12 000 белорусских детей погибли во время блокады

Тамара Залесская
12  ТЫСЯЧ  БЕЛОРУССКИХ  ДЕТЕЙ  ПОГИБЛИ  ВО  ВРЕМЯ  БЛОКАДЫ  ЛЕНИНГРАДА


      В 1996 году на Пискаревском кладбище была установлена стела. На ней написано: «Соотечественникам, погибшим в блокаду. Учащимся ремесленных училищ Ленинграда от белорусского народа».


      Перед войной в СССР планировалось строительство большого числа заводов. Квалифицированных рабочих – токарей, слесарей, фрезеровщиков – не хватало, и было принято постановление о создании ремесленных училищ и школ ФЗО (фабрично-заводского обучения). В больших городах и райцентрах работали мобилизационные пункты, работники которых призывали молодёжь учиться рабочим профессиям.

      50 тысяч белорусских подростков 14–16 лет, откликнувшихся на призыв, не могли быть размещены на местных заводах, поэтому около 20 тысяч были направлены в Ленинград. Дети с радостью поехали учиться в большой город, пусть и далеко от дома. Крупные заводы охотно приняли трудолюбивых белорусских ребят. Их устроили в общежития, выдали красивую форму. В 1940–41 году они учились и работали, а потом началась война, заставшая учащихся в Ленинграде. Кадровые рабочие ушли на фронт, и к станкам встали женщины и дети.

      В середине августа немцы заняли Белоруссию, а в сентябре окружили Ленинград. Ни вернуться домой, ни вырваться из блокадного города возможности не было.

      Самый трудный период, по воспоминаниям бывших ремесленников, – зима 1941–42 года. Ослабленные, голодные дети с трудом поднимали ввосьмером болванку, с которой прежде справлялся один человек.

      На разбомбленных Бадаевских складах подростки собирали рассыпавшийся сахар, смешанный с мёрзлой землёй, заливали эту смесь водой, кипятили и давали пить мутную сладкую жидкость своим измождённым товарищам. Варили ремни, нарезая их мелкими кусочками, чтобы растянуть подольше. Жили ребята в комнатах по 20 человек, но их становилось всё меньше и меньше...

      Когда открыли Дорогу жизни, самых слабых ремесленников, уже лежачих, вывозили по льду. Один из участников тех событий вспоминает, как при бомбёжке у него на глазах ушла под лёд машина с его товарищами. Шофёр выскочил из кабины, кричал, просил помочь, но помогать было некому – дети даже встать не могли...

      12 тысяч юных белорусов – учащихся ремесленных училищ и ФЗО, ставших во время войны рабочими, – остались лежать в братских могилах.

      Вечная им память!


                * * *

Я поклоняюсь мужеству людей,
Что выжили в блокадном Ленинграде.
За стойкость – ордена давать бы надо:
Там людям было трудно, как нигде.

Как можно уберечь своих детей,
Когда противник жалости не знает?
Но всё же у войны конец бывает,
И есть несправедливости предел!

Пришла победа! Людям – надо жить,
Собраться с духом, не теряя веры.
Но как восполнить страшные потери?
Ведь то, что испытали, не забыть…

Сейчас они – в уюте и тепле,
Но помнят ужас ледяного ада,
Те зимы в осаждённом Ленинграде,
Где было чудом – жить и уцелеть…

Я поклоняюсь мужеству людей!


Май 2009 года
 

Благодарю Нину Михайловну Соколову за предоставленную информацию.

Фото из интернета: стела памяти белорусским ремесленникам
на Пискаревском мемориальном кладбище.