Этот безумный, безумный мир! Ч. 9

Стихи Марии
         СИМ ПОБЕДИШИ!

   У нас на кладбище иной народ, чем в храме. Здесь ходят к покойничкам своим люди или не верующие или верующие в душе, так они себя называют. Они в основном верят в приметы и ходят сюда по всем советским праздникам. Поздравляют на 8 марта, 23 апреля. Навещают в день свадьбы, в день рождения и другие семейные памятные даты. В общем видно что связь с родственниками не прерывается, но для посетителей умершие как бы продолжают жить этой земной жизнью, земными заботами, земными радостями. Наверное, живые не хотят  отпускать от себя усопших. А в том Царстве, куда ушли наши близкие всё не так. Сказано:  глаз не видел и ухо не слышало, что ожидает нас в будущем веке. Но кое- что мы знаем. Например: день смерти – это и есть для нашего усопшего день его рождения в вечность. И если они шли за Христом и веровали, то для женщин праздник - Жен мироносиц. Придумали день матери. Но любой богородичный праздник, есть день Матери. И вообще там нет дней, но день Господень един, ведь это не наша временная жизнь. И всё таки радует то, что душа любит помнит и плачет.

Надо ходить в храм, исповедоваться в грехах, причащаться Святых Животворящих Таин и Господь постепенно всему научит. Матушка и Марфа, изучая каноны Животворящему Кресту, вдруг открыли для себя, что  всё гениальное - просто: В Евангелии, посланиях, в Ветхом завете, как предсказание, во всей церковной жизни, канонах, акафистах, песнопениях, литургии, молитвах, исповеди, житиях святых и др. говорится об одном. О силе животворящего Креста, который необходим для нашего спасения. О нисхождении Слова-Бога с Небес и воплощении, которое состоялось ради нашего спасения. И объясняется, что произошло от сотворения мира до сегодняшнего дня. Вот если сказать доходчиво: это вытаскивание нашей падшей человеческой сущности из этой мировой гнилой ямы. А уж если совсем коротко словами Василия Великого: «Человек, это существо, которому приказано стать богом.» Приказано!!! Вот эту истину нужно сопоставить с ложью, которую сказал первым людям в раю искуситель: «Съешьте запретный плод и будете, как боги.» И вспоминаются последние слова подвижника иеромонаха Евфимия, которые он сказал перед смертью: « Я понял вот что - пригвоздили тебя к твоему кресту и не трепыхайся,  всё равно никуда не денешься!» И еще в народе говорят: «с креста не сходят, с него снимают!» Поэтому Марфа и Юродивая решили, насколько Бог даст разума, вникнуть в смысл канонов о животворящем Кресте, потому что им показалось: это и есть стержень всего православного учения, в этом суть христианской жизни. Сим победиши!

    Теперь они приступили в канону о Кресте, который читается в пятницу.

        Глас первый, пятница. Вечер в четверг.

(страсти развлекли, то есть разволочили Адама. Адам рассыпался на множество.) Христос -Ты на Кресте распростерл руки, призывая всех, кто далеко от Тебя и близ Тебя устрояяй (у Креста). Пленена мя страстьми собери (сделай целым), покаяние даруй от скверны очищая.
   Длани на древе вознесл и Твоя персты окровавил, хотя избавить божественных рук Твоих дело. Адама, преступлением держима в Царстве смертных воздвигл властию Твоею. Пострадал нас ради, Спасе, распинаешься со злодеями, естеством бесстрастный и безгрешный. И солнце, не терпя дерзости, помрачилось, земля вся тряслась, потому что познала Творца мира.
       Дева терзалась: иже мановением содержай тварь всю, како на Крест воздвиглся еси, яко осужден, всяко хотя спасти человечество. За что это воздали Тебе безблаглдатные люди? Пришел спасти их, Твое создание, всё терпиши.
   Вкушение древнее Адамово горькое, вкусил еси желчи и уксуса: усладил еси чадо сладчайшее, вознесе на древе. Врачебною страстью Твоею услади, Владыко. Крест водрузился на лобном и процвете нам бессмертие от ребра Спасова, источника вечного. Честной Крест Спасов для нас — неразрушимая стена, спасаемся на Него надеясь.

        (пяток, утро)
  Распятием Своим, Христе, погубил мучительство, попрал силу врага. Ни ангел, ни человек, но Ты, Господи спас нас, слава Тебе. Оружие крестное явилось царю Константину, как непобедимая победа на врага, веры ради.
  Из земли создал Адама и бренною рукою был ударен по лицу, распятие претерпел и раны. О,чудесе! Как велико долготерпение Твое, слава, Господи, живоносным Твоим страстям.
(мученикам) Страдание похвалою, и почётные венцы, славные страстотерпцы, оделись Тобою, Господи, победили терпением ран беззаконных. Силою божественной от небес победу приняли. Их молитвами, Господи, спаси нас.
   На древе крестном Солнце славы-Иисус за милосердие повешен плотию (волею). Видя это, солнце не терпя дерзости, помрачилось, тем же омраченную мою душу просвети неприкосновенным светом Твоим и спаси мя, молюся. На Кресте пригвоздился Ты волею, щедрый, обожил истлевшее наше существо, человекоубийцу  змия умертвил, но утверди православие в мире, низложи еретиков честным Крестом Твоим.

           (Сам канон)  Страсть честную хвалю Владычну.

  Страсти ради нас претерпел бесстрастный, распят с разбойниками и змия, который положил начало злу, умертвил Ты, Слово, и спас поклоняющихся Тебе. Сый Восток востоков, пришёл к нашему естеству, отброшенному к западу, и солнце, видя тебя распинаема, свет свой скрыло.
  (мученикам) Страдальцы славные смертию жизнь временную на вечную переменили, Царства Небесного сподобились, потому прославляетесь и блаженны. Иже страстем Христовым уподобились, страсти исцелеваете земные: рукодействием тайным и словом прогоните  злых духов, святые мученики.
   В пучине лютых и в молве страстей, Твою призываю тишину, спаси Богородица — пристанище верных.
                (Да утвердится мое сердце в Твоей воле)             
Утвердится так, как Ты над водами Небо утвердил второе, основавший на воде землю, всесильный. На Кресте распростёр руки, персты окровавил, Адама, дело рук Твоих, от убийственной руки избавил. В ребро прободен, исправляя ребренное (Евино) поползновение, на древе вознеслся, чтобы Адама, приемшего беду от плода древесного, ввести в рай с разбойником благоразумным.
(мученикам)Господни мученики — церковного благочестия передние столпы, потребители врага, божественная лоза мысленного винограда,гроздья изливающие нам вино терпения,веселящее сердце всех верных.

(богородичен)
Дева! Иисус, плод чрева Твоего, всех истлевших от плода запретного древа, Крестом нетленным устроил участниками благодати. Пречистая Богородице, потреби бесплодие неплодных мыслей моих и душу сделай плодоносной. !!! ИЗ ТЕБЯ, ДЕВО, БОГ РОДИЛСЯ ЧЕЛОВЕКОМ, ЧТОБЫ ОБОЖИТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО !!!

Марфа сидела и молчала, она что-то видела невидимое и поражалась, но не могла объяснить.- Ну ты хоть на пальцах объясни, - донимала её Юродивая, - что ты такое созерцаешь? Послушница развела руки в стороны и смотрела в зеркало... лицо её озарилось радостью: Смотри, матушка, человек-то по образу Креста сотворен! Выходит, что на Великом Совете Троицы, когда Бог Сын сказал: человек ослушается Отца и отпадет в тление, но Я пойду на землю и искуплю его... тогда Они сказали: Сотворим человека и Бог Отец вылепил его из глины в форме креста... Адам  рассыпался на множество крестов, размножился в тлении... Человечество - это большой Крест, который взял на плечи Второй Адам — Христос... Мы все и есть этот Крест?.. - она больше ничего не смогла сказать, но расплакалась и стала молиться. И её молитва была очень похожа на покаянный канон Андрея Критского, но он изливался не из хорошей памяти, а изнутри от сердца. Матушка встала на колени рядом с подругой и они вместе воспели благодарение Господу за великое Его милосердие.  И когда они продолжили читать Марфин перевод, то слова стали падать в самое сердце и тёплые слёзы умиления омывали их морщинистые щёки. Сердце расширилось до боли и наполнилось любовью ко Христу и жалостью ко всему падшему человечеству.
   
   Законодавец с беззаконными вменён, чтобы всех оправдать.
Ангельские силы удивились, видя на Кресте возносимо Солнце, тем начальные силы тьмы были побеждены.
(мученикам) Мученики получили дар исцеления и всