Мотылёк

Лидия Дунай
Необыкновенный спектакль я посмотрела. После него осталось послевкусие в виде размышлений о тонкой душевной материи и порой совершенной невозможности её находиться в этом жёстком мире.

Спектакль «Мотылёк» по трагикомедии Петра Гладилина, поставленный в Мастерской Пера Фоменко, с первых же минут завораживает и полностью овладевает твоим вниманием.
Представьте себе ситуацию, когда в десантном полку командиру однажды докладывает ротный капитан о том, что один из новобранцев вдруг превратился... в девушку.
Как оказалось, этот солдат Лебёдушкин считал себя одарённым в музыке, живописи, в актёрстве, в режиссуре. А его призвали в армию, где казарма, непосильные для него учения, издевательства крепких парней и злого ротного командира. Ненавистные начальники заставляют его по ночам заниматься армейской подготовкой: ползать в полном обмундировании километры и в нижнем белье окапываться на морозе. Ему так захотелось домой, что он... превратился в девушку. Домой его теперь не отпускают уже не потому, что не пригоден к армейской службе, а потому, что страшно опозорить полк, в котором такое вообще могло случиться.

Комполка четверть века в армии, она для него и дом, и жизнь, и судьба, и карьера. И такое происшествие ломает ему всё.
Пока ротный капитан и начмед ломают голову, что же делать, комполка приказывает им никому ничего не говорить. И запирает Лебёдушкина в пустующем клубе.

Когда-то у комполка была жена, и сама шила занавески в этом клубе. Вот из этих-то занавесок "превращенец" и сооружает себе костюм для своей авангардной пьесы на одного исполнителя. Показав свою пьесу комполка, девушка уверена в её гениальности, но получает кучу злой критики.
Она хочет объяснить, как трудно играть на сцене в пустом зале и предлагает комполка с ней сыграть хоть маленький отрывок из "Отелло". Опять в ход идут занавески, сшитые бывшей женой полковника.
Под руками девушки они становятся нарядами мавра и Дездемоны. И вот неожиданно у командира возникает интерес к душе девушки, а вместе с этим начинает преображаться его внутренний мир. Так рождается родство душ, которое не всегда требует физической близости. Женщины это знают лучше, чем мужчины.
 
Любви между полковником и девушкой нет. Вернее, полковник испытывает, наконец, то чувство, какого не было у них с женой: не просто непреодолимая физическая тяга, но тонкое взаимопонимание душ. Это всё в спектакле неявно, об этом только можно догадываться.

Неожиданно объявляются войсковые учения. Командир хочет спасти девушку и говорит ей, чтобы она сидела в клубе и никуда не выходила. Но есть и злой примитивный ротный Багаев, который, конечно же, думает, раз появилась девушка и полковник запирает её в клубе, значит непременно между ними что-то есть. Он пробовал приставать к девушке, но она не даётся. И он, от обиды и ревности, заставляет её опять облачиться в солдатскую амуницию и отправляет на учения. Там, в пурге, девушка попадает под бронемашину. Смерть неминуема. Ну, подумаешь, из двух дивизий погиб один солдат, эка невидаль.

Полковник по ходу пьесы вроде бы и не меняется. И, однако, меняется кардинально.
Имеют ли теперь смысл и цену для полковника такие слова, как карьера, успех?
И вместо них какие понятия появились у него в душе?
Возникают вопросы – способно ли искусство повлиять на жизнь, что-то изменить? Видимо, да, но лишь для кого-то конкретного. Это искушение – изменить другого и себя – вечно манит художника; и, если он честен – то часто сгорает, как мотылёк, в пламени этого искушения.

А душа солдата Лебёдушкина теперь бессмертна и, наконец, свободна.

Прекрасная игра актёров Полины Кутеповой и Юрия Степанова.
Желаю всем непременно посмотреть этот спектакль.

21.02.2021.