современный бюрреализм как антиискусство, средство

Август Май
современный бюрреализм как антиискусство, средство разрушения человека
03:53
Публикация номер - 8779

когда вспоминают соцреализм, мало кто сегодня решается его оправдывать или оценивать однозначно позитивно.
я не встречал серьёзных работ по  исследованию соцреализма, а в набросках по теории литературных направлений двадцатого века сегодня явно намеренно оставляется белое пятно, что вряд ли можно счесть случайным упущением учёных и рассеянностью самих писателей - хотя иные направления в литературе определённо заключены в рамки большого направления - так называемого постпостмодернизма, и их место даже вкупе не сравнится с соцреализмом, течения рассматриваются вполне объективно, с их достижениями и кризисами.
но подавляющая - и не только, так сказать, "количественно", - соцреалистическая тенденция "по умолчанию" не рассматривается, что я б объяснил "удобством" рассмотрения всей истории литературы советского периода по персоналиям, когда можно лавировать между подразумеванием в творчестве каждого представителя того времени отсутствия и даже - полного отсутствия соцреализма, всегда находя всего лишь  зацепки, а не реальные сущностные аргументы, и - "на всякий случай" - скажем прямо - на случай реванша сталинизма, сегодня достаточно активно реанимируемого пробно, - сохраняя возможность "теоретического манёвра", когда в любом можно легко найти полную приверженность соцреализму.
сегодняшняя политическая система есть гипербюрократизм, её политическая основа - иерархизированное чиновничество, обладающее как совокупной властью над массой и каждой отдельной личностью, так и персональной "долевой" властью над каждой отдельной личностью, причём внутреннее устройство всего слоя так же основано на власти не индивида, а должности.
на самом деле социализм был гипербюрократизмом, лишь обремененным коммунистической идеологией, назначенной скрывать сущность антинародной власти, пусть и несколько иначе, чем идеология демократического либерализма на западе, и эта идеология - а коммунистической она была исключительно "терминологически", в сущности являясь жёстко бюрократической, что сегодня опять же для скрытия антинародности называется государственничеством, и потому его способ включения в механизм пропаганды, идеологического обеспечения, искусства был не "либерализм", как принципиальная дифференциация вплоть до индивидуализма - псевдоличностности а "огосударствления", некоей скрытой доминантой "коллектива", скрывающей реальную власть чиновничества, - и как бы откровенно ни регулировалось искусство соцреализма бюрократическими механизмами, главное влияние на него оказывалось внутренними механизмами, собственным устройством соцреалистического искусства.
поэтому совершенно тупой псевдотеоретический подход к творчеству персоналий как "тем", когда можно соцреализмом при постановке одних задач называть произведения, где буквально хвалится социалистический антураж, коллектив, пролетариат, и тп, а наличие образов отдельных личностей можно считать свидетельством отсутствия соцреализма, "тематическая"  лирика  - доказательство дистанцированности автора от соцреализма - всё это есть симптом псеводотеоретической  дегенерации как советского, так и современного литературоведения.
на самом  деле, интегрирование искусство соцреализма было подчинено задачам скрывания реальности ничуть не в меньшей степени, чем западное "либеральное", оно не могло достигать таких целей буквально жонглируя темами социализма, оно использовало весь арсенал тем с теми же задачами, оно обращалось к чувствам, к человечности, лишь жёстко преследуя всё, выходящее из некоего обязательного контекста социализма, оно использовало настоящее искусство, как указание на то, что его пропагандистские произведения - это тоже настоящее искусство, как использовалось для этого и классическое искусство предыдущих эпох.

вот почему искусство массовое имеет разные формы деградации у нас и на западе, пусть в чём-то и имея сходство, и нам следует требовать от теоретиков - правды, а не служения гипербюркратии, как, конечно, от художников, поэтов - внутренней и принципиальной неангажированности, к тому же испытывающий жёсткий более-менее напор бюрреалистов, скажем, в отношении неангажированности глупо пеняющей пытающимся выступать принципиально поэтам на их реальные порочности и готовность зарабатывать деньги, будто любое стремление к деньгам есть ангажированность.

пока настоящие поэты разъединены хорошо действующим и так же хорошо скрытым механизмом бюрреализма, искусство, поэзия будет для социально продуктивного слоя общества вполне безразлична, будет уступать позиции попсе, очень хорошо выполняющей задачи подчинения личности гипербюрократической системе.

можно вполне предположить, что даже надежды хороших поэтов на посмертное влияние их творчества на общество могут оказаться напрасными, поскольку сегодня продолжается деградация и общества, и искусства, и наша эпоха вполне может просто выпасть из всеобщей истории искусства, оставив лишь страницу лжеискусства, отсутствия в наше время подлинности.

               24 февраля 2021 года примерно 04:55

***


© Copyright: Май Август, 2021
Свидетельство о публикации №221022400179