О двойственности добродетели

Андрей Российский
"У добродетели есть много стремлений, но ни одно из них не приводит к какому - либо благу".


Даже если кто - либо старается быть добродетельным, когда он не учитывает обстоятельства или путает необходимую последовательность в добродеяниях, он поддается порокам.

Слишком благоразумен - трус, слишком мужествен - высокомерный гордец, слишком справедлив - поощряет восстания, слишком умерен - предает коллективные интересы. А уж что говорить, если кое - кто начинает быть справедливым, когда требуется быть мужественным. Или ведет себя подозрительно благоразумно, когда требуется быть умеренным.


4 кардинальные добродетели и 4 кардинальных порока:

Благоразумие - Трусость
Мужество - Гордыня
Справедливость - Гнев
Умеренность - Предательство

7 христианских добродетелей и 7 смертных грехов:

Целомудрие - Похоть
Умеренность - Алчность
Милосердие - Зависть
Усердие - Праздность
Терпение - Чревоугодие
Доброта - Гнев
Смирение - Гордыня

Следует заметить, что первые четыре построены на логике общественных интересов - полисного сотрудничества, а 7 последних на логике личных интересов - спасения души.

"Хотя всякая добродетель нас к себе влечет, однако всего более это делают справедливость и щедрость. Любовь к предкам — основа всех добродетелей".

Цицерон