По конкурсу - Вольный стих

Творческая Мастерская Алкоры
http://stihi.ru/2020/11/23/6603 - Конкурсная страница
http://stihi.ru/2021/01/23/5527 - Итоги конкурса

Второй конкурс трудной серии Редких Форм завершился с неоднозначными результатами, но я предлагаю близко к сердцу этот факт не воспринимать. Давайте рассматривать этот опыт не как показ личного мастерства, а только как материал для учебы - практику анализа форм стихотворений, предложенных в качестве "вольного стиха". Именно формы стихотворения - на язык, содержание, адекватность образов и синтаксис предложений я в этой статье даже внимания обращать не буду -  мы анализируем только форму произведения. Договорились?

Небольшое отступление. Сама я - не любитель свободных форм: на мой взгляд, любая дополнительная степень свободы в структуре произведения должна что-то добавлять стихам, а она, как правило, лишь только от них убавляет (хотя и оправдывает нашу лень добиваться чистоты известной формы). Если уж мы от чего-то отказываемся - от строфы ли, от урегулированного числа стоп в стихе (СТИХ - это строка до рифмы, а вовсе не "стихотворение"!!!) или от рифмы, то значит мы точно знаем, чего мы этим самым добиваемся, что хотим ПРИВНЕСТИ в содержание, а вовсе не от чего ОСВОБОДИТЬСЯ. Верлибры - свободные до полного безобразия формы - это совсем другая тема обсуждения. Я в них не участвую и судить их не берусь, потому что за свою жизнь я не видела еще ни одного верлибра, который был бы лучше урегулированной формы с тем же содержанием или лучше хотя бы особого вида художественной прозы - "стихотворения в прозе". Поэтому все поданные на этот конкурс бесформенные авторские творения, написанные без системы и правил, я рассматривать в этой статье не стану - не моё это дело.

Перед голосованием я просила всех судей освежить в памяти теорию и сначала убрать из пакета все то, что не соответствует заданной в конкурсном задании форме  вольного стиха:

СИЛЛАБО - ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ
ЕСТЬ МЕТР. ЕСТЬ РИФМЫ.
НЕТ ЧЕТКИХ  СТРОФ,  ЧИСЛО СТОП В СТРОКАХ ПРОИЗВОЛЬНОЕ.

И только из этой оставшейся после удаления выборки начать вычитывать тексты и голосовать по ним по известным нам правилам - отсутствию ошибок техники, глубине содержания и общему художественному впечатлению. Если эта выборка будет не больше 8, то хотя бы только между ними как-то распределить очки - в зависимости от качества...

А что вышло? Из большинства номинированных нами произведений, на мой взгляд (возможно, в чем-то излишне строгий и даже где-то ошибочный), заданной форме стихов отвечали не более 10, и даже среди них имелись некоторые отступления от формы, хотя все-таки звучали как вольный стих и вызывали интерес: с некоторой натяжкой они имели право быть номинированными. Остальные форме вольного стиха совсем не соответствовали. Встречались в пакете и те, которые я могу отнести  либо к разновидностям верлибра, либо  к продуктам неконтролируемого свободомыслия  автора, решившего, что если его стих заявлен как "вольный", то можно написать его так, как мысль пойдет - без всяких ограничений.

Что же такое вольный стих? Классический пример вольного стиха - это басни И.А.Крылова. Разберем образец данной  формы на примере небольшого отрывка из басни «Слон и моська».

По улицам Слона водили,
Как видно напоказ -
Известно, что Слоны в диковинку у нас -
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться,
Ну, так и лезет в драку с ним.
01 00 01 01 0
01 00 01
01 01 01 01 00 01
00 01 01 01 01 0
01 00 01 01 01 01
01 00 01 00 01 01 0
01 00 01 010
01 01 01 01

Это рифмованные стихи, без деления на строфы, где рифмующиеся слова концов строк  разнесены друг от друга на небольшое расстояние (как в астрофических стихах), а не просто разбиты на пары (как было у многих участников, по сути все-таки использующих простейший вид строфы - двустишие, что годится лишь с определенной натяжкой...). И еще: каждая строка у Крылова - законченная смысловая единица, фраза, а вовсе не вырванная часть предложения или отдельного слова с переносом остальной части фразы в другую строку. То есть рифмовка строк здесь в первую очередь смысловая, а не графическая (где на рифмующееся слово мы реагируем только  зрительно, а не по смыслу и не на слух). К этой особенности деления текста на стихи в "вольном стихе" мы еще вернемся позже, рассмотрев этот случай на конкретном примере.

