Кириллов и Ферапонтово... Музейный плен? - 2

Георгий Куликов
2. ПОТДСТУП  К ТЕМЕ

Фото:  Вознесенский храм и памятник Ленину. Кириллов

     … И долго на этот раз, и, как никогда, томительно тянулась дорога вдоль Кубенского озера. Что я видел из автобуса? «Много серой воды, много серого неба» (Рубцов), да редкие, скромные, если не сказать убогие, деревеньки. Ширь сиротливая!
Как тут было не вспомнить Тютчева:

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа –
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!

     Всеизвестен  этот поэтический вздох. А сколько малоизвестных, безвестных и, наконец, беззвучных – под мотив «Широка страна моя родная»? Почему в прошлый приезд на Вологодчину (в 1991-м) я только и знал, что умилялся «красотам природы»? Почему не вспомнились слова Гоголя: «Уж душа в ней болит, и раздаётся крик её душевной боли»? Гоголь приглашал «проездиться» по России, хотя и ругал её дороги. Да кто ж их не ругивал!
     Но эта шоссейка, слава Богу, прилична. Ровно, не тряско мчит по ней «Икарус». Так и подмывает крикнуть водителю: «Спой, ямщик!» Нет, не догадывается спеть. Зато на полдороге врубает магнитофон. Ну, спасибо, любезный! Удружил так удружил: на русском-то просторе да истошными воплями по-аглицки. Куда как весело ехать!
     Впрочем, были и ещё поводы «повеселиться». Например, новоявленные ларьки на автостанциях, пестрящие иностранными этикетками. Товар в них в основном жидкий. А напитки всё больше горячительные. Пей, Русь, не тоскуй! Наконец-то сбылось пророчество неунывающего товарища Бендера: «Заграница нам поможет»
     «Тешили» также глаз прибрежные церкви, вернее, то, что от них осталось. Я их насчитал четыре: в Кубенском – обрубок без пятиглавия, почти такой же, но сдвоенный – в Воздвиженье, полуразрушенная церковка на реке Тучка, да в селе Сяма – на родине преподобного Мартиниана – руина колокольни. Когда-то озеро было охвачено ожерельем из белых церквей, белым лебедем виднелся в его дали Спасо-Каменный монастырь. Да, видать, нагоняли тоску на «передовую» интеллигенцию культовые сооружения. В 1930-е годы сбылась её просветительская мечта: храмы взорвали, батюшек и монахов частично (малую часть!) рассеяли, а большинство пошло в распыл, и – «жить, как объявил вождь, стало лучше, жить стало веселей»!
     При въезде в Кириллов наверняка заметите по левую руку ещё одну «весёлую» церковь – храм Вознесения Господня, с приделом великомученика Иоанна Воина. Она торчит, аки перст, посреди Кирилловского автопредприятия. Конечно же, без маковок и крестов, и, разумеется, «охраняется государством»
     Как и о двух столь же «весёлых» других, что сохранились в городе – Казанском соборе и храме Двенадцать Апостолов – можно о ней прочесть в недавно изданном историко-краеведческом альманахе «Кириллов»:  «Вознесенская церковь сохранила даже колокольню, – с некоторым удивление («даже»!) пишет автор, – и по праву считается одним из старейших каменных строений в городе». О «старейшем» имеется и научное описание :«Небольшой, продолговатый в плане храм с куполом, посаженном в центре основного объёма, с трёхярусной приземистой колокольней над притвором, окна арочной формы с архивольтами суховатого рисунка. Средние прясла южной и северной стен акцентированы пилястрами и фронтоном. Углы основного объёма подчёркнуты рустовкой»
     Наглядно описано, не правда ли? Впрочем, «науку» дополняет и вполне живое словцо: «Пора к Иоанну Воину», – так некогда выражались горожане, разумея прицерковное кладбище. Ну, а нынче? Как говорят? Пора к автобазе? – кладбище-то близ неё, как раз напротив бензоколонки.
     В конце статьи автор предлагает и впредь сохранять упомянутые  храмы, наставительно замечая, «что без них невыносимо убогой будет картина старого города». (3) А с ними? Изувеченными до уродства?!
     Да что храмы! Не хуже их «посмешит вас» облезлый, каменный, под бронзу, «вождь мирового пролетариата», установленный в центре Кириллова перед бывшим Народным домом. Хоть и с отколотым носом, с выщербленными щеками, на пьедестале с обнажившимися кирпичами, но зато – большой и массивный. Твёрдо стоит «товарищ»! И тоже «охраняется государством». Правда, для защиты от чинимых горожанами  надругательств в пору приставлять к нему «человека с ружьём». И в других городах и весях, насколько знаю, с памятниками «вождю» обращаются ничуть не лучше. Да где ж найти столько ружей? Ведь изваяний-то  этих по всей Руси великой тьмы и тьмы. Не собрать ли их (право, каждый из них по-своему уникален) в некий музей-заповедник. То-то было бы…
     Впрочем, стоп. Вот мы и вошли в музейную тему. Что, читатель? Малость развеселился? Если, недостаточно, то угощу напоследок  Гоголем, из того же письма, в котором он предлагает «проездиться по России»: «Друг мой! Или у вас бесчувственно сердце, или вы не знаете, что такое для русского Россия». 

