Сказы Мещеры о Серафиме с медвежьим лицом Ые и наш

Юрий Алексеевич Белоусов
Сказы Мещеры о Серафиме с медвежьим лицом Ые и наших братьях Медведях

   Кто-то и не знает, что такое Мещера. Кто-то слышал, но так и не понял. А вот мальчик Сева, каждый день рассматривал Мещеру из своего окна.
Там, за Москвой рекой, лежал сказочный край, и хранилось множество удивительных историй, которые по вечерам, ему рассказывал папа, который ведал их. Папа записывал все свои истории в оранжевый блокнот, и много рисовал своими волшебными карандашами. Из-под его легкой руки появлялись образы, которые имели необычные имена. А потом папа приносил домой свою новую книгу, улыбался, и читал Севе на ночь. Назывались эти истории – Мещерскими сказами.


   Ые – серафим с медвежьим лицом

   После того, как Бог создал этот мир и людей создал, пришло зло великое на землю и прислужники его. Кто-то хаосом это называет. Кто-то поветрием каким. Но, раскололся мир на верных Богу и его врагов. И началась война великая. И огонь с неба падал, и молнии, и всякие коварства враги наши применили. Те, что хаос в себя впустили, силу большую имели, и бросали звезды. Где-то говорят - целую землю потопили. А у нас Матушки, и кто-то еще, из Сильных, встали, и удар приняли. Молнии метали друг в дружку. Лишь серафимам Бог запрещал драться. Но, когда хаос поглотил царство тридевятое, один серафим все ж не сдержался, и весь мир, что хаосом был поражен, смахнул в Великую Бездну. Был он из числа старших серафимов смерти. От звезды упавшей, Мещера образовалась, как яма большая. А силы темные о холм разбились. За поступок этот, Бог на серафима прогневался, и на землю сослал простым ангелом работать в Мещере. Это был Ые - серафим с медвежьим лицом. Обликом он, как человек большой, а голова у него медвежья, но с нимбом, так как у высших чинов.
   Когда в мире был хаос, злой демон обратил одну из матушек-хранительниц земли в медведицу. Тогда Бог творец перенёс её на небо в созвездие Большой Медведицы. Другая же матушка лесов, обучила свою дочь, как обращаться людям с мясом и костями Медведя, и ушла по дороге вверх, став созвездием Малой Медведицы.
   Серафим с медвежьим лицом Ые, был одним из помощников Бога - творца Вселенной. Бог наказал его за ослушание, но не отстранил от себя полностью, поставив наблюдать за жизнью людей, и за их смертью.
Ые сейчас на земле работает ангелом смерти, провожая души умерших, в иной мир.   
   Когда Бог определил править Мещерой Матушку Владычицу великого пчельника, то дал ей силу высшую - силу рождения после смерти. И если она роды после смерти не воспринимает, то приходит ангел смерти Ые, и всё одно душу выдерает из человека. Ведь имя этого бывшего серафима на старом языке значит: «время». Приходит время, и перемешает Ые души людские на встречу с Богом.
   Только все ведь по-разному умирают. Вот скажем погиб кто в бою, того непременно поминать надо, иначе он как спящий будет на свете том. А вот тот, кто сам себя жизни лишит, всё одно что сгорит, и нет его на свете том. Но, поминать всех умерших надо по покону.    
   Где-то в центре мироздания, на дне Мещерского «кувшина», очерченного Поясом Богородицы - Окой и Древним Колезем – Клязьмой, растут раскидистые дубы, а между ними лежит большая поляна. Здесь собирается совет Высших и находится дверь между мирами. Иногда люди видят там костёр, около которого сидят живущие, по старинушке Боги. Но тот, кто увидел этот костер - обычным человеком уже не станет, а тот, кто сел к нему, уже необычный человек. Идя к такому костру, с собой берут медовухи и легкой еды. Приходит к костру и Чамка, что водами, лесом, да полями заведует, и Илия, и Егорий, и Праскева-Пятница, и даже сам ангел смерти Ые приходит.

   Медведь

   Медведь — единственный среди зверей — имеет душу, которая выглядит как щенок.
   Наш русский «Семидетный Медведь», а вернее - медведица, предводительница всех бурых медведей. Она никогда не выходит из скрытой в дремучем лесу берлоги, и воплощает в себе все лесное, мохнатое, подземное. 
   У нас в Мещере медведей почти не осталось, но живы еще предания и сказы. В 2020 году, Медведица пришла жить в подмосковный город Рошаль, в промзону, на развалины химкомбината. Именно в этом городе 5 лет назад родился наш культурно-исторический проект «Сердце Мещеры».
   Мир медведей – это обратная сторона жизни людей. Обе жизни - светлая и темная, человеческая и звериная - текут бок о бок в пространстве окрестных лесов. Только одна ограждена стенами жилища и освещена огнем очага, а другая «обернута» медвежьей шкурой. Эти две половины одной жизни, как в зеркале отражаются друг в друге и движутся в одном направлении: светлая - к старости, темная - к младенчеству. Медведь - свидетель, а порой участник, или даже судья поступков и проступков людей. Он страж подземного мира, который следует против хода солнца.
   Для стариков наших медведь всегда был святым животным – тотемом исконно русским, главным героем сказок, былин, песен, загадок, поверий и заговоров. Наш «Медведь-первопредок» - первый культурный герой русского народа.

