из других, делает его запоминающимся.


28. РОМАН СМИРНОВ *** («Ну, вот и вылились в дожди...»)
http://stihi.ru/2020/12/08/9348 номинатор Елена Севрюгина

***

Ну, вот и вылились в дожди
знаменья, замыслы, приметы.
Теперь, куда ты ни иди,
в толпе латентные поэты,
кто поворотом головы,
кто взглядом, брошенным на знаки,
и, словно питерские львы,
застыли у дорог дворняги.
В такую пору в дневнике
писалось памятное Фету…
Вот девочка в дождевике
цветном, похожа на конфету.
Вот неразумный гимназист,
в кроссовочках на босу ногу,
спускается под гору вниз,
чтобы исчезнуть понемногу.
Мне кажется за той горой
с ним что-то истинное канет.
Темнеют влажною корой
воротников уставших ткани.
И осень поданной руки
ладонь меланхолично сжала.
А началось с одной строки.
Она давно в столе лежала.

У стихотворения – неплохое  «классическое» начало, хороший ритм, ясные картинки. «Латентные поэты», возможно, появляются, чтобы зацепить читателя. Но такими вещами теперь вряд ли кого-то удивишь. Усиливается стихотворение появлением Фета и далее идет уже на другом, более высоком, уровне и завершается хорошей концовкой. Если судить только по этому стихотворению, автор находится в поисках, в которых ему помогут имеющиеся таланты.


34. ТАТЬЯНА ОГУРЦОВА «сладкое солёное»
http://stihi.ru/2019/07/12/77 номинатор Юрий Семецкий

Мы добрались до моря. Мир замедляет гонку.
Греет под солнцем спину замершая скала.
Звуки имеют силу. Я засмеялась звонко.
Год не смеялась звонко – этих минут ждала!

Тянем-потянем время – вытянем в небо звёзды.
Ночь в гамаке качает лунных морских зайчат.
Всем городским приезжим полночи хеппибёздны.
Заново здесь рождаюсь – пятую ночь подряд.

Море со мной сольётся, тайны свои откроет.
С волнами нашептавшись, выйду к тебе из вод.
Ты поцелуешь в шею… Небо – одно, нас –  двое.
Зреет в солёном море сладкий запретный плод.

Хорошее лирическое стихотворение. Без каких-либо сложных приемов, претензий на большую глубину, но этой глубины легко достигающее. Создает стихотворение присутствующая в нем трагедия. Не важно, что это за трагедия – какие-то переживания прошлого, усталость или другое. Но эта трагедия увеличивает ценность мига и надежды. Автору удалось это показать, стихотворение получилось.