Русские императоры -ч. 17 Пётр П

Евгения Грекова 2
               
 
                По мотивам  романов:

  Казимира Феликсовича  Валишевского   «Первые Романовы»; (1849 -1935);
  «Последний Рюрикович»  Валерия Елманова  (25 июля 1962…..);
  «Русские цари» – Борис  Иванович  Антонов, (01.09.1941……);   
  «Тишайший» - Владислав   Анатольевич Бахревский  (15.08.1936…..);
  «Сказание о спасении от поляков Михаила Фёдоровича Романова» - авто
  Виноградов Николай Николаевич   (1876 - 1938);
  «Правда о Сусанине» - Алексей   Данилович   Домнинский  (1794-1870);
  «Иван   Грозный»  Костылёв  Валентин  Иванович  (1884-1950)
  «Колос  мечты» - Георге Мадан (16 августа 1938…)
  «Княжна Мария Кантемирова» -= Майков Леонид Николаевич (1839-1900)
  "Ледяной дом" - Иван Иванович Лажечников, (25.09.1792-07.07.1869)
               
                Часть 17

                Версия
               
               
              Пётр Второй, внук Петра Великого

                «Счастлив, кто посетил сей мир               
                В его минуты роковые -
                Его призвали всеблагие
                Как собеседника на пир»       
                (Фёдор Иванович Тютчев, 1803-1873)