ДОПОЛНЕНИЕ  ВТОРОЕ

     Дальше последует давняя (напомню: 1994 года) беседа с автором статьи, которую  только что цитировал.  Но прежде – несколько слов о том, что изменилось с тех пор в Кириллове – что удалось мне выловить в интернете. Упомянутые храмы  (кроме храма Двенадцати апостолов) только через двадцать лет (!), передали церкви. Полуразрушенные, облезлые, вполне соответствующие поговорке: возьми Боже, что нам негоже! Прихожане  по мере сил  их «подлатали», чтобы можно было в них служить, а о полноценном восстановлении  покуда нет и речи: нужны огромные средства.
     С памятником же Ленину дела обстоят несравненно лучше. К 150-летию вождя его отреставрировали, или,  как написано в местной районной газете  «Новая жизнь» (22.04.2020), "сняли старую штукатурку, уложили новую и покрасили". Журналистка с «говорящей», под стать юбилею,  фамилией, Галина Ульянова,  не преминула написать, что «в ходе ремонта был восстановлен палец на руке великого революционера, разрушенный в прошлом году». Увечья, о которых я писал, видимо, были залечены раньше. «Ильич, как Ильич, – оставил в 2018 году запись под фотографией памятника некий безымянный  (ник не в счёт!) свидетель, –  только нос большой. Красят регулярно».
     Теперь о собеседнице. В 2020 году общественность Кирилова отметила её 70-летие. По этому поводу «Новая жизнь» (16.12.2020) опубликовала хвалебный очерк «В ней есть загадочность и сила». Местами публикация напоминает  «развесистый» тост, вызывающий снисходительную улыбку: «Она великолепна во всём, – пишет журналистка Т. Погодина, –  восхитительна, талантлива, умна, жизнерадостна, милосердна, в меру амбициозна. И, безусловно, она – настоящий лидер: все, кто близко с нею знаком, уверяют, что с ней никогда не бывает скучно». Думаете, похвальный ряд этим был исчерпан?  Вовсе нет!  Она ещё и – «начитанная, хорошо образованная, прекрасно владеющая всеми тонкостями своей профессии… пользовалась большим авторитетом в областном музейном сообществе, а также у первых лиц области».  Среди чиновного люда последнее свидетельство, несомненно, как сказал бы Ильич, архиважное. Отсюда перехожу к обещанной беседе.

ПРИМЕЧАНИЕ

3) Г.О. Иванова. Приходские церкви города Кириллова по архивным источникам. Кириллов: Историко-краеведческий альманах. Выпуск I. Вологда: издательство «Русь», 1994 г. С. 181 – 185

Начало:
1 - http://stihi.ru/2021/02/14/4281

Продолжение:
3 - http://stihi.ru/2021/02/15/4489