Ведь если звёзды зажигают... В Маяковский

Людмила Фёдорова-Холопова
                Из цикла «Беседы с классиками. В Маяковский».
      


                «Послушайте!
                Ведь, если звезды зажигают —
                значит — это кому-нибудь нужно?
                Значит — это необходимо,
                чтобы каждый вечер над крышами
                загоралась хоть одна звезда?!»
                (В. Маяковский, 1914 г.)


                «Для вас кино – зрелище.
                Для меня – почти миросозерцание»
                В. Маяковский.

               

«Послушайте!»
Кричал он со сцены Политехнического музея
               слушателям оглушённым
И уверял, что не родился еще такой богатырь,
               который мог бы его перекричать;
Среди поэтов XX века громкоголосый Маяковский
               так и остался непобежденным,
Но есть искусство,
               ради которого даже он готов был замолчать.


- А, кинематограф?
               Ну да, знаю,- говорил лицемерно.
- Вход пятнадцать или сорок копеек,
               сначала темно, а потом дрыгающие люди под вальс бегают» -
                вот его признание.
Герои Маяковского сильно отличались
               от киноперсонажей всей эпохи модерна,
Он выделялся на фоне профессиональных актеров,
               осознавая кино как миросозерцание.


Во время съёмок он всегда рассказывал
               что – то смешное,
Не обходилось без шуток, острот и прочей чепухи;
Можно было это себе позволить –
               кино-то было немое!
— Вы знаете, я могу, в крайнем случае, писать стихи.


«Не для денег родившийся»,
                В. Маяковский фантазировал.
Никогда не оставался без денег,               
                а однажды расхвастался нежданно.
Вынул фотографию, где он, украшенный цилиндром,
                позировал: 
— Я никогда никому не завидовал,
                но мне хотелось бы сниматься для экрана.


С плаката «Закованная фильмой»*,
                Маяковским нарисованного,
Балерина сошла к влюблённому в нее Художнику
                и также внезапно исчезла, осталась  мечтой.
В главных ролях видим, конечно, Лилю **
                и Владимира, ею зачарованного.
«Фильма» шла в кино русских городов,
                уже охваченных гражданской войной.


«Барышня и хулиган» временно был переименован
                в «Учительницу рабочих»
                в период революционного  угара.
Эта лента стала его единственной режиссерской работой.
               У Маяковского была харизма.
Знаменитый поэт-футурист
               оказался последователем классического жанра:
«Никакого футуризма! Никакого кубизма!».


Он играл без грима,
              «насквозь Маяковский»,***
Заботясь только о том, какое принять выражение лица.
«Гримироваться» не давался —
             слегка подводился и только.
Хотел быть таким величественно-прекрасным,
             каким был в действительности, пленяя сердца.


В «Барышне и хулигане»
             Маяковский  снят крупным планом,
и это единственное схожее изображение тех лет.
В последний момент – наган,
             а  душа настоящего поэта безоружна.
Маяковский превратился в памятник,
             в Москве на одноимённой площади
                стоит забронзовевший поэт.
«Ведь, если звезды зажигают –
                значит — это кому-нибудь нужно?»


*«Не для денег родившийся», «Закованная фильмой»,  «Барышня и хулиган» - фильмы немого кино с участием В. Маяковского.   
** Лиля Брик – возлюбленная В. Маяковского.
***Мейерхольд В.Э. Слово о Маяковском // Маяковский в воспоминаниях современников. М., 1963. С. 286.