     ПётрП Алексеевич (родился 12.10.1715, Санкт-Петербург — умер 19.01.1730, Москва) — российский (третий по счёту), император, сменивший на престоле ЕкатеринуI.
     Внук Петра1, сын царевича Алексея Петровича и немецкой принцессы Софии-Шарлотты Брауншвейг-Вольфенбюттельской, последний представитель рода Романовых по прямой мужской линии.
     После смерти в 1719 году сына ПетраI и Екатерины 1 (царевича Петра Петровича),-  царевич Пётр Алексеевич, стал рассматриваться русским обществом как единственный законный наследник императорской короны.
В 1722 году Петр I издал указ о своем праве назначить своего преемника, тем самым нарушив установленный порядок престолонаследия. После кончины Петра I князь Александр Меншиков добился провозглашения императрицей супруги Петра 1, Екатерины.  Попытка старой аристократии (Долгоруковы, Голицыны, граф Гавриил Головкин, князь  Репнин) возвести на трон десятилетнего Петра потерпела неудачу, но,  став императрицей, Екатерина  приблизила его к себе, и в течение всего своего царствования оказывала ему знаки внимания.
     Воспитанию царевича Петра как при Петре I, так и при Екатерине I, не уделялось много внимания. Из его учителей известны двое — Семен Маврин и Иван Зейкин, обучавшие царевича истории, географии, математике и латинскому языку.
В 1727 году обер-гофмейстером великого князя Петра Алексеевича был назначен дипломат Андрей Остерман.
     Предвидя скорую смерть Екатерины I, не желая перехода престола к ее дочерям и учитывая популярность Петра1 в народе и среди знати, князь Меншиков решил поддержать кандидатуру его внука, сына  царевича Алексея, замыслив женить его на своей старшей дочери Марии. Князь убедил умирающую императрицу подписать завещание в пользу царевича Петра Алексеевича.
     Реальная власть в государстве находилась в руках Верховного тайного совета и в особенности фаворитов юного императора, сначала А. Д. Меншикова, после его свержения — Долгоруковых.
     ПетрП вступил на престол 18  мая 1727 года. Лишённый в детстве внимания и ласки,  юный император в первые годы очень привязался к Меншикову, называя его почтительно «батюшкой»,  и находился под  его влиянием. Тот   перевез его в свой дом на Васильевском острове и 4 июня  обручил со своей дочерью Марией.
     Должность воспитателя при ПетреП сохранил хитрый Остерман, который  интриговал против Меншикова; помогали ему князь Алексей Долгоруков, академик Гольдбах и архиепископ Феофан Прокопович.
     Хорошие отношения с Петром испортил сам Меншиков, который переоценил своё влияние на юношу, и «перегнул палку» при свидетелях. «Доброжелатели» князя  использовали этот промах.
     В июле 1727 года, используя болезнь Меншикова и недовольство им юного императора, придворная оппозиция в лице Андрея Остермана, князей Долгоруковых и цесаревны Елизаветы Петровны добилась отстранения князя от власти. Они достали протоколы допросов  царевича Алексея Петровича, в которых о вынесении ему приговора, среди прочих,  стояла подпись  Меншикова Александра Даниловича.  Это решило его судьбу.
      19  сентября Петр П объявил о начале своего самостоятельного правления и о разрыве помолвки с Марией Меншиковой. Сам Меншиков был лишен всех чинов, поместий и имущества,  и сослан в Сибирь в далёкий Берёзов со всей семьёй.
     Супруга Александра Даниловича, Дарья Михайловна, скончалась по пути к месту ссылки. Князь и трое его детей добрались до места ссылки, стали вести жизнь простую и скромную. Некоторое время спустя, в Сибири началась эпидемия оспы. Умерла старшая дочь князя, Мария и сам Александр Данилович. Двое оставшихся его сыновей во время правления Анны Иоанновны были возвращены в Москву.
    В конце 1727 года императорский двор переехал в Москву. 7 марта  1728 года состоялась коронация 13-летнего императора ПетраП.
Петру в Москве очень понравилось, и он остался в городе. Здесь он очень любил проводить время со своей весёлой тёткой, второй дочерью Петра1 и Екатерины, Елизаветой Петровной. В это время неограниченное влияние на императора приобрели князья Долгоруковы - отец и его 19-летний сын Иван, развращённый юноша, которые старались забавами и увеселениями отвлечь императора от дел. Император практически не занимался государственными делами; все своё время посвящал развлечениям, особенно охоте с собаками и соколами, травле медведей и кулачным боям. Он рано пристрастился к алкоголю. Попытки Остермана убедить его продолжить образование не увенчались успехом.
     Долгоруковы, пытаясь удержать власть в своих руках, 11 декабря  1729 года устраивают обручение императора со своей родственницей, княгиней Екатериной. Церемония бракосочетания   была назначена на 30 января  1730 года. Пётр не мог отказать своему  фавориту Долгорукову,  и нехотя согласился. Но на балу по случаю бракосочетания, он имел недовольный вид,  и почти не обращал внимания на невесту.
     ПётрП, продолжавший отдаваться удовольствиям, особенно охоте и шумным пирам, не заботился о здоровье.
     17января 1730 года на водосвятии он заболел оспой и в ночь на 30  января умер.
     Значимых следов царствования юного императора не отмечено. При его правлении усилился Верховный тайный совет, упорядочилось взимание подушной подати, была упразднена Малороссийская коллегия, закончил свою деятельность «репрессивный» Преображенский приказ. Во внешнеполитической деятельности решения были маловажными.
     Следует, однако,  отметить  инициативу императора Петра П  вызвать из суздальского заточения свою бабушку, Евдокию Лопухину, которую он никогда прежде не видел. Её переселили в Новодевичий монастырь, где она получила достойное содержание. Но душевного тепла к ней он не испытывал, несмотря на то, что та его очень любила.
                ================================
ПётрП не был способен править самостоятельно, в результате чего практически неограниченная власть находилась сначала в руках Меншикова, а затем — Остермана и князей Долгоруковых. Как и при его предшественнице, государство управлялось по инерции. Царедворцы старались следовать заветам Петра Великого, однако консервация созданной им политической системы выявила все заложенные в ней недостатки.
      Время царствования Петра П  некоторые историки склонны считать «боярским царством»: многое из того, что появилось при Петре1, пришло в упадок, старые порядки стали восстанавливаться. Укреплялась боярская аристократия, а «птенцы гнезда Петрова» отошли на второй план. Со стороны духовенства были попытки восстановления патриаршества. Пришли в упадок армия и в особенности флот, процветали коррупция и казнокрадство. Столица была перенесена из Санкт-Петербурга в Москву.
     Вскоре после восшествия Петра П на престол, Меншиков составил от его имени два манифеста, призванные настроить население в его пользу. Первый из этих указов прощал  крепостным  давние недоимки, а сосланным на каторгу за неуплату налогов была дарована свобода.
     Иностранные посланники так сообщали о состоянии дел в России:
"Всё в России в страшном расстройстве, царь не занимается делами и не думает заниматься; денег никому не платят, и Бог знает, до чего дойдут финансы; каждый ворует, сколько может. Все члены Верховного совета нездоровы и не собираются для решения дел; другие учреждения также остановили свои дела; жалоб бездна; каждый делает то, что ему придёт на ум".

      В 1728 году саксонский посланник Лефорт сравнивал Россию в годы правления Петра П с кораблем, который носится по воле ветров, а капитан и экипаж спят или пьянствуют:
     Непостижимо, как такой обширный механизм может действовать без всякой помощи и усилий со стороны. Всякий стремится только свалить с себя тяжесть, никто не хочет принять на себя ни малейшей ответственности, все жмутся в сторонке… Огромная машина пущена наудачу; никто не думает о будущем; экипаж ждёт, кажется, первого урагана, чтобы поделить между собой добычу после кораблекрушения.

     Армия и флот находились в кризисе: Военная коллегия после ссылки Меншикова осталась без президента, а после переноса столицы в Москву — и без вице-президента, в армии не хватало амуниции, многие способные молодые офицеры были уволены.
     Пётр не интересовался армией, организация под Москвой военных манёвров весной 1729 года не привлекла его внимания. Строительство кораблей было прекращено, хотели ограничиться выпуском одних галер, что практически привело к войне со Швецией.
     Перенос столицы в Москву также не способствовал развитию флота. Когда Остерман предупреждал ПетраП, что вследствие удаления столицы от моря флот может исчезнуть, Пётр отвечал: «Когда нужда потребует употребить корабли, то я пойду в море; но я не намерен гулять по нему,  как дедушка».

     Во время правления ПетраП часто происходили бедствия: так, 23 апреля 1729 года в Москве, в Немецкой слободе, случился пожар. При его тушении гренадеры отнимали у хозяев домов ценные вещи, угрожая топорами, и только прибытие императора остановило грабежи. Когда Петру донесли о грабеже, он велел арестовать  виновных; но Иван Долгоруков постарался замять дело, поскольку был их капитаном.

     Процветало взяточничество и казнокрадство в крупных размерах. В декабре 1727 года начался суд над адмиралом Матвеем Змаевичем, который злоупотреблял своими полномочиями и расхищал казну. Суд приговорил Змаевича и его сообщника, майора Пасынкова,  к смертной казни, которая была заменена понижением в чине, почётной ссылкой в Астрахань и возмещением убытков.
     После репрессий петровского времени было дано послабление от денежных повинностей и рекрутских наборов, а 4 апреля 1729 года был ликвидирован карательный орган — Преображенский приказ. Его дела были разделены между Верховным тайным советом и Сенатом, в зависимости от степени их важности.
     Обострились противоречия в церкви. После смерти Меншикова оппозиционное духовенство почувствовало силу и стало выступать за восстановление патриаршества. Всеми церковными делами со времён Петра1 заведовал вице-президент Священного Синода Феофан Прокопович, которого обвиняли в снисходительности к распространению лютеранства и кальвинизма, а также в участии во Всешутейшем и Всепьянейшем соборе. Главными обвинителями выступали ростовский архиерей Георгий (Дашков) и Маркелл (Родышевский).
     Многие начинания Петра Великого продолжались по инерции. Так, в 1730 году в Петербург вернулся Витус Беринг (12.08.1681-8.12.1741)- мореплаватель, офицер русского флота, капитан-командор, датчанин по происхождению,  и сообщил об открытии пролива между Азией и Америкой.

…Он внук Петра, сын Алексея.               
Но рос по факту сиротой.
Что жизнь есть? Просто лотерея;
И, взяв билет, роптать - не смеем;
Она ведёт,  нас, не жалея,
Путём,  начертанным судьбой.

Мать умерла, едва родился;               
Ещё нет трёх - ушёл отец.
Людей он часто сторонился
И с неохотою учился,
И раздражался, и бесился,
И видно, что растёт гордец.

…Вокруг интриги и расчёты,               
Без всякой искренней любви.
Судьбы крутые повороты
И воспитания просчёты,
И безраздельная свобода –
Ему опасней,  чем враги.

Что плод любви, сказать не можем:               
Был династическим их брак.
Но всё же,  был весьма пригожим;
И рано к барышням  стал вхож он;
А мог бы стать другим, возможно,
Но всё, с рожденья, шло  не так.

…Он, как наследник, нежеланный,-               
Отец в измене обвинён.
А сам считался бесталанным,
Жестоким,  хитрым, своенравным.
Желают все его вниманья,-
Он в развлеченья погружён.

В стране большой,ох,как не гладко:               
В упадке армия и флот;
Коррупция и казнокрадство;
Воруя, даже не таятся,-
Растаскивают без препятствий,
И ждут, куда  же Русь  «прибьёт»?

В Берёзов Меншиков отправлен,               
Да не один – со всей семьёй;
Он деду был помощник главный
В деяниях великих славных,
А нынче дел от всех  отставлен,-
И в дом беда вползла змеёй.

…Покинут  город на болотах,-               
Теперь весь двор опять в Москве.
Живёт бездумно, без заботы:
Медведей травля и охота,
В жару и холод, в непогоду,
Проводит время в озорстве.

...Подростком умер, очень рано.               
Каким бы стал, зачем гадать?
Предполагать – есть шаг обманный,
Как контур зыбкий  сквозь туманы.
Жизнь не сюжет телеэкрана,
Что можно  вмиг переписать.

России третий император,               
Последний, в линии мужской.
После него на троне Анна –
Дочь  Пятого царя Ивана;
Страну,  доверив  Иоганну,
Сама кутила день - деньской. 

      Продолжение следует: