Немного к юбилею Салтыкова - Щедрина

Наталья Мурадова
195 лет назад, 27 января 1826 года родился Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. В русской литературе ему отведено особое место, потому что ни один писатель в своих произведениях не критикует, не высмеивает и не обличает действительность так метко и беспощадно.
Некоторые факты из жизни Салтыковв Щедрина:
160 лет назад, в 1858 году, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин стал рязанским вице-губернатором. Новый начальник, уже известный в то время писатель-сатирик, ожидаемо оказался правдолюбцем и борцом с коррупцией, как сегодня называют это явление. По легенде, один из чиновных рязанских взяточников даже упал в обморок, узнав о назначении на должность автора «Губернских записок». За труды в Рязани писателя назвали «вице-Робеспьером», ведь его деятельность казалась тогдашним чиновникам поистине революционной. Салтыков-Щедрин (литературный псевдоним – Н. Щедрин) успешно сочетал свою литературно-публицистическую деятельность со службой на различных государственных должностях. К этой службе он был подготовлен в Царскосельском лицее, после окончания которого в 1844 году он был определён чиновником в канцелярию военного министерства. Там он увидел «скуку, чиновничье-бюрократическую волокиту, принуждение и ложь». Увиденное вызвало у молодого чиновника внутренний протест, что нашло проявление в его первых литературных произведениях. Радикализм и острая социальная проблематика  его первых повестей привлекли внимание властей, вызвали недовольство, и автор в апреле 1848 года был выслан в Вятку за «…вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, потрясших уже всю Западную Европу и ниспровергших власти и общественное спокойствие». «Вятский плен» Салтыкова-Щедрина продолжался почти восемь лет. Сначала он был назначен старшим чиновником особых поручений при губернаторе, а с 1850 года – советником губернского правления. В эти годы Салтыков-Щедрин выработал своеобразную теорию борьбы с «порядком вещей» в рамках существующего строя: «практиковать либерализм в самом капище антилиберализма».
После 1855 года Салтыков-Щедрин вернулся в Петербург и включился в литературную деятельность. В 1856–1957 годах он написал свои знаменитые «Губернские очерки» – от имени «надворного советника Н. Щедрина». Этот псевдоним М. Е. Салтыкова составил известную всем современникам двойную фамилию. В «Губернских очерках» Салтыков-Щедрин высказал резко отрицательное отношение к крепостничеству, чиновной бюрократии, «талантливым натурам» из дворянско-помещичьей интеллигенции. Произведение высоко оценили тогдашниереволюционеры Чернышевский и Добролюбов, отметив, что автор склонен верить в мирные пути прогресса России в связи с надеждами на реформы. В 1856–1858 годах Салтыков-Щедрин служил чиновником особых поручений в министерстве внутренних дел, в котором были начаты работы по подготовке крестьянской реформы.
В 1858–1860 годах Салтыков-Щедрин был вице-губернатором в Рязанской губернии. Его назначение было связано с результатами министерской ревизии, вскрывшей большое число различных злоупотреблений и беззаконий в Рязанской губернии. Рязанским чиновникам пришлось нелегко уже с самого начала деятельности Салтыкова-Щедрина, начавшего борьбу с канцелярской рутиной и мздоимством. В Рязани сатирик столкнулся с различными формами плутовства, которые процветали в губернии в такой степени, что «вятское плутовство», которое он видел раньше, выглядело «совершенно добродушным». «Вице-Робеспьер» беспощадно выгонял взяточников со службы, вывешивая перед своим кабинетом списки уволенных, получившие название «салтыковских проскрипций». В 1858 году Салтыков поднял шум на всю Россию в связи с продажей помещиками крепостных крестьян братьям Хлудовым, владельцам Егорьевской мануфактуры. Не менее громким делом было покушение на самоубийство двух дворовых мальчиков из-за невыносимых избиений их розгами по распоряжению полковницы Кислинской только за то, что «не стерли с мебели пыль». Кислинская после длительного разбирательства вышла сухой из воды – отдавать дворян под суд за творимый произвол было в то время не просто даже вице-губернатору: требовалось предоставление доклада министру внутренних дел и царю. Сам император жаловался этому министру на «мрачные реляции» вице-губернатора.
За вице-губернаторский демократизм Салтыкова-Щедрина хотели даже судить, о чём он писал в одном из писем к П. В. Анненкову. Положение Салтыкова-Щедрина осложнялось в связи с назначением в Рязань нового губернатора Муравьёва (сына тогдашнего председателя государственных имуществ М. Н. Муравьева), с которым у него начались осложнения в связи с многочисленными жалобами на «вице-Робеспьера» со стороны крепостников и потворствующих им чиновников. К тому же губернатору надоели колючие насмешки его заместителя, которыми сопровождались различные губернаторские промахи. В пику Щедрину новый губернатор открыто заступился за помещика Сереброва, по распоряжению которого был забит насмерть крестьянин, заподозренный в краже нескольких мер овса. Вице-губернатор по этому поводу высказал своё особое мнение министру внутренних дел, но оно не было принято. Эти и многие другие факты обострили отношение между первым и вторым лицом в губернской «табели о рангах», и Салтыков-Щедрин через петербургские связи просил, чтобы его убрали от «одного из сукиных детей Муравьёвых», что и было сделано: он был переведён в Тверь на ту же должность.
В 1867 году Салтыков-Щедрин снова вернулся в Рязань уже в должности управляющего Рязанской казённой палатой, прослужил на этой должности примерно год.
Памятник Салтыкову-Щедрину Михаилу Евграфовичу. В центре Рязани, на улице Николодворянской, д. 22, в скверике рядом с домом, который в настоящее время является филиалом Рязанской областной библиотеки, а раньше служил резиденцией рязанского вице-губернатора появился новый памятник - бюст Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина.