Этот безумный, безумный мир! Ч. 7

Стихи Марии
            Благодать.

    На дворе март. Всю ночь на чердаке орали мартовские коты, а с ними за компанию и  амон, такое имя у нашего кота, потому, что он весь чёрный, а глаза, как жёлтые горошины у спецназа, из под маски зыркают на мышей. Кажется он сейчас крикнет: мордой в пол! На улице солнышко, с крыши свисают прозрачные сосульки. Просто благодать — как в народе говорят. Вот Марфуша схватила пакет с мусором и весело напевая побежала на улицу, чтобы выбросить его в бак. Вдруг за дверью веранды что-то ухнуло и весёлая песенка оборвалась на полуслове. Матушка попыталась открыть дверь веранды, но снаружи, что-то подпирало её. С трудом протиснувшись в образовавшуюся щель, она увидела за порогом большой снежный сугроб. Это подтаявший на  солнышке снег лавиной съехал с крыши и ухнул у порога. С одной стороны снежной кучи шевелился пакет с мусором. Матушка попыталась взять его, но он крепко держался за трепыхающуюся человеческую руку или наоборот. По руке Юродивая опознала свою любимую послушницу.  Впереди сугроба валялась завязанная  на два узла Марфина шалька и сквозь снег пробивалась её тонкая седая косичка. Вторая рука куда-то спряталась, зато перед глазами матушки зашевелилась правая нога послушницы. Матушка попыталась вытянуть подругу за ногу, Но тонкая косичка что-то пропищала и матушка поспешила к предполагаемому месту головы... Она растерялась совсем не зная что делать. Потом, спохватившись, принесла из дровотни железные грабли и пластмассовую широкую лопату. Снег со спины граблями было не очень удобно сгребать и опасно — можно повредить и так хлипкие запчасти подруги. Косичка уже мычала, пластмассовая лопата не подходила по размеру и матушка стала руками разгребать мычащую голову несчастной Марфы. Косичка, освободившись из снежного плена, громко вздохнула, напряглась из последних сил и,вдруг, из середины сугроба, частично расчищенного железными граблями, как спина дельфина, вынырнул круглый зад пострадавшей. Ещё рывок и вся Марфуша, как Афродита из пены предстала пред очи любимой наставницы. Наступивши на грабли,  как птица вырвавшаяся на свободу, она полетела к  баку с мусорным мешком  в руках. Возвратившись, Марфа нашла Юродивую на сугробе, та потирала шалькой послушницы раненый граблями лоб. Они, подпирая друг друга локтями, взошли в келию и тут Марфа свалилась на диван.

    Жива-живёхонька она лежала под одеялом и постепенно приходила в себя. Матушка с большой шишкой на лбу хлопотала у плиты и жарила рыбную котлету. Болящей всё можно, хоть бы и в пост. Узнав о беде их, батюшка Николай принёс пакет с зеленью, яблоками и мандаринами. Одна прихожанка напекла пирожков не пойми с чем, но вкусных, другая - собразила принести пакет с пельменями, получится, как бульон куриный, для болящих полезно. Матушка не прекословила, а пострадавшая не отказывалась. Батюшка Александр прислал алтарника Никитку и тот, подставив высокую лестницу, нормальной лопатой счистил с крыши остатки наплывающего снега. Марфа болела, а Юродивая объясняла ей, что снег, это Божия благодать, потому что как смерть покрывает всё. То что живое весной расцветёт, как бы воскреснет, а гниль в навоз пойдет то есть на удобрение. Марфа недоумевала, потому что всегда думала - благодать это рай на земле. Юродивая ласково объясняла, что рай на земле бывает только для кота на солнышке или на печке, или в марте на чердаке. А нам в этом мире благодать даётся, как укрепляющее средство в скорбях. Хочешь стяжать много благодати, терпи много скорбей. Вот тебе снег на голову свалился, это от Господа подзатыльник: шевелись, мать, шевелись, спеши ко мне, беги, освещайся, Старость — это постоянное предстояние Богу, Не знаем, когда прийдёт наш конец. Да и не только старость!      

