8 марта на Бабыргане

Иван Друг
Ко мне обратилась инициативная группа в лице Вовы и Кати: «Вы нам нужны!» – вот те раз. Обычно мне говорят или подразумевают, что я только всем мешаю и без меня все будет неизмеримо лучше. Идея – отпраздновать день рождения Кати на природе. Не могли бы вы нам помочь организовать поход? Как раз 8-мартовские длинные выходные на носу. Ну, конечно же, мои дорогие! Люблю вас всей душой и поход организовать не проблема.

Куда же поедем, где еще не были? На Бабырган! Это первая гора в республике Алтай, 1008 м вум (выше уровня моря). Страшное такое название, по имени богатыря народного эпоса.

И действительно, стоило только намекнуть, как откуда ни возьмись, набежала куча желающих, пятнадцать человек. Среди которых нашлось аж целых четыре автолюбителя, включая мою жену, Олю, поэтому поедем на своих машинах, что сильно удешевит процесс.

Но… чем ближе к старту, тем меньше оставалось участников. Группа таяла прямо на глазах, прямо как мороженое в жаркий июльский полдень в Крыму. У кого-то работа, у кого-то учеба, кто-то банально заболел, а кто-то просто исчез без объяснения причин.

В результате мы едем втроем на одной машине.

Оля помогла с закупом продуктом. Для праздничной дневки прикупили шашлык и набор для глинтвейна. Внезапно обнаружил, что впервые за много-много лет упаковываю в поход вино и шашлык, вот и пробел в знаниях ликвидировал в н/к (некатегорийном, значит) походе.

Выехали с опозданием, на полчаса, цивилизация цепко держит своими ручищами и не так просто отпускает свою жертву. В результате рюкзаки пакуются в последний момент. По дороге выяснили, что Паша забыл лопату – прикупили в Бийске настоящую лавинную лопату в магазине для рыбаков. Казалось бы, откуда там у них лавины, но мало ли.

Половина дороги была экстремальной – мела метель, видели несколько аварий. А вторая половина, что на Алтае, была чистая, сухая. Это позволило сильно не отклоняться от плана.

Доехали до точки встречи. Группа обеспечения в лице Татьяны опаздывает. Ладно, не критично. Высаживаю народ на месте старта в Платово, едем с Татьяной ставим машину у добрейших знакомых в Подгорном.

Наконец, в два часа дня выдвигаемся. Тащу за собой волокушу, на которой часть груза. Еда, утяжеленная шашлыком и заготовкой для глинтвейна, пара веревок, закладные элементы – на самом верху горы останцы, скалы, по которым мы собираемся залезть по всем правилам, со страховкой.

Оказывается, до самого пруда, с тем же самым страшным названием Бабырган, накатаны буранки (следы от снегоходов), и мы по ним можем идти даже без снегоступов, что Алина и делает. У нее самодельные снегоступы, складские (взяты на складе секции). Мы с Пашей щеголяем в фирменных. Алина тормозит, и мы отдаем ей мои декатлоновские снегоступы, а я, соответственно, иду в складских.
 
Они ручной работы, и каждая пара имеет свой характер. Прошел немного, порвалась одна стропка крепления. Не критично, иду дальше. Постепенно снегоступ как-то скособочивается не по феншую. Но вроде терпимо, так и иду. Забегая вперед, скажу, что на второй день порвалось крепление на втором, тоже не критично, и второй тоже скособочился. Так и отходил весь поход.

По дороге встретили хозяина базы, что на пруду. Он попросил поосторожнее с огнем возле его бани. Мы удивились, но клятвенно заверили, что баню сжигать не будем.

Дорога почти до самого пруда отмечена столбами ЛЭП, заблудиться невозможно. Дошли до пруда, еще светло, решаем идти дальше, как можно ближе к подножию горы. Начинает темнеть в семь вечера, успели. Еще засветло ставим палатку, заготавливаем дрова варим вкуснейшую чечевицу («а чо норма такая маленькая?») и спать.