Анализируем басню Крылова далее. В стихах - от начала и до конца - сохраняется четкий метр, в данном случае - ямб. Наличие метра - это признак слабо-тонической системы стихосложения (наиболее известный нам антипод - это тоническая или акцентная система). В стихах (строках до рифмы) - разное число стоп, причем, оно  - абсолютно свободное, а не построенное по единому алгоритму (как это часто встречается в разностопных строфах любого метра). Строф (то есть повтора заданного автором порядка рифм и выбранного количества стоп в стихе) в басне нет, и это очень важный признак вольного стиха. Как только мы видим повторяющийся порядок следования рифм и числа стоп - это уже строфа, а если есть строфа,  то стих точно не вольный.

Кстати, некоторое подобие строфы в текстах современных произведений, написанных в форме вольного стиха можно обнаружить, но при пристальном рассмотрении их понимаешь, что они не полностью идентичны и кажутся строфой только зрительно благодаря авторской записи текста отдельными фрагментами или для фрагментации содержания.

На наш конкурс требовались примерно такие формы, как у басен А.И. Крылова. Не обязательно басни: и тема, и жанр, и  метр стихов могут быть выбраны любыми, но в них обязательно должен быть метр (любой, даже составной, логаэд, например) и  концевые рифмы. При этом не должно быть строф, а число стоп в строках - свободное  (а не повторяющееся по образцу, как в строфах).

Возможно ли все это проанализировать человеку, не привыкшему заниматься подобной ерундой, а признающему лишь любимый и единственный критерий выбора - "нравится"?  Отвечаю. Для большинства - невозможно. Но если мы пришли на учебный конкурс (мы - это и участники конкурса, и члены жюри, и я сама, сроду свободными формами не писавшая и писать ими не планирующая, но желающая иметь о них ясное понимание!!), то нам придется напрячься и проанализировать ВСЕ тексты. Ясность в голове еще никому не вредила.

 Как это сделать?

1. Скопировать авторский текст куда-то к себе на лист, где вы пользуетесь редактором (Word или иными) и записать его не так, как у автора, а в "метрике", то есть по строкам, на конце которых находится рифмующееся слово. То есть найти пары всех рифм. Чаще всего авторы именно так и записывают свои стихи, но далеко не все, а в случае "вольного стиха" - они как раз и изгаляются, как им хочется!  Уже одна запись текста в метрике вам на многое раскроет глаза. Полезно еще этот текст вслух прочитать, делая паузы в конце строк - слух тоже очень помогает нам прочувствовать структуру!

2. Сделать звуковую схему (цепочку 0 и 1 на местах безударных и ударных слогов) одного или нескольких фрагментов - в разных местах. Понять алгоритм  повторяющихся стоп, если они есть. Если есть, значит есть постоянный метр, то есть у нас силлабо-тоника. Если стоп нет,  то это либо акцентный, либо авторское неряшество. Нам не подходит здесь ни то, ни другое. Метр должен присутствовать.

3. Обратить внимание на количество стоп в строках. Если оно свободное, без правил - нам это годится, если практически одинаковое и только в парочке мест автор позволил себе другую длину строки (стих-то вольный - как не воспользоваться свободой!!), то мы тоже это удаляем, это - не наш случай.

4. Смотрим на то, что у нас осталось в остатке и горько плачем: осталось мало. Да и в тех оставшихся еще и технические и лексические ошибки встречаются! Снова плачем: в шорт лист по Правилам конкурса нам нужно отобрать не меньше 8 произведений. Поэтому берем и то, что осталось, и то, что более и менее похоже на вольный стих, но запрещаем себе ставить последним оценки выше 2. А что нам еще остается делать при подобном раскладе?