    Вот смотри что апостол Павел, Хранитель нашего храма, говорит в своих посланиях: Ибо кратковременное лёгкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно...Ибо знаем, когда земной наш дом, эта хижина разрушится, мы имеем от Бога жилище на Небесах...Христос, Первосвященник будущих благ, пришёл с большею и совершеннейшею скиниею, не рукотворенною... Этот мир, тень будущего, а тело во Христе... От того мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище... Для Него я от всего отказался, и всё почитаю за сор, чтобы приобрести Христа... и найтись в Нём не со своей праведностью, но с праведностью от Бога по вере, чтобы познать Его и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых... Ибо Он облёк меня в ризы спасения, одеждою праведности одел меня, как на жениха возложил венец и как невесту украсил убранством. Господь говорит: Се, иду как тать! Блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его. А какие одежды, спрашиваешь, Такие, как у воина Георгия Победоносца. А на кого воюем? так на змея  того поганого, и воюем терпением скорбей. Скорби имеют целью породить смирение.

    И принять это нужно сердцем, верою. Иначе нам не спастись. Вот смотри что говорят святые: Христос есть живое воплощение невидимого Бога! И Царство Христово создаётся на основе страдания и самоотречения. И как нам в это Царство войти? Нужно стяжать Духа Святаго. Так и говорят: Даждь кровь — прими Дух! Истина есть не что другое, как благодать Христова. Для того, чтобы даровать её нам и пришёл Христос, распялся и умер. Цель христианской жизни — стяжание благодати Святаго Духа. Эта цель- есть от начала  мира сокровенное таинство христианина, явившееся в последние времена. Господь хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания Истины. Ибо познание истины — не что иное, как эта самая благодать. И через Христа подаваемая по вере эта благодать и истина — есть милость и спасение. Так говорят святые! Невещественный и Божественный огнь освещает души и ИСКУШАЕТ их как неподдельное золото в горниле, а пороки попаляет, как терние и солому. По силе веры прежде всякой другой добродетели приходит благодать Божия, как основание всякой добродетели. И так, надлежит знать, что благодать Всесвятого Духа приходит в каждого верующего во Христа. Когда воссияет Божественный огонь и прогонит рой страстей, и очистит дом твоей души, тогда Он смешивается с нею без смешения и соединяется с нею несказанно, существенно - с сущностью её. Весь со всею совершенно! И мало — помалу озаряет её, делает её огнём, Просвещает. Как? И сказать не могу (преп. Симеон нов. богослов) Тогда двое — душа и Творец, становятся единым. И Творец пребывает в душе один с нею одной, весь Тот, кто своею рукой содержит вселенную. Не сомневайся — весь Он в одной душе вмещается с Отцом и Духом и эту душу внутри Себя объемлет.

     Имеют сыны века сего своё сокровище — серебро, имеют и христиане — Божию благодать. Благодать Божия просвещает сердце человеческое, зажигает в нём огонь любви Божией. Истинно любящий Бога ни на земле ни на небе ничего не желает, кроме Бога. Такому быть и в аду с Богом — рай. Всякого греха он бережется и подвизается против всякого греха. И как прежде легко ему было грешить, так уж в этом состоянии тяжело ему и в малом согрешить, раздражить Бога и обеспокоить. Необходим подвиг для христианина. Но не подвиг освобождает его от владычества страстей; освобождает его десница Вышнего, освобождает его благодать Духа Святого. Божественная благодать осенившая душу, преподаёт ей духовное ощущение. А страсти и влечения плотские и греховные, остаются праздными.

      Все духовные сокровища у человека - по благодати Божией. Благодатью человек из ветхого становится новым. Даром, одной благодатью получают верные жизнь. Благодать Божия нисходит, как тихий дождь, орошает сердце к плодоношению. Действие благодати -  радость. Смирение — плод действия благодати. Истинное покаяние от благодати.  Благодать научает молитве, научает страху Божию. Просвящаемый благодатию считает материальные блага сором. Сердце, осенённое божественной благодатью, воскресает в духовную жизнь, стяжает духовное ощущение, неизвестное ему в состоянии падения. Стяжем благодать Святого Духа, ЭТУ ПЕЧАТЬ! Это знамение избрания и спасения. Оно необходимо для свободного шествия по воздушному пространству и для получения входа в Небесные врата и обители. Особенно монах не должен сомневаться в получении дара Божественной благодати, как сын не сомневается в получении наследства. Соединение ума с сердцем при молитве совершает Божия благодать в своё время определяемое Богом. Перед утешением, доставляемым Божественной благодатью, ничтожны все радости, все наслаждения мира.

      Марфуша доела последний постовой пельмень, запила его вроде куриным бульоном, а пирожки непонятно с чем отдала доедать матушке.  Юродивая посмотрела на послушницу зорким глазом: - Да ты, радость моя, кажется в монахи засобиралась? - А почему бы и нет?- рассуждала подвижница. -Ты вот мне читала у святых, что не важно — священник ты или монах, или мирянин, но Бог изливает свои дарования в меру духовной одарённости каждого человека. А тут говоришь, что монах не должен сомневаться в получении  дара Божественной благодати, что-то тут не сходится!- Всё сходится, просто в монастыре ложка большая, легче там эту благодать черпать. Но в любом месте в ведро можно начерпнуть не больше ведра, а в стакан — не больше стакана. Сосуд — это мера духовной одарённости. Вот память у тебя хорошая, в школе, наверное, зубрилкой была, а в суть не вникала. Но Марфуша не унималась: - Ты, матушка, не противоречь: сама говорила, что благодать через скорби подаётся, а теперь   из тетрадки зачитываешь, что благодать, это радость! - Да, радость и чистота в сердце. Но вспомни, как ты свою пасхальную юбку от пятен киселя и пирожных, очищала на днях, чтобы в грядущие пасхальные дни сиять как пятак начищенный. Ты же эту юбку и порошком посыпала, и на ночь замачивала, и руками тёрла, и стирала, и полоскала и отжимала и сушила над плитой, и гладила горячим утюгом, пока не очистила, а потом сказала - благодать! А на нас с тобой пятен по более, чем на юбке, а «мера духовной одарённости» - напёрсток. Представь сколько нас надо вальком на речке колотить, как в старину бабы делали, да ещё в ледяной воде прополаскивать. От скорбей нам, Марфонька, не уйти. Но если будем знать суть да дело, легче перенесём все напасти с Божией помощью и не заблудимся. Вот слушай, что нам Еп. Феофан Затворник говорит на слова послания апостола Павла:
   
                Следование за Христом.
   «Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия и духа заблуждения узнавайте так: всякий дух который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он прийдёт и теперь есть уже в мире.»

    Итак, всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога. На это решительное слово апостола не нужно других объяснений. Одно только надо пояснить:Что значит «исповедовать Иисуса Христа, пришедшего во плоти.» Это значит — Исповедовать: Что мы пали в прародителях так, что сами собой возвратиться не могли. Что Единородный Сын Божий и Бог, Второе Лицо Пресвятой Троицы, воплотился ради нас и, пострадав плотию, оправдал нас перед Богом. Что Он ЗАСЛУЖИЛ благодать Духа Святого, Что,принимая её по вере через таинства во Святой Церкви, мы освящаемся и получаем силу жить по духу Христову, во исполнение заповедей Его. Что благодаря Ему мы чаем нескончаемой блаженной жизни в будущем. Вот что значит исповедовать Иисуса Христа, пришедшего во плоти. Если какой-то дух начнёт проповедовать что-либо отличное от этого, тот не от Бога.
  Заметьте особенно следующее: 1) Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек в едином лице. Следовательно дух, не исповедующий Христа истинным Богом, отвергающий Божество Его, есть антихристов.2) Спасение наше состоит в освящении. Освящение получается благодатию Сятого Духа, приемлемой в таинствах и возводящей нас к святости. Кто предлагает иной способ очищения, освещения и усовершенствования, тот антихристов... Марфуша забеспокоилась и стала уверять, что иного способа очищения она не предлагала, но не поняла, да и теперь не понимает, причём тут скорби?- Будет тебе дудка, будет и свисток, нетерпеливая моя, - урезонила её матушка - читаем дальше! 3) Чаем воскресения мертвых и жизни будущего века, после того, как Господь прийдёт во второй раз  рассудит живых и мертвых. (А теперь, внимание на экран! Некоторые молодые энтузиаста нового времени уже вслух уверенно заявляют, что в скором будущем смогут продлевать жизнь человека до бесконечности, благодаря успехам развивающихся технологий. Спешите законсервироваться пока, до времени нового открытия! Однако  Феофан Затворник предупреждает нас): Чтобы кто самочинно не чаял, в этот может быть долгий промежуток времени, каких-либо дивных приключений с собой, повторения, например, своей жизни , или, как теперь обещают бессмертие на земле, апостол резко определяет: «человекам положено однажды умереть, а потом суд». Одна каждому смерть, стало быть одно и рождение. Мысль апостола такова: дан тебе срок этой жизни, спеши им пользоваться во спасение свое, не ожидай другой подобной жизни. Умрёшь ты однажды. По смерти твоей будет произнесён суд над тобой и участь твоя решена навсегда. И если дух иначе проповедует и обещает другое рождение и другую смерть — тот антихристов!  Я счёл долгом сказать вам об этом, братия и отцы в предостерижение: «боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились уклонившись от простоты во Христе.» (Еп. Феофан Затворник.)

