Демокрит против фатализма, который ему приписывали

Марина Артюх
     То, что действует, и то, что испытывает действие, - тождественны и подобны. Ибо неодинаковые и различные вещи не могут испытывать действия друг от друга, но даже если бы какие-либо вещи, будучи неодинаковыми, действовали как-либо друг на друга, то это происходило бы с ними не поскольку в них есть что-либо различное, но поскольку они имеют что-либо тождественное.

      Демокрит.


     В предельном выражении этот принцип означает, что материя лишь постольку может воздействовать на дух, поскольку она с ним в чём-то тождественна, и наоборот, дух лишь потому способен воздействовать на материю, что он принципиально всё же тождественен ей. Так Демокрит через движение улавливал единство того и другого. Даже при предельном расщеплении существующего на дух и материю, между ними продолжает оставаться, прежде всего не Бог, соединяющий их чудесным образом, а движение. Материя движется в идеальное, а идеальное движется в материальное, и пусть никто ещё и до сих пор не знает как это происходит, но это всё же происходит, и следовательно где-то положено их единство, их тождественность.

    Разгадку нужно искать в движении - так считал Демокрит.
Быть может одно и тоже движение разворачивается в разные свои полюса под противоположными именами - материи и духа. Это в точности напоминает принцип предустановленной гармонии Лейбница.

    Чтобы оценить значимость демокритовской мысли, нужно вспомнить, что говорили дальше и после него... Уже ранние стоики считали, что Космос содержит два начала - одно воспринимающее (материальное, пассивное), а другое активное, действующее (логосное). Достаточно прочитать это, чтобы понять, что полюса отныне бесповоротно разошлись, ведь у Демокрита - то, что действует и то, что испытывает действие - одно и тоже.

    Ещё смелее эту же мысль можно было бы озвучить так: нет ни материи, ни духа в каком-то последнем истинном смысле, а есть нечто третье, что мы совершенно не знаем, и оно движется, и двигаясь, оно разводит самое себя в разные стороны.

    Но давайте попробуем понять высказывание Демокрита не в столь глобальной проекции. Что значит, что воздействовать может лишь подобное на подобное? Рациональные "умняшки" нашего научного времени приучили нас к несколько другому, например, к избитому и обиходному "всё действует на всё". Стоит во Вселенной где-то пролететь бабочке, и считай, что она уже вызвала неисчислимые последствия всяческих изменений в этой Вселенной. Кто сомневается в том, что мы так думаем и что именно так мы и думаем, а не иначе, пусть посмотрит на "научные" картинки "движения во времени": вот герой (наш современный герой, с нашей головой) отправился назад во времени, и случайно там что-то нарушил, куда-то там наступил, и последствия не заставляют себя долго ждать - он вернулся в своё время, но не может узнать его - потому что всё кардинально изменилось. Вот КАК мы мыслим.

     И ввиду такого нашего мышления разве не интересно мышление Демокрита, который совершенно иначе видел бы всю эту ситуацию?
    Вовсе не "всё действует на всё", а если и действует, то совершенно не прямо - не прямолинейно и не фатально, как мы себе представляем.
   Действует только "подобное на подобное" - наш мир хорошо защищён. Порой даже кажется, что он предвидел таких идиотов, как мы с вами и надёжно защитился от них. Ведь в нашем мире идиотов, любая сущность действует на любую другую сущность, стоит им только оказаться в одном пространстве или в одном гипотетическом опыте.

    Между тем подобие это образ, а образ - это бытие. Причём если он - размноженный и дублированный образ, то он - идол бытия. Если он же он первый образ, не дубликат и не копия, а образец, то он - идея бытия. Откуда: единственное, что реально действует друг на друга это первообразы бытия или его идеи (подчёркиваю - не наши, а его).
    Всякое же иное воздействие - внешне, случайно и распространяется по принципу локальности (ограниченности), сам контур события не даёт ему вырваться наружу, ему как бы закрыт доступ к остальному миру, и доступ этот открывается через гораздо большие глубины, нежели те, каких способно достичь такое внешнее воздействие.

    То есть, мы практически с полной уверенностью можем сказать, что в своём высказывании Демокрит открывает также и принцип локальности любого движения.

   Не существует никаких бесконечных причинных рядов, бесконечных лишь в нашей голове, бытие свёртывает любой бесконечный ряд - "волны гасят ветер". Абстрактно я могу продолжать его сколько хочу, но надолго меня не хватит, я устану, поскольку и я тоже бытиен)))
   Эти чудовища, эти призраки разума, которые гоняются за нами, эти бесконечные причинно-следственные ряды, а также их "образины", как я их называю - фатальность и беспросветность - слава богу, они не мучают настоящего мыслителя!!!