Человеку, испорченному цивилизацией, спится плохо. То начинается самокопание – что я сделал не так, что все поразбежались? То чудятся какие-то зайцы, одного вот видели, но эти какие-то гигантских размеров, сожрут нас вместе с палаткой и не подавятся. То хозяин бани грозит лопатой, то еще что. С трудом дождался рассвета, вылез, кашеварю.

***

Собрались, пошли. Договариваемся, как обычно делают на восхождениях, что ровно в 12 поворачиваем назад в лагерь. Хотя, конечно, это больше похоже на шутку.  Идем налегке, если не считать веревки и мешок с закладушками. Сегодня прогноз сулит +8, поэтому мы торопимся взойти до начала активного таяния.

Средний уклон 18 градусов, не лавиноопасно. Но все равно делаем пару простых тестов и понимаем – крутой склон нынче очень лавиноопасен. Чтобы приучить себя к порядку, начинаем предпринимать меры и на обычном склоне. Выбираем безопасный маршрут, двигаемся попеременно, и т.д. Параллельно читается лекция о лавинах.

От пруда набор высоты 750 м. Казалось бы, маленькая гора. Но нет, достойный набор.

Поднялись повыше. Крутизна возрастает, начинаются лавиноопасные склоны.

Наконец, добрались до останцов. До вершины 70 м, а где она. А внизу нас ждет шашлык и глинтвейн, да и время уже подходит. Посовещались и разворачиваемся. Надо брать навигатор и трек.

***

Отправляем Алину отдыхать, сами с Пашей готовим глинтвейн и шашлык. Что-что, а уж это мы могем. Приготовили глинтвейн, разлили по термосам. Под душевные разговоры поспел и шашлык. Стоп! Нужно же еще цветы… эх, вот это мы промахнулись, забыли. Где взять? А вот где. На ивняке растут такие шишечки, они очень сильно похожи на розы. Вот из них и сделали импровизированный букет.

Будим Алину, поздравляем с международным женским днем, вручаем букет. Едим шашлык и запиваем глинтвейном, пьем глинтвейн и заедаем шашлыком. Жизнь прекрасна! Что там за проблемы в городе были? Не помню!

***

Алина выступает с предложением сегодня перенести лагерь поближе к выходу с маршрута. Дельное предложение, поддерживаем. Немного провозились на старте, идем.

Удалось засветло подойти на расстояние одного перехода до деревни. Возле какого-то куста становимся ночевать.

По телефону согласовываем план выброски нас с маршрута, и спать. Примерно -8, но почему-то все подмерзли. Видимо, сырость. Она проникает везде, и холодит, холодит, холодит.

***

Дежурит Паша. Это ему выползать в черную ночь, зажигать резервный балллон газа.

Не спится. Выползать лень. Прислушиваюсь. Вроде все как надо. Наконец, нет больше сил лежать. Выхожу. Холодно. Пронзительный ветер. Какие-то проблемы с кухней. Баллон лежит на боку. Зачем? Вентиль открыт чуть-чуть. Не, так не закипит никогда. Навожу порядок.

План – быстро перекусить и быстро выходим с маршрута. Так и сделали. В горячке Паша поторопился и не надел теплые носки. Ну как так. Но обошлось.

Татьяна подъехала вовремя. Дружелюбные подгорновцы заманивали тазиком с пельменями, но мы не поддались и домой.

Доехали без проблем.

Поход обошелся в 2 т.р. с человека.

***

Вечером в бане корифеи туризма заслушали отчет. Замечаний особых не было.

Что касается того, что народ разбегается, то здесь есть два варианта решения.

Первый, традиционный, диктаторский. В момент «Ч» надо брать безвозвратную предоплату. Например, 50% стоимости. При этом можно даже честно сказать, что это на пропой руководителю, залить тоску, если группа разбежится.

И второй, нетрадиционный, демократический. Надо просто доплачивать за поход. «Вот ты не пошла. А если бы я не только с тебя не стал денег брать, а еще бы дал, ну, скажем, 3 т.р. – пошла бы?» – «О, да!»