У дудука - женская природа

Александр Листенгорт
Это очевидно. Начнём с мундштука (то, куда дуешь). Чтобы сыграть самую красивую и проникновенную музыку, он должен полностью раскрыться. Следует набраться терпения: он раскрывается очень постепенно, неторопливо - в тепле и влажности. В холоде он или раскрывается много дольше, или не открывается совсем. Торопиться бессмысленно - дудук не зазвучит на полную, как следует, пока мундштук не раскрыт.

Открыть руками, силой? Так его можно повредить. Или, на худой конец, через силу, со скрипом и скрежетом выдать пару нот - быстрых, резких, никому не интересных. От такой музыки никто не получит удовольствия: ни ты сам, ни дудук. Когда мундштук, влажный и тёплый, раскрывается, подобно цветку на склонах Арарата, можно постепенно приступать к игре.

У дудука есть свои "точки G" и десятки других, нажимая на которые, осмысленно, дуя с разной скоростью и глубиной, можно услышать, как дудук исполняет особенно яркие и проникновенные мелодии, несущие благодать и бархат лёгкости бытия всему живому. И как важно ни на день на давать остывать дудуку. Он должен всегда звучать в наслаждении, это его предназначение.

Разные дудуки воспитаны разными мастерами, сотканы из разных деревьев, определяющих их характер, одни раскрываются быстрее и охотнее, другие медленнее, но вернее, и к ним ко всем подход един.

В мире всё довольно просто, всё аналогично, всё повторяет друг друга. Ну а для женщин - всё то же самое, только без предыстории про мундштук: он уже готов, всё внимание трубке. Главное - терпение. И все будут наслаждаться бархатным теплом наслаждающей музыки. Исцеляющей и музыканта, и инструмент, и всё вокруг.

Александр Листенгорт