   Марфуша вовсе не собиралась продлевать жизнь после консервирования у крупных специалистов, да и к смерти она потихоньку готовилась без споров на эту деликатную тему. Но скорби её мало привлекали. Она ждала мирной и безмятежной кончины.  Когда батюшка на Литургии произносил эту ектинью, она от души крестилась и низко кланялась перед олтарём. Может быть и матушка не найдёт теперь у святых отцов веских доказательств, что страдать нам необходимо... Но матушка прервала её навязчивые помыслы: «Следование за Христом!»- громко прочитала она- (преп. Пётр Дамаскин):
Господь, избавляя верных Ему от того страха, который наводится миром, преследующим учеников Господа, сказал: «в мире будете иметь скорбь; но мужайтесь «Я победил мир!» Марфуша поменяла положение тела из лежащего на сидящее  и, сложив на коленях крестом натруженные руки, мужественно поджала губы. Она была готова принять любой приговор.   

   Укрепляя учеников, чтобы они не малодушествовали в скорбях, -продолжала читать матушка,-Он дал радость сердцам их, говоря: «Вы пребывали со Мной  в напастях Моих, и Я завещаю вам, как завещал Мне Отец Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею». Это сказал Он не всем, но тем, которые пребывали с ним в искушениях, это те, которые противостоят влечениям падшего естества и, наконец, вполне уничтожают действие их. Желающий пить и есть на трапезе Господа, да взойдёт с Ним на крест! Крест Иисусов -есть вздержание от страстей, совершенное их истребление. Марфуша передёрнулась, но Юродивая успокоила её: - Это же  необязательно сразу на дыбу! А сама в себе подумала «борьба с самолюбием, пожалуй похлеще дыбы будет, если всё по серьёзному и навсегда». И продолжила елейным голосом чтение из тетрадки. Христово иго -благо, и бремя легко. Его составляют- чистота, чуждая гнева, благость, кротость, духовная радость, воздержание от всех страстей, любовь ко всем, святое рассуждение, непоколебимая вера, терпение скорбей, отчуждение от мира в сердце, Желание разлучиться с телом и соединиться со Христом. Авва Исаия говорит: Это иго и бремя нужно возложить на себя и носить на плечах наших. Это одновременно и путь. Не сможет никто вступить на этот путь, если не освободится от всех страстей, если не стяжает любви. Божественная любовь освобождает человека от всех пристрастий преходящего мира.

    Подвижница возмутилась: - А я разве не освободилась от пристрастий? Посты соблюдаю, когда не болею, живу на кладбище, куда уж дальше. Вещей лишних и то не имею, сама у меня всё повыгребла и раздала кому непопадя. Дурных привычек не имею, подружек не имею, кроме тебя, конечно. Грехи исповедала батюшке, целую тетрадку приносила, до головокружения. И люблю всех. Вот смотри сколько фоток из прошлого, всех помню. Марфа вынесла от куда-то несколько старинных альбомов и кучу фотографий в пакете, вот оно моё состояние, всё, что осталось от прошлой жизни. - Да вижу я, вижу, вздохнула матушка,- каждый вечер перебираешь их и вспоминаешь, с кем училась в школе, с кем на танцы ходила, кто - первая любовь, кто -  последняя, как на солнышке голое пузо грела, то есть загорала, как в рестораны ходили, на пикники,  в походы. Кто кого там любил, кто кого там отбил. Это ты не людей этих любишь, это ты свою привольную от Бога жизнь вспоминаешь и вздыхаешь о ней. А  вот, как обличает тебя апостол Павел: Мы, находясь в этой хижине, (то есть в теле нашем) воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечся, но облечся, чтобы смертное поглощено было жизнью...как бы нам и одетым не оказаться нагими... Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглащена смерть победою. - Вот так, радость моя, и страдалица! От мира - то мы ушли внешне, но мир в нас сидит, как пиявка, кровь нашу сосёт. Хочешь отречься от этих воспоминаний? Вот и хорошо что хочешь.   
      