   Медведь, медведица и медвежонок

   Хорошо жили в мещерском лесу медведь, медведица и медвежонок. Но, закончилась хорошая жизнь медвежьей семьи. Возвратился однажды медведь после долгой охоты в полночь, с почерневшим лицом. Велел он медведице убить и сварить медвежонка. Та, не в силах противиться, исполнила повеление мужа, но сберегла у себя за пазухой коготь меньшего пальца сына. А потом сбежала медведица от взбесившегося мужа. Муж бросился ее преследовать, и по дороге съедал людей, попадающихся на его пути. Медведица, достигнув двери, ведущей на небо, бросила припасенные куски мяса волку и медведю, которые сторожили вход, и проникла в обитель Небесного Бога. Старший и средний божьи сыны его поочередно вступили в бой с кровожадным преследователем, но оказались поверженными. Лишь младшему сыну удалось разрубить злодея на четыре части, одна из которых улетает в лес, другая - в море, третья - под землю, «а четвертую он даже не увидел». Младший сын Небесного Бога женится на медведице, которая сразу же оживила своего сына Медвежонка, трижды бросив его коготь через голову. Воскресший сын-медведь вскоре женился дочери Небесного Бога.
   Старший из семи сыновей дочери Бога Неба, в приступе гнева превратился в медведя и сказал, уходя от людей: «Пусть не зовут меня братья на помощь при ложной клятве, а пусть зовут на помощь при верной клятве. А если меня позовут при ложной клятве, то я разорву давшего клятву в куски, как шапку, как рукавицу». Страшным было наказание за ложную клятву, которую давали при целовании медвежьей лапы. Нарушителя в тот же год «медведь обдирал».
   О медведе нельзя  говорить вслух плохо, или ругать его, так как, если он услышит, то обязательно накажет. Медведь все слышит и понимает. Поэтому не следует произносить вслух его имя, а следует называть, иносказательно. Мол, здравствуй лесной старик, старик в шубе, отец, дедушка, дух, семидетный зверь. Хозяин леса - медведь даже скот задирает лишь с Божьего позволения, а на человека нападает лишь по указке Бога за совершенный грех. На женщин медведь нападает не для того, чтобы съесть, а чтобы увести с собой и сожительствовать. От такого сожительства, по народным поверьям, рождались люди, обладавшие богатырской силой. Да и весь Медвежий род пошел от брака первого медведя с женщиной. Был такой Медведь полей и столбов - покровитель живописцев и ткачей и большой поклонник хмельного напитка медовухи. А сын этого перво-медведя и могучей одноглазой ведуньи, стал вождем и жрецом одного мещерского племени, научился выращивать хлеб, первым отыскал залежи руды, стал выплавлять железо, и научил людей делать самые крепкие мечи и долбленые черные лодки - челны.

   Сказ о Медведе и Хорошем Человеке

   Жил в мещерской чаще один хороший Человек. Днем он в лесу ходил, вечером на ночлег в лесной избушке хоронился. Однажды приходит к нему в жилище Медведь, и не спросясь, идет за печку и там рассаживается, как свой. Хороший Человек был не из робкого десятка, но здесь так заволновался, что и, стрелять несмел. А Медведь все сидит, не уходит. Тогда приготовил Хороший Человек ужин. Поел сам и накормил гостя. Легли спать, и спали ночь мирно. Поутру собирается хозяин избы в лес, а хозяин леса на волю.     И опять Хороший Человек сам заправился и гостя попотчевал. Вышел Медведь из избушки, ничего не сказал, только поклонился хозяину низко до земли. Так и пошел один в одну сторону, а другой в другую.
   В крещенскую ярмарку приехал Хороший Человек в город. Добрая ярмарка была, и монеты в кошельке у него завелись. Вот зашел Хороший Человек в трактир, а там его встречает приказчик, и давай угощать. Да, так угощал гостя, что тот от удовольствия, едва имя свое крещеное не запамятовал. А потом спрашивает Хорошего Человека приказчик:
- А знаешь ли ты, за что я тебя угощаю?
- Не могу знать, отвечает гость.
Приказчик ему и говорит:
- А помнишь, как я у тебя ночь ночевал?
- Да не припомню!
- А был ты в своей избушке в лесу, и пришел к тебе медведь. Я и есть тот медведь. Если б ты взялся тогда за ружье, я бы тебя съел. Люди завистливые испортили меня, обернули медведем. Так, три года и три весны ходил я в шкуре медвежьей.
Тут Хороший Человек чуть было ума не лишился, но потом ничего – отошел и даже в гости приказчика пригласил.

   Ряженные «медведем»

   Михаил Потапович, как часто называют Медведя в русских сказках, не  только душу имеет, но и живет правильно. Засыпает он в берлоге в ноябре на Воздвижение, переворачивается на бок на Спиридона солнцеворот в декабре, а выходит после спячки в апреле на Благовещение.
   На Святки и на Масленицу, ходили ряженные «медведем», принимая «косматый» вид, вывернув шубы, тулупы шерстью наружу.
   «Медведь» ходил во время Святочных вечерок, специально косолапил, плясал и «охотился» за девушками, подкатываясь к ним, хватая за ноги и смеша людей, получая за это вознаграждение. Смеху, приписывалась особая, охранная магическая сила, а вознаграждением «за труды», было не что иное, как жертва семейства, в надежде задобрить и умилостивить нечистых духов. Ведь, по народному поверью, отказать в приеме ряженым считалось крайне нежелательно. Так и отдавали люди дань лесному хозяину - Медведю, стражу входа в Царство Небесное. Ведь провожать нас всех в последний путь будет ангел с медвежьим лицом Ые. Это он вместе с Матушкой Владычицей души наши на встречу к Богу отправит.

29 января 2021 г.