Впрочем, это я здесь про себя пишу. У многих авторов, голосующих на конкурсах Стихи.Ру, душа широкая-преширокая, а сердце доброе - очков им никогда не жалко: раздашь побольше - и  участникам радостно, и самим лишними проблемами не нужно страдать! (Это относится не к моей трудолюбивой команде ТМА, а к тем типичным судьям сайта, с которыми я иногда имела дело!).

Самое время приступить к открытому показу обнаруженных мною в пакете вольных стихов. Их немного. Но есть среди них и очень достойные. Кстати, все тексты ниже записаны мною уже в метрике (а не в авторской записи), чтобы вам было удобно их анализировать.


   14. ВОЛЬНЫЙ АМФИБРАХИЙ. СВЕТЛАНА САЛАХОВА

Прощальный спектакль уходящее Лето
в сентябрьские дни отыграло.
Актёру бросали на сцену букеты
под гулкие  «Браво!».
010 010 010 010
010 010 010
010 010 010 010
010 010

И не было места свободного в зале,
хоть шло представление третью субботу:
Билеты в момент разобрали
досужие моты.
010 010 010 010
010 010 010 010
010 010 010
010 010

И радужных брызг разноцветный кипящий фонтан
разлетался под музыку солнца и света!
Казалось, что сам Исаак Левитан
ангажировал яркое зрелище это!

И Лету хотелось в последний разок насладиться
триумфом оваций.
Но зрители ждали чего-то, и были у многих растерянны лица:
они не желали надолго с теплом расставаться.

Они понимали: секунда — и занавес рухнет стеною дождя,
предвещая господство осеннего сплина.               
Печально замашут летящим на юг лебедям
ладонями листьев рябые осины.
010 010 010 010 010 010 01
0 010 010 010 010                слог из пред строки
010 010 010 010 01
010 010 010 010

Метр - чистый амфибрахий. Первое впечатление - в этих стихах есть строфы, но эти фрагменты - строфы только по виду рифм - катрены, по количеству же стоп здесь все фрагменты разные. Поэтому с небольшой натяжкой можно отнести это произведение к "вольному стиху". При этом я ловлю себя на мысли, что если бы автор стихов все эти строки упорядочил бы по длине полностью, то стало бы только лучше, а не хуже. Не совсем понятно как работает здесь "вольность" на содержание, делает ли она его  иным, добавляет ли в него что-то нужное? На мой дурацкий взгляд - не добавляет.

   15. В ЛИМАНАХ... АЛИССА РОСС 
 
Вдали от глаз есть место на песчаном берегу -
там я хоть изредка могу
побыть одна.
Там время – волны,
день – без дна…
Там правит южная бесснежная зима,
а лето тянется полгода,
и сизый илистый лиман
давно привык к дождливым странностям погоды.
Прохладный мартовский пейзаж
под блёклым солнцем  скуп, однообразен, пуст,
и только раковины хруст
под погружённою в песок рукой
осколками пронизывает утренний покой
и бледно-охряной пустынный пляж.
Торосы водорослей  за зиму успешно избежали тлена,
и грозди мидий в них под вынужденным пленом
прибитой к берегу сосны
в надеждах дождались весны
и отливают сумрачным маренго под волной…
Песчинки с шелестом перебирает свежий бриз морской,
смеясь и унося куда-то вверх в порыве
обломки мелких веток, по волне плывущих,
и змея белого, что в синеву запущен
рукой, невидимой мне - где-то за обрывом…
Там берег скользкий, глинистый, высокий,
под ним, у края волн, шумит осока,
и узколистый восковой рогоз
из плавней тянется зелёною куртиной -
он выстоял в крещенский небольшой мороз
и яркой полосой вершит теперь прибрежную картину,
что запахами моря  до краёв полна…
00 01 00 01 01
01 01 00 01 00 01 0
01 00 01 00 01 01
01 00 01 01 01 01 00 01 0
Здесь  я  могу хоть изредка побыть одна,
здесь хочется остаться жить,
и не считать года,
и в них однажды навсегда исчезнуть….
Здесь  каждый  день – как за волной волна,
а время – бесконечная  морская  бездна…

Типичный вольный стих, и на слух, и на вид. Метр - ямб, стихи астрофические, вид рифмовки все время меняется. И язык - язык поэзии, и с синтаксисом фраз все в порядке. И рваное звучание - вольная разностопность - при прочтении вслух меня здесь почему-то совершенно не раздражает, больше того, она напоминает мне живой устный рассказ человека об увиденном им, поэтому голосуя, я не скупилась на очки.

   19. ИСПОВЕДЬ. ГОЛЬГЕРТС 

Поздняя осень. Не пью и не ем
после шести.
Возраст, наверное.
Есть неизбежная данность и тут уж шути – не шути.
В зеркале вижу своё отражение нервное,
100 100 100 10
100 1
100 100
100 100 100 100 100 1
100 100 100 100 100
тягостный взгляд и виски, что подернуты инеем.
               
Что же, неважно уже далеко или близко, веди
торной дорогой заблудшего из дребедени и,
кажется,
вот оно, время признания в грехопадении.
Правда об этом никто не расскажет сам...
разве что только на исповеди.

Метр - чистый дактиль, число стоп в стихах - вольное, строф нет. Придраться не к чему. (я вообще очень уважаю этого автора за всегдашнюю тщательность проработки текстов - жаль, он к нам в судьи не идет!). Вольный стих здесь к месту - смотрим на название стихов. Исповедоваться песенными стихами - это странно. Только рвано и вольно. Для этой темы содержание важнее красивой мелодии речи. И оно отлично передается читателю вольным стихом.

   32. ПОЗНАКОМИЛИСЬ. ГЕННАДИЙ СОЛОДИЛОВ   

Ты откуда взялся тут,
Баламут?!
Я тебя не видел раньше.
К деду? Он с деревни нашей?
Как зовут?
Так он – сосед!
А тебя? А сколько лет?
В феврале?
Я на год старше.
Наш забор худой совсем,.
10 10 10 1            
00 1
10 10 10 1
10 10 10 10
10 1
Лезь в дыру. Меня-то? Пашей 
10 10 10 10

Божия коровка, улети на небо!
Дам тебе я хлеба!
Посмотри: ползёт по пальцу, доберётся до ногтя.
Улетела. Вот бы мне,
Из жердей и простыней,
10 00 10 00 10 10               
10 10 10
00 10 10 10 00 10 10 1
00 10 10 1
00 10 00 1
Сделать крылья! Нет, наверно, батя с мамкой запретят.
А у Мурки пять котят,
Все смешные и слепые, только спят или сосут.
Танька дразнит, что я рыжий и веснушки на носу.
10 10 10 10 10 10 10 1
Я дразниться не умею, просто дёрнул за косу.
Мы тем летом были в Сочи, но и там не загорел,
Хоть жара не то, что здесь.
Ехали на поезде,
Рядом с морем сразу горы. Жили в хате на горе.
Возле дома рос инжир,
Я с хозяйкою дружил:
Залезал на дерево,
Рвал себе и ей его.
Очень сладкий. Как варенье. Наше – бабыверино.
У забора во дворе
Чёрный крот живёт в норе.
Что? У вас живут ежи?
Покажи!

Метр - хорей. Жанровые стихи, передающие речь ребенка. Вольный стих здесь тоже к месту - он хорошо работает на содержание, создает в нас ощущение реального общения с мальчиком Пашей. Количество стоп здесь все время хаотично меняется, а метр остается прежним - метр хорея.

   33. ПОЛИТИЧЕСКОЕ. ВИНОГРАДОВА МАРИЯ   

Нет весны, нет вешек, нет вешенок.
Мои мысли ясны и взвешены.
И я в них от плахи и до плащаницы
Выращиваю пшеницу.
001 01 001 00
001 001 01 00
01 01 01 00 001 0
01 00 001 0
Он гол, он голем, становится в горле колом
И всходы мои пшеничные топчет,
И воды, и топи, и кочки. В общем,
Что я могу? Не выпустить колос?
Я под ногой бы его раскололась,
Да он не покинет асфальта дворца
До конца.
Так что я могу?
Не выкормить корня?
Детьми моими меня накормят
И я приму их, и обниму.
И только ему
Не будет входа
Ни в чрево мое, ни в песок, ни в воду -
Огонь пожирает его пускай,
А я не скрою ни волоска.
Он клят, он проклят, не буду пухом
Ни там ни тут.
И прах его, к воронью и мухам,
Метлой
С ладони моей сметут.