  Господь смотрит на расположение сердца нашего, и даёт нам Духа Святого, чтобы совершить это. Но первый шаг, подруженька за тобой. -Говори, что сделать,- решительно подскочила послушница,- я хоть в огонь, хоть в воду... Матушка взяла ворох старых фотографий и поднесла их к плите. Открыв широко дверцу, она предложила воинственно настроенной Марфуше сжечь это гнилое прошлое сию минуту в настоящем огне, и удивилась, как без лишних споров, неудачливая подвижница совершала свой подвиг на её глазах. Не глядя на замусоленные картинки прошлого она отчаянно одну за другой отправляла их топку.  Огонь весело слизывал всё своими жадными языками и Марфуша даже повеселела приговаривая «гори оно всё синим пламенем». И оно горело пока не сгорело. - Что бы ещё такое сделать! Расправила плечи старушка. Она вспомнила, что у неё в деревне стоит ещё крепкий дом и пустует. Надо найти бездомных и заселить туда, хоть навсегда- подумала она, и позвонила в деревню своему бывшему соседу. Тот заселяться отказался, мол доживёт в своей избушке на курьих ножках, но попросил дров, которых у Марфочки было заготовлено на пять лет. Бывшая соседка согласилась без лишних разговоров. Тогда он ещё попросил её большие самодельные лыжи, которыми она уже не пользовалась и получил радостное согласие... и тележку с одним колесом посередине, очень удобную для езды по деревенским тропам... - Возьми на печи или на палатях запасы соли, целую упаковку из двадцати пачек...и там же огромную коробку спичек, ещё в фанерных коробках, лежащих на случай апокалипсиса. Сосед встревожился, не собралась ли его добрая фея умирать.- Почти угадал, - торжествовала подвижница- Хочу умереть для мира, а мир для меня. Сосед мало что понял, но сказал, что оставляет себе её насос, которым они по очереди качали воду в бочку для  поливки парников. Юродивая смотрела, как жертвенный дух разгорался в ошалелых глазах подруги и опасалась как бы он её совсем не спалил. И снова позвонила теперь уже другая соседка и спросила, можно ли ей забрать маленький столик из дома Марфы и бочку под воду для огорода. - Так ещё снег не растаял, как ты её выдерешь? - Выдеру, не расстраивайся,- весело ответила соседка. - Отключай ка телефон, Марфушенька, а то они к вечеру весь твой дом по кирпичикам разберут, это уж не акт милосердия, а какое-то мародерство.- остановила её Матушка- сегодня всё раздашь, а завтра нечем заниматься будет. Милостыню подавать нужно тоже с умом.
 
   А Марфуша, какая-то облегченная и весёлая рассказала матушке историю, как она несколько лет тому назад запасалась зерном на случай мирового голода. Была у неё козочка, курочки и огород большой, так что не голодала, поэтому пенсию решила пустить на запасы. Зерно ей привозили мешками, а она засыпала его в бочки с микроскопическими прорезиками - думала,что хорошо, будет проветриваться. Бочки эти она ставила в новую большую дровотню и прикрывала дровами от лихого глаза. Уже знакомый нам сосед, посоветовал ей поставить в пристроенную тут же каптерку для огородных инструментов, старый деревянный сусек, (такой огромный сундук). Он даже уплотнил крышку, чтобы не было щелей. И так, в результате, было припасено несколько больших бочек зерна и ещё полный сусек в пристройке. Остальное пространство было заполнено дровами. Пришла зима, дрова пошли в ход и к весне бочки с запасами оголились. Марфуша решила посмотреть, как сохраняется зерно и приоткрыла одну бочку. Там было пусто. Так же и в другой и в третьей и во всех ёмкостях. Только к сусеке ещё оставалось третья часть от засыпанного туда зерна, а сверху, как насмешка, лежала дохлая мышь, наверное умерла от жажды, ну не от голода же? Как через меленькие дырочки крысы могли вытаскивать зёрнышки, осталось загадкой. Одно только поняла Марфонька: почему в её дровотне обитали кошки со всей деревни. Просто крыс было много и они хорошо откормились запасами на случай мирового голода. Подруги долго смеялись над злоключениями Марфы и заключили этот урок советом Блаженного Августина: «Не желай идти другим путём, кроме того, по которому шел Сам Христос. Очевидно, что этот путь скорбный, но зато уже самый безопасный. На другом пути может быть есть утешение, но зато на нём много разбойников.» Да! - согласились подруги,- и разбойники могут оказаться пострашнее крыс. Они открыли тетрадку и стали читать дальше: 

