Канонарх 16

Дмитрий Кузят
Началась новая жизнь, полная ярких ощущений, очень знакомых с певческого детского послушания. Первым делом, Пётр отписал родителям письмо, в котором успокаивая, говорил, что всё у него хорошо. Как и благословил настоятель, Петра взяли на клиросное послушание. Каждое утро, он вместе со всеми обитателями монастыря, шёл в Церковь на братский молебен и полунощницу, плавно переходящую в Божественную Литургию. Братии на клиросе хватало, но грамотному чтению, пению и хорошему голосу, всегда были рады. Петра часто ставили читать богослужебные тексты, но основным его послушанием на клиросе, было канонаршить, то есть, запевать, начинать пение. Он объявлял номер гласа и первую строчку стихиры, примерно это было так:

-Глас первый, Господи воззвах к Тебе услыши мя!

Задавая глас и тон будущей стихиры, тем самым, канонарх настраивает хор на пение. Всего гласов восемь, но напевы стихир, тропарей и ирмосов бывают разные. Человеку незнающему, очень сложно, вот так сразу, разобраться с такой наукой. Пётр с детства воспитанный в этом, чувствовал себя на клиросе, как рыба в воде. Уже через три месяца его одели в подрясник, и теперь он почти ничем не отличался от остальных певчих. После Богослужения послушник шёл в свою келью, где проживал с трудником Аркадием, там немного отдохнув, выходил на улицу, чтобы подышать воздухом и искупаться в святом источнике. После этого он направлялся в келью или на дополнительное послушание. В монастыре существовало множество различных послушаний, которые выполнялись трудниками и насельниками обители. Основным для Петра, как уже сказано, был клирос, но в свободные часы он помогал в трапезной: чистил картошку, мыл посуду, колол дрова, топил печь, носил воду и ещё много всякого по кухне. Так же его привлекали алтарничать, когда не было его череды на клиросе.
Отец Августин, будучи духовником Петра, оказался прекрасным священником, и добрым наставником, усматривающим в нём будущего пастыря. Он готовил Петра, испытывая его волю различными послушаниями и нелепыми благословениями, проверяя его смирение. Вскоре новоначального послушника перевели из труднического , в братский корпус и зачислили насельником Успенского Вышенского мужского монастыря. Пётр был взрослым мужчиной, проверенным жизнью, испытанным войной. В его сердце была глубокая вера и любовь к Богу. Видя его твёрдое намерение и провидя Духом Святым, отец Ипатий благословил иеромонаха Августина, неустанно следить за новым послушником и готовить его к монашескому постригу. Отец Ипатий знал, чувствовал, что скоро в стране начнётся смута, а вот такие, как Пётр, будут нужны Церкви Христовой для того, чтобы сохранить веру в людях.
В свободное от послушаний время, будущий монах читал много духовной литературы, которой в монастыре было огромное количество. Светоч обители и вообще Русской Церкви, епископ Феофан (Говоров), живший здесь в 19 веке, уйдя в затвор много трудился на благо просвещения русского человека. Он занимался переводом Священного Писания, а так же написал сборник духовно нравственных поучений на каждый день года. Владыка Феофан собрал на Выше огромную библиотеку, которая долгие годы окормляла братию монастыря. Пётр стал большим почитателем Вышенского Затворника, и очень часто пел заупокойную литийку на месте его погребения в Казанском соборе.
Спустя некоторое время, из столицы начали прилетать грозные вести о начале революции и смене власти. Некоторые недовольные покинули монастырь сразу после известных событий, но остались истинные воины Христовы. Отец Ипатий был совсем плох, уже не было надежды на выздоровление, и потому, исполняющим обязанности игумена монастыря был поставлен иеромонах Августин. Батюшка очень заботился о монастыре и радел о братии. Для него было, как "нож в сердце", когда братия уходили из обители. Однажды отец Августин пришёл в келью к брату Петру для серьёзного разговора.

-Молитвами Святых отец наших, Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй нас, - с молитвой, постучал в дверь отец Августин.

-Аминь...Аминь, -услышав знакомый голос, Пётр встал из-за стола и бросился к двери, -Отче, заходите, пожалуйста.

-Мир тебе! Ну, как ты тут поживаешь, -оглядывая небольшую келью, настоятель вошёл и присел на подставленный Петром стул.

-И духови твоему, отец Августин. Да, вот, живу, слава Богу за всё!

-Брат мой, пришло время, когда верные чада Церкви Русской проверяются на прочность. Враг рода человеческого занимает позицию в людях стоящих теперь у власти, и скорее всего, будет гнать Церковь.

-Батюшка, неужто всё на столько серьёзно?

-Мы даже не представляем на сколько.

-Думаете и до нас доберётся? -вдумчиво спросил Пётр.

-Мы же, как бельмо им. Надо готовиться к худшему.

Священник строго посмотрел в глаза послушнику и спросил:

-Готов ли ты идти до конца, ради спасения своей души и многих ближних? Сможешь пожертвовать своей жизнью ради Христа? Не отречёшься?

-Отче, -видно было, как глаза Петра заблестели приступившими слезами, -Всегда, с детства, я мечтал пострадать за Христа. Значит ли это, что сейчас настаёт это время, время гонений?

-Псы адовы уже рвутся с цепей, дорогой мой, -сказал батюшка, опустив глаза в пол, -Мы даже не можем представить, что это будет, но будет очень тяжко. Настал момент, когда нельзя больше ждать. Готовься к постригу.

-Как, уже? Отче, но....

-Ты всё слышал, -уже строже отрезал отец Августин, и добавил, -Завтра приходи на исповедь, постарайся ничего не упустить из прошлой жизни, это облегчит дальнейшее служение.

-Прости, отче. Благослови, -Петр приклонив голову, сложил руки для взятия благословения.

-Бог, да благословит тя, -батюшка перекрестил его, и по-отечески обнял.

Пётр не ожидал, что всё случится так скоро, быстро, и был растерян. Да, он твёрдо верил, шёл к своей цели и ни за что не отступит от Христа, но чтобы вот так сразу постриг, даже не думал об этом. Он ожидал, что лет может через пять, а то и больше, сподобит его Господь ангельского чина, а тут уже благословение. В глубине души, конечно было страшно, но и нотки радости наполняли его сердце. Подумать только, скоро настанет тот день, к которому он шёл почти всю жизнь. А что там дальше? Грядущее время не давало надежд на безоблачную жизнь, а наоборот, настраивало на подвиг, ради Христа. Что-то там впереди?
Теперь же Пётр занялся написанием "генеральной" исповеди, стараясь ничего не упустить из воспоминаний прошлой жизни.