К сожалению, здесь не чистый метр, а дольник, потому что то и дело в строку ямба хаотично влезает лишний безударный слог. В остальном эти строки и звучат, и  воспринимаются как вольный стих, они интересны по языку и эмоциональны по содержанию.

35. ЛАНЬ И ЗУБР. АЛЕКСЕЙ АПРИН 

Лань как-то услыхала лиры звук.
В душе её возник ритмичный стук
И полился; поток стихосложенья,
Как будто у вулкана изверженье,
Тем самым приведя в восторг подруг.
0100010101
0101010101
00010100010
01000100010
0100010101
Недолго длилась эта эйфория.
Всё чаще слух терзала аритмия,
Мешая наслаждение вкушать,
Подумала: "Слог нужно улучшать.
Пусть поглотит меня стихов стихия".
01010100010
01010100010
0100010001
0100010001
00010101010
Узнав, в лесу соседнем Зубр живёт,
Умён, отзывчив, умудрён годами
И курс сложения стихов преподаёт,
И возбуждённая великими мечтами,
К нему стремглав отправилась девица,
Желая правильному слогу обучиться.
Примчалась: "О! Мудрейший, помоги!
Наставь на путь, чтоб слог мой преуспел
И от ошибок, впредь, убереги!"
На Лань Зубр исподлобья поглядел:
"Так. Для начала преклони свои колени,
Затем прошение подай на трёх листах
И подмети дорожки во дворах.
Хочу тем самым отучить тебя от лени.
Потом прочти вот эти наставленья
И вот тогда...", -
Лань Зубра прервала:
"Чтоб на колени? Я?
Да, мне... Да, я...", -
Слов больше не нашла.
И ускакала, глупая, в свой лес,
Сим обученья завершив процесс
0101
01010101
000101
0001
010001
0001010001
0001000101.

Мораль проста: раз жаждешь обучаться,
Изволь пред местным зубром преклоняться.

Единственный в пакете пример, где на конкурс была предложена басня (есть ощущение, что автор почитал о вольном стихе перед составлением заявки). К сожалению, данная басня срифмована не так, как крыловские, не вольным стихом, а двустишиями, написанными в основном 5-и стопным ямбом, и только в самой ее концовке в ней появляется вольная разностопность, напоминающая нам о звучании  "вольного стиха", но не делающая его таковым.

   4. ИСКУШЕНЬЕ. ВЛАДИМИР КУРКОВ   

                Сначала покажу текст в авторской записи:

Забитый "перезвоном серебра"
моих стихов хрустальный колокольчик —
не слышен.
Скрип латунного пера
всё тише.
Только пара ровных строчек
легла на лист.
Исчезло вдохновенье.
01 00 01 00 01
01 01 01 00 01 0
01 0
ц 1 01 00 01
01 0
В другого нынче муза влюблена,
ему на ушко шепчет тёмной ночью,
так дышит,
что не может скрыть Луна
над крышей
раскрасневшиеся щёчки
при взгляде вниз.
Какое искушенье:

к ним заглянуть с бутылочкой вина,
обоих напоить, а дальше проще...
Я вижу —
муза на двоих одна —
бесстыже
уведу, а он пусть ропщет.
Но план завис,
и мучают сомненья.

Ушла — выходит жизнь моя скучна.
От этого вдвойне сегодня горше.
В Париже
ночь романтикой полна,
а в Нижнем —
псы гоняют кошек тощих
под ветра свист,
и не до развлеченья.
Одна отрада: завтра воскресенье.

Чисто зрительно эти стихи кажутся написанными вольным стихом, все строки - до рифмы, и все - разной по числу стоп длины, чистый метр - ямб. Вот только строфы проглядывают из них - со сложной рифмовкой аBCаCBdE. Причем, деление на строки здесь не такое как у Крылова (каждая строка - законченная фраза), а зрительное - со множеством переносов - вырезанием отдельных слов в отдельную строку, чтобы показать читающему рифму и сделать при чтении искусственную паузу. Но если этих пауз не делать, то слух нам подсказывает, что метрически здесь совсем другая структура, что это просто множество дополнительных рифм, вставленных внутрь стихов, которые создают иллюзию свободной стопности строк. Запишем эти стихи в их настоящей метрике:

Забитый "перезвоном серебра"
моих стихов хрустальный колокольчик —
не слышен. Скрип латунного пера
всё тише. Только пара ровных строчек
01 00 01 00 01
01 01 01 00 01 0
01 01 01 00 01
01 00 01 01 01 0
легла на лист. Исчезло вдохновенье.
В другого нынче муза влюблена,
ему на ушко шепчет тёмной ночью,
так дышит, что не может скрыть Луна
01 01 01 00 01 0
01 01 01 00 01
01 01 01 01 01 0
01 01 01 01 01
над крышей раскрасневшиеся щёчки
при взгляде вниз. Какое искушенье:
к ним заглянуть с бутылочкой вина,
обоих напоить, а дальше проще...
Я вижу —муза на двоих одна —
бесстыже уведу, а он пусть ропщет.

Но план завис, и мучают сомненья.
Ушла — выходит жизнь моя скучна.
От этого вдвойне сегодня горше.
В Париже ночь романтикой полна,
а в Нижнем — псы гоняют кошек тощих
под ветра свист, и не до развлеченья.
Одна отрада: завтра воскресенье.

На самом деле это - классический 5-и стопный ямб и астрофические стихи, где рифмы не имеют урегулированного повторения (повторяющегося рисунка), хотя каждая концевая рифма свою пару имеет в пространстве всего текста. Свободно только положение рифмующегося слова, а число стоп в стихах как раз и постоянно, это строки с чередованием женских и мужских окончаний. Данная форма - не вольный стих, а астрофические стихи с вольной рифмовкой концов строк. Интересно, здорово, но, увы, это не наш случай!
               
   11. КАК РАСТЕТ БАМБУК. ЯНА ЯБЛОКО 

Так хочется покрутить руль судьбы
в желанную сторону
разделить всё поровну
и с автострады буднЕй                ? бУдней 
свернуть левей
на пустую дорогу меж тополей
мимо черешен
неспешно
01 00 001 1 01
01 001 00
001 01 00
долго ехать
мимо виноградников и персиковых садов
мимо скал и обрывов-ртов
мимо выныривающих из зелени деревушек, кафешек, заправок
поворачивая то влево, то вправо
наконец приехать в приморский городок
к причалу…
001 001 01
00 0 00 001 00 001 001 0010
001 00 001 0010
001 00 01 00 01
01 0

чтобы чайка напутственно прокричала:
- С началом!
маленький белый пароход
увезёт
на далёкий зелёный остров
где так просто
играть ступней с игривой волной
залюбоваться лазурной лагуной
и белым песчаным пляжем
и коралловым кряжем
и белой скамейкой под кокосовой пальмой в лучах заката…
1 001 00 01
001
001 001 010
001 0
01 01 01 001
просто бежать по песку, и взлетать, и падать...
разложить на коленях белый ноутбук
и … целую ночь не вылезать из чата!
а может лучше задрать голову и смотреть, как растёт бамбук...

По структуре, по звучанию - прекрасный вольный стих, хотя чисто формально текст не принадлежит к силлабо-тонической системе, он  написан не чистым метром, а дольником да еще и с переменным числом Иктов в каждой строке. Но стихи получились очень симпатичные, и я бы их даже номинировала небольшим баллом, если бы только не это "буднЕЙ"! Очень хочется, чтобы автор заменил это фонетически неправильное слово на какое-то другое. По большому счету эти стихи не имеют права на получение звания лауреата (стихи с лексической ошибкой!), но, увы и ах, выбор у нас был не велик, а конкурс наш скорее учебный, чем выставка поэтического мастерства. Поэтому я дала автору звание лауреата авансом.

   31. Я ЖЕЛАЮ ВАМ... НАТАЛИЯ МЕДВЕДЕВА

Сыр в мышеловке не дали съесть: испугались.
В последний момент признались,
что ищут адептов
для секты...
1 001 001 01 001 0
01 001 01 0
01 001 0
01 0
Такие как я - непригодны.
Отослали взглядом голодным,
может быть, подавились...
мои противопоказания им и не снились!
Я их при знакомстве не разглядела -
ну и дело...
песни на радостях пела!
Они пели свои -
о большой любви,
и я, потянув носом,
вклинилась подголоском -
нежданно и невпопад...
Вот тут и открылся грозящий ад -
дисгармония,
какофония!   
Они ошарашены.
Без приукрашиваний
выдают себя, что цели и методы их - агрессивные.
Мне меня показали, - что дура наивная.
Бегу назад -
наугад,
лабиринтами,
с молитвою! 
Из сил выбилась,
кое-как выбралась!
На автобус - и к маме!
Обольщаться не станем
звонками приторными,
коими привечает коварный агент:
"В медицинский центр
Вам бесплатный талончик выделим!"

Какое безумие - незнакомым людям довериться...
Я желаю вам никогда -
никогда
с этим промыслом жутким не встретиться!
01 00001 01 001 00
001 01 001
001
001 001 001 00

И здесь имеем форму написания, которую можно считать вольным стихом только с некоторым допущением. Построено стихотворение в основном на парах строк с одинаковой рифмой, а все строки заметно разнятся по длине. Ритмика стремится к строчному логаэду из анапеста и ямба, но к грязному логаэду - с многочисленными сбивками - звучание близко к акцентной системе. Но по ощущению, по содержанию, по уместности использования такой формы для передачи содержания - это очень близко к примеру вольного стиха.
 
     26. ОНА ПРИХОДИЛА НЕ ЧАСТО.

А эти стихи я хочу вам показать как пример отличного музыкального слуха автора, которая чисто интуитивно не может "отпустить себя" в свободу форм и, даже создавая очень сложную структуру звучания, не выходит из закона гармонии.

Она приходила не часто
без громких звонков, долгожданных писем
и вмиг становилась частью
совсем не обыденных жизненных истин.
01 001 001 0
01 001 001 01 0
01 001 01 0
01 001 001 01 0
А я становилась кошкой.
На самой далёкой от дома крыше
земное - всего с ладошку,
а близкое - всё, что даётся нам свыше.
01 001 01 0
01 001 001 01 0
01 001 01 0
01 001 001 001 0
В глазах отражались звёзды,
играя друг с другом в ночные прятки,
сплетая ни рано, ни поздно
чёрного моря седые прядки.
01 001 01 0
01 001 001 01 0
01 001 001 0
ц1 001 001 01 0                цезура в начале строки
Луны серебристой заводь
покорно тускнела и таяла быстро,
а ветер шептал о "завтра" -
извечном "во веки веков и присно".
Из волн выплывало солнце
в задуманном кем-то обычном порядке.
Но к небу оно непременно прижмётся, как я...
а в открытой тетрадке
на самой высокой крыше
подруга с таким редким именем Счастье
грустью моей допишет:
"Я прихожу не часто".

Все строки здесь разные, ритмика сложная, но стихи только кажутся вольными, на самом деле это безукоризненный разностопный сложный логаэд "ямб-анапест", организованный в повторяющиеся фрагменты текста - катрены:
01 001 01 0
01 001 001 001 0
01 001 01 0
01 001 001 01 0
Конечно, это - не вольный стих, и номинировать эти стихи было нельзя, но работа - прекрасная!

**********************************
Показывать схемы стихов остальных участников конкурса я не буду - в начале статьи вы найдете более, чем достаточно подробных объяснений того, что представляет собою классическая форма "вольного стиха" и как анализировать собственные тексты.

Кстати, у нас в ТМА только конкурсы со свободными темами (вроде летнего "Мастер класса") нацелены на отбор самого высоко художественного и оригинально выполненного произведения. Большинство же конкурсов ТМА - учебно-тренировочные. Для успеха в них важно внимательно прочитывать конкурсное задание на странице объявления и точно ему следовать, а если какой-то термин или понятие из этого задания вам не знакомо, то есть смысл перед подачей заявки сначала почитать  имеющиеся в Мастерской (или в интернете) теоретические материалы - это будет хорошим стимулом вспомнить или узнать что-то новое и полезное.

С уважением, Ваша Алкора. 24.01.21.