На флэшмоб собираются выйти

Дмитрий Ильичёв
Миф платоновского "Государства"*:
В мониторах глотая свободы,
Видны тени пещерного царства
И дворцов нарисованных своды.

В фуэте и повыше чтоб пелось,
Даже детям бросая перчатки,
В уши льют будоражащий мелос
Волной моря давя на сетчатку.

Как в ГУЛАГ загоняя послушных,
Мажут Кремль силиконом долины,
Ложью губят людей простодушных,
Аппетит вызывая звериный.

Как в реалити-шоу под гримом,
На флэшмоб собираются выйти;
Византия сильна Третьим Римом
А четвёртому вовсе не быти**...

1.02.2021

*) - Аллегория Пещеры, описанная Платоном в 7-м томе «Государства», монументального трактата о формах государственного устройства и идеальном правителе, вероятно, самая известная из множества образов и аналогий, предложенных этим великим греческим философом:
«Смотри, человеческие существа, живущие в подземной пещере... подобно нам… они видят лишь собственную тень либо тени друг друга, отбрасываемые на стену этой пещеры» Платон, около 375 г. до н.э.


**) - «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». Эта фраза Филофея Псковского в письме московскому великому князю Василию III.

Кто бы мог подумать, что миф о пещере в знаменитом платоновском «Государстве», рассказанный ещё в 375 году до нашей эры остался свеж и актуален даже в наше современное время.

В этом мифе узники, сидящие в пещере, прикованные цепями, видят перед собой только тени на стене, за их спиной источник света, выход из пещеры. Выводы о ходе реальной жизни они делают по этим пещерным теням. Свободные люди могут пройти к выходу из пещеры, где их ждёт яркий солнечный мир.

Явно не говоря об этом, под цепями узников Платон, возможно, подразумевал ограничения свобод государством и ограничения с которыми узники смирились или выбрали сами. Самоограничения их могут быть связаны, например, с верой в Бога.

Сегодня многие современные люди во всем мире ограничивают себя, следуя камертонам транснациональных интернет-гигантов, выбирая жизнь в социальных сетях и играх, подчиняя свою волю и разум виртуальным властителям дум. Во многих «продвинутых» странах это становится серьёзной проблемой государственного масштаба. Порой доходит до абсурда — когда сетевой обструкции подвергся действующий глава государства, на территории которого находятся головы этих «спрутов».
Тени на стенах это чувственные познания мира, но вспомнить истину, ворвавшись в мир идей, можно только вырвавшись из пещеры на солнечный свет.

Увидев солнце, свободный человек, привыкая к яркому свету, готов вновь уйти в темноту пещеры, чтобы помочь узникам. Но пойдут ли они за ним? Не всегда. «Настоящий политик, — по мнению Платона, — не тот, кто любит власть и все с ней связанное, но кто, используя власть, занят лишь воплощением Блага». Под Благом, здесь подразумевается деятельность свободного человека по извлечению узников из пещеры на свет Божий.

Примечательно, что наша оппозиция, рвясь к власти, повсеместно пиная её на деньги наших геополитических противников, используя примитивные и популистские лозунги типа: «Путин — вор», не может не только партийно организоваться, но и поставить на повестку дня актуальные предложения по развитию и дальнейшему совершенствованию государственных и общественных процессов.
Пока это не политическая борьба за власть, а реалити-шоу: подрывная деятельность отдельных персонажей, клоунов и блогеров по организации массовых беспорядков в государстве, где в топку истории бросают порой своё светлое будущее имяреки, узники тёмной пещерной жизни.

Государство должно уметь защитить законопослушных граждан и себя от посягательств деструктивных элементов социально-политического пейзажа. Платону, повторюсь, хоть он и поместил миф о пещере в свой знаменитый диалог под названием «Государство», хватило мудрости, такта и инстинкта самосохранения открыто не отождествлять цепи узников с государственными ограничениями, спасающими общество от агностицизма, коррупции и декаданса.

В цивилизованном обществе значительная часть свобод человека регламентируется государством, но и государство, отрабатывая этот «кредит доверия», обязано защитить граждан от различного рода деятелей, которые мечтают отправить на свалку истории базовые моральные принципы, заменив их альтернативными нормами человеческой морали.
Пещерный образ жизни, в основном канул в лету, однако пещерные её атрибуты существуют и по сей день.