     Не пожелал Он быть счастливым в этом мире, но переносил бесчестия и осмеяния. Претерпел оплевания, биение, заушения, терновый венец и крест. Мы лишились внутренних радостей из-за наслаждений телесных и Он показывает с какой горечью эта радость возвращается. Ибо если тот, кому Учитель указывает путь скорби, желает радости и наслаждений, тот идёт другим путём. Все хотят быть со Христом прославленными и превознесенными. Но мало кто хочет нести со Христом крест, поругание, уничижение, посмеяние и терпеть скорбь. Но Он говорит: «А кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня». Что значит последовать Христу? Творить добро и терпеть зло, чтобы творить Волю Божию — угождать Богу! Ибо Воля Божия в том, чтобы мы творили добро и великодушно переносили всё тяжёлое, преодолевая его с безропотным терпением. Христиане смиряются ниже всех, но Бог их выше всех возносит. На земле обитают, но имеют жительство на небесах, откуда ожидают и Спасителя. В рубищах ходят, но внутри покрываются царской багряницею. Человеческого наследия лишаются, но имеют Божие. На земле богатства не ищут и не имеют: но небесные сокровища отверзаются им.

   Марфуша даже подскочила, развела руками и заплакала. Потом побежала в холодную и вытащила на середину келии кучу лахмотьев: - Вот отдай всё, я в одном рубище останусь... так внутри жжет, спасу нет... сейчас возьму крест могильный, вон их сколько выбросили на мусорку, а вместо — памятники мраморные поставили. Возьму крест и босиком пойду куда глаза глядят за Христом. Она сбросила с ног дырявые валенки и направилась к двери за крестом. - Солнышко моё, да ты горишь вся, температура что ли? Так ведь под сугробом не долго лежала, не успела переохладиться... Но пострадавшая от лавины Марфа отстранила рукой матушку от двери... Так ты хоть шерстяные носки надень, а то почки застудишь, босиком- то. И не надо крест, ты сразу памятник мраморный бери, -остановила её матушка и уложила в постель. - Успокойся! Куда тебе, такой хлипкой, босиком по снегу да с крестом? Старые времена прошли, сразу в психушку увезут и фамилии не спросят. Да и барахло наше никто не возьмёт, такое уже не в моде. Даже на тряпки не возьмут, теперь люди богатые, хоть и жалуются много. Да мы и так уж всё раздали, успокойся! Постельное бельё в монастырь отправили... в тюрьму сидельцам  посылки посылали...Деньги за городскую квартиру матушке игуменьи переслали...какие приличные вещи нам подадут - все раздаём...и терпим, и смиряем друг друга - всё нам Господь для спасения подал. И на кладбище живём, память смертная всегда с нами. Если хочешь людям добро творить, беги в храм на отпевание к каждому покойничку, ручки-ножки развяжи ему, всё поправь, сделай как положено. Родственников научи, пусть все 40 дней молятся усердно, помогают близкому человеку по мытарствам пройти. Успокой их, что у Бога все живы, просто они нам невидимы, потому что в другое Царство отправились. Пусть все ходят в храм на службу, причащаются и помнят: скоро все там будем и не избежать! Что надо к смерти готовиться здесь, там поздно будет. И так каждому к ране душевной душевное слово подари, вроде бальзама, гляди и прирастёт что-нибудь. Послушница согласно  кивала головой и просила дочитать наставление старца о подвижниках Христовых. Матушка, укутав её, как дитя в тёплое старое, зато ватное одеяло продолжила это чтение о скорбном пути подвижников:

  Люди их гонят, но Бог приемлет, люди их оставляют, но они с Богом имеют общение. Мир их осуждает, но Бог оправдывает. Мир их оскорбляет, но Бог утешает. Мир их бесчестит, но Бог их прославляет. Если Христос — Жених верных душ, то тот, кто удаляется от Него, прелюбодействует. Изучи Евангелие и можешь жизнью твоей последовать Христу. Отречение от мира предшествует последованию за Христом. Второе не совершается в душе, если не совершится в ней первое. Многие приступают к Господу, но не многие решаются последовать Ему. Ваша деятельность, люди, должна всецело заключаться в исполнении воли Божией. Образец этой деятельности показан, правила этой деятельности преподаны человечеству совершенным Человеком,  Богом, принявшим на Себя образ человеческий. Что значит: последовать Христу? Изучать Евангелие, иметь Евангелие единственным руководителем деятельности ума, сердца и тела. Охотно идти по не ровному пути, чтобы не упав, достигнуть цели и пройти сквозь узкие врата... Марфуша уже спала, согретая  Божиим Словом и матушкиной заботой.

  (продолжение следует)