Счастливая душа - отзыв про мультфильм

Пиротехъник
         Отзыв о фантастическом мультфильме «Душа»
                (пр-во «Дисней фильм»-2020)

         После такого фантастического мульта хочется сказать чего-то умного, доброго, эвристичного. Немногие фильмы настолько созвучны внутренним струнам. Мысли расплываются, аки оглушённые рыбины. Похожее послевкусие, какое было после «Аватара» 11 лет назад. А с виду – прикольный детский мультик (возраст 6+).
         Многим ли молодым людям такое интересно?
         Увы. Однажды все, поодиночке, очнёмся вдруг в чужом Пространстве. И не спросить, и не понять. «Где я? Кто я? Что случилось?»... А вот, с тобой случилось ЭТО САМОЕ. Чего-то.
         Готов ли человек к внезапной "Перезагрузке"?
         Прикольный детский мультик.

         В сегодняшнем кино в цене эффектные трюки, зрелищность, «мочилово»: у кого шкура покрепче, пещера побольше, дубина потяжелее. Продолжение животной эволюции в условиях постиндустриальной цивилизации «за место под солнцем». Другого-то не изобрели. Гляньте-ка на всю кровавую безжалостную историю Homo sapiens. Война – двигатель прогресса. Так было всегда. То-то. Мы ведь такое кино любим?
         А тут… чего-то заумного. О чём оно? Из-под зрелищной диснеевской мультяшности проступают фундаментальные проблемы человеческого бытия, вечные вопросы вечно странствующих душ. Ну и ну! Вроде как прикольный мультик. А тут такое, т а к о е… (Вот бы уметь так писать свои заумные произведения!)
         «Душа» – полнометражный мультфильм (~100 минут), настоящее произведение и эзотерическая фантастика. Хорошая Фантастика, прекрасная графика. После 10 минут погружения в жизненные перипетии педагога музыкальной школы, перед удивлённым зрителем разворачивается грандиозная мировоззренческая феерия, где Земная «единственно возможная» реальность оказывается одной из… неединственных. Другие Миры до- и послеземного бытия, иные понятийные вибрации, порталы трансцендентных пространств, немыслимые астральные приключения…

        Не получится пересказать сюжет. С первого раза не запомнить, не прочувствовать, не осознать. Ясно, что усилиями сценариста и всей команды анимирована функционирующая схема инобытия до воплощения душ на физическом плане. Опекают «детсад душ» некто Наставники или Кураторы («средоточие квантовых полей Вселенной»), их облик нелокализован и «запутан» с сознанием наблюдателя. Видна попытка синтеза нескольких религиозных доктрин (христианства, индуизма, буддизма) с текущей научной картиной Мира и даже «ништяками» ценностей западных «идеалов демократии». Хотя удачным столь невозможный синтез быть не может по определению, остаётся ощущение непротиворечивости, перманентной Доброты и Смысла, встроенных в фундамент Мироздания.
         Прикольный детский мультик.
         Героиня-душа всё порывается вернуться в привычную реальность любыми средствами, ибо события на Земле для музыканта важны критически. Отчаянные усилия подтачивают размеренную благодать инобытия, Протокол «Учёта и опёки душ» даёт сбой, побег из «школы воплощения» завершается ошибкой спонтанного вселения в… больничного кота рядом с реанимируемым телом музыканта, которое достаётся другой проблемной душе-беглянке (по имени «22»). Всё пошло не так. Но в Запредельной Бухгалтерии строжайшая учётность. Тут дебет/кредит душ не сходится, недопустимо! И… новый вектор трансреальных приключений.

         Что ценного в этом Фильме?
         Конечно, выход за пределы «единственно верной» реальности (привет догматам материализма). Идея «пересечений» возможных Миров с различным онтологическим статусом Бытия. Раскрывающиеся порталы «телепортации» трансцендентных пространств. Запредельные ресурсы астрала, событийная «квантовая запутанность», многомерное устройство человеческих существ, проявленных в нескольких реальностях…
        Не меньшая ценность Фильма в другом. Он просто напитан эманациями христианской Добродетели. Главные носители космических культурных ценностей – Наставники, этой профессии должна обучаться душа-героиня, но, видимо, не доросла, не все её возможности реализованы в физическом теле… (Мало того, душа героя ударилась в бега со своим трудным учеником – сообщницей «22».)
         Прикольный детский мультик.
         Невольно вспоминаются идеи русского космизма (от Н.Ф. Фёдорова и К.Э. Циолковского до И.А. Ефремова и Рерихов). Неверно размышлять о человеке, оторванном от остальной вселенной. Фильм иллюстрирует: устройство человека многомерно, мы все – участники в пространствах нескольких реальностей, «слоях» мультивселенной. (Но сколько их доступны нам? Возможны ли реальности без Наблюдателей? Возможно ли: вселенные и человек – единое Целое?) Увы, эзотерические вопросы упорно игнорируются естествознанием.
         Зато герои мультфильма ищут своё призвание, «Искру», могущую осчастливить даже заблудшую душу. (Стремиться к счастью модно в западной цивилизации.) Как отыскать свою «Искру»?
         И.А. Ефремову принадлежит глубокая мысль, что «истинное счастье человека всегда находится на грани его физических и психических сил или даже за этой гранью». Согласно рериховскому учению о космической Эволюции, впитавшему идеи восточной философии, человек не только биологическое или социальное существо, но и космическая Сущность, продукт работы неких глобальных Сил. Преодолевая тьму невежества, ухабы несовершенства, ловушки животного эго, сквозь Миры и десятки воплощений Личность достигает высот радостного осознания смысла и своего счастья – в той мере, в какой она соответствует вектору космической Эволюции «в своей зоне ответственности». Только тогда. Восхитительно спекулятивные идеи от создателей «Живой Этики» («Агни-Йога»): «Может быть доказано, что моральные принципы имеют свои корни в глубочайших основах Вселенной и что космический Процесс этичен в самом глубоком смысле». Или вот так: «Разве космический Процесс не существует именно только ради нравственного, морального завершения? Лишите Вселенную её этического смысла, и ничего не останется кроме призрака и вымысла фальшивой метафизики».
         Получается, что для достижения истинного счастья в земном теле мы должны стремиться к самосовершенствованию, нести максимальную эволюционную "нагрузку". Для этого и нужна «Искра», призвание (одно или несколько), точка приложения творческого потенциала. По-настоящему счастлив может быть только человек-творец, человек-строитель, человек-исследователь. Счастье – высшая вселенская награда Идущему.
         Мироздание нуждается в возможностях человека, в «Искре» его творческих вибраций. (Можно лишь добавить, что в больном социуме, наполненном насилием, алчностью, глупостью, несовершенством любое счастье будет недолгим.)

         В мультфильме не менее актуальна тема Учитель/ученик. Особенно, если учитель – не великий Гуру, а ученик – трудная душа («22»), потерявшая ориентиры и смыслы Сущность. Перед зрителем проходит маленькая «педагогическая поэма» со своими открытиями, взлётами, падениями и взаимопомощью. Через антураж невероятных приключений всё явственнее проступает притяжение душ, их творческое сотрудничество, перерастающее в нечто большее, во имя чего оба героя (и даже Кураторы) идут на риски и жертвы («должностные преступления») ради шанса обретения «Искры» опекаемой душой. Если говорить об этом в духе "Живой Этики", хочется сформулировать так: "Настоящая нравственность, в отличие от социальной морали, может быть только космической. Или никакой".
         Интересно, что в эзотерике имеет место утверждение, будто максимальные возможности для духовного роста даются при воплощении души на земном Плане (в физической Вселенной). Сценарий мультфильма такому не противоречит.

         Как и в фильме «Аватар», где отношения героев выходят за пределы индивидуальных мировоззрений, устройства тела и моральных догматов, «Душа» – произведение о великой Любви, универсальной космической Силе, действующей в силу факта существования Мироздания. Любовь – космический фундамент нашей Вселенной.
         Великая космическая Сила – ЛЮБОВЬ.
         Хочется выразить сердечную благодарность всем создателям этого замечательного Ф-мульта.
         Да пребудет с нами Хорошая Фантастика!
         Прикольный детский мультик, 6+.

         19.02.2021 г.