Пожелтевшие страницы. Марфуша

Окалиса
     Об этой коварной яме на дороге знали все,но многие всё-таки попадали в неё.Вот и сейчас телега,на которой Марфуша везла бидоны молока с фермы на молокозавод в село,попала задним колесом и глубоко погрязла."Что делать? Откуда ждать подмоги?" И тут она увидела приближающегося мужчину."Бог послал"-подумала Марфуша,перекрестившись."Помощь нужна?"-спросил подошедший и не дожидаясь ответа стал ловко снимать 33-х литровые бидоны с молоком и ставить их на траву,на обочину дороги.Был он невысокого роста,худощав,с чупом,который скрывал пустую зарницу глаза."Придержи-ка лошадку"-обратился он к Марфуше и опять быстро и ловко подсунул,откуда-то взявшийся у него под рукой,обрезок доски,приподнял колесо и высвободил телегу.Затем расставил и бидоны."Ну,хозяйка,подвезёшь до села?С Ушаковки иду,подбросили на попутной." До села оставалось немного.Марфа была рада столь успешному решению проблемы и,с удовольствием усевшись рядом,отдала ему вожжи.
      Незаметно,за разговором они выяснили,что они -соседи.Он приезжал навестить сводную сестру и младшего брата-инвалида,которые жили рядом с мамой Марфы.У бабушки сейчас жила и дочка Марфуши и сейчас она хотела забрать девочку пожить на "точке"-так называли они свою ферму.
      На "точке"жили несколько доярок и два подростка-пастушка.Женщины жили дружно и не голодали.На огороженном клочке земли был небольшой огородик и бахча-несколько плетей арбузов.дынь и тыкв.Все доярки были вдовы ,дети были или с ними или у родственников в селе.
      Марфуша попала сюда недавно.До войны они с мужем жили в другом колхозе.Но когда пришла похоронка Марфа решила переехать ближе в  родне,к матери и сёстрам.
      Эта встреча на дороге  изредка всплывала в памяти.И Марфуша была очень удивлена,когда однажды мать завела с ней разговор о том человеке,о Захаре."А он ведь свататься собирается.Что думаешь? Он холостой,самостоятельный,работает в городе на заводе,родным помогает.Неказистый,да как говорится"плох плетешок,да всё затишок".  И Марфуше почему-то вспомнились его сильные руки и то,как он аккуратно  поправил упавшую с её плеча косынку,как отколол и передал дочке кусочек сахара.
      И она,ладная ,с приветливым,открытым лицом,стала реже плакать по ночам о погибшем муже,о своей судьбине,а стала позволять себе думать о новой жизни в городе,о школе,куда пойдёт учиться её дочка.
       В Cталинграде они с мужем были несколько раз,привозя что-то на базар и  купив обновы н вырученные деньги.Летом 41-го её,как передовую доярку собирались наградить поездкой на выставку в Москву.Но всё перечеркнула война.
       Захар сосватал её в 47-ом и она с дочкой переехала жить к нему в город.Шурочка пошла в школу,а Марфуша стала привыкать к новой жизни,став хозяйкой небольшого домика и сделав его ухоженным и уютным.Захар хвалил её и во всём с нею соглашался,радуясь своему счастью.И только в одном был непреклонен-она не должна работать.Он откровенно ревновал её,свою женщину,которая,сбросив тревогу и усталость ,просто расцвела.
       Её было 35,а ему 46 когда родилась я.Я росла в обстановке любви,заботы и внимания.Старшая сестра Шурочка с радостью нянчилась со мною. И ещё две двоюродные сестры,папины племянницы ,живущие рядом.Они  шили и наряжали меня в какие-то платьица.Особенно запомнились "снежинки"-марлевые,накрахмаленные,
украшенные бусами и мишурой.На заводскую ёлку ходили все вместе.А в выходные и праздники мама пекла пироги.И по дому витал запах счастья,покоя и радости! Дом был новый ,большой.Его построил папа с помощью дружных соседей за одно лето .А мама сама сложила печь.
       Какие счастливые воспоминания!И мамины глаза-ласковые,нежные.И её шепот-секрет мне на ушко,когда она прижимала меня к себе и шептала-"Моя шамурочка,моя любимая шамурочка".  Моё раннее утверждение" Я сама," звучало-"Я шама"-вот и шамурочка.Наш с мамой секрет на долгие годы.Давно нет уже мамы.Мне уже за 70,а этот нежный шепот всё звучит в душе,переполняя сердце трепетом и теплотой.
      Светлая память детства. И благодарность той колее,той встрече двух на дороге,подаривших мне ЖИЗНЬ!