Марек-Устал-От-Побед

Евтушенко Алексей Анатольевич
Нас было шестеро в блоке – по трое в комнате. Ручной мяч, он же гандбол. Стрельба из лука. Фехтование (шпага). Фехтование (сабля) - двое. Бокс.
Бокс – это я, а шпагу звали Марек. Учился он в медицинском, но почему-то его определили в нашу общагу №10 львовского Политеха. Видимо, по какому-то блату. Опять же, львовский студент и отличный спортсмен. Марек, в отличие от нас, разрядников и кмс-гандбола, уже был мастером спорта и в соревнованиях участвовал часто.
Общежитие №10 Львовского политехнического института в тот 1976-1977 учебный год отдали перспективным студентам-спортсменам. Перспективным не в учёбе, а в спортивных результатах. Впереди была Олимпиада-80 в Москве, и всякого рода начальство решило, что кто-то из нас вполне может стать её участником, а то и – чем чёрт ни шутит! - медалистом. Если, конечно, создать условия. И нам их создали! Свободное посещение занятий и бесплатные талоны на питание. Только тренируйся и давай результат.
Надо ли объяснять, что мы немедленно забили на учёбу? Кто-то плотно, кто-то не очень, но – забили. Какой нормальный студент будет ходить на пары, если у него официально свободное посещение (талоны на питание мы большей частью меняли на деньги, а деньги пропивали)! Через полгода, после зимней сессии, нас разогнали по факультетским общагам, поскольку обвалилась не только учёба, но и спортивные результаты… Впрочем, это другая история, я о Мареке. Он был единственным из нас, чьи спортивные достижения росли. Вечерами, являясь в общагу с тренировки или соревнований, он валился на койку и тяжело вздыхал, прикрывая рукой глаза.
- Что случилось, Марек? – участливо спрашивали мы.
- Устал от побед, - слабым голосом отвечал Марек.
 Мы неуверенно смеялись. Уж мы-то от них точно не устали. Ни от каких. Все наши победы и поражения были впереди.
Но всё-таки об одном поражении Марека через много лет мне рассказал друг-фехтовальщик. Марек пропустил стремительную атаку, шпага противника сломалась о его нагрудник, и обломок вошёл ему точно под ключицу. Обливаясь кровью, Марек упал на дорожку. К нему бросились.
- Пропустите меня! – крикнул врач, склоняясь над раненым.
- Талоны… - шевельнул губами Марек.
-Что? – врач склонился ниже.
- Мои талоны на питание… отдайте товарищам… - громко прошептал Марек и сделал вид, что потерял сознание.
Где ты сейчас, Марек-Устал-От-Побед? Жив ли? Чего достиг в жизни и помнишь ли те шесть-семь месяцев, проведенные тобой в общежитии №10 львовского Политеха и нас: две сабли, ручной мяч, лук и бокс? Я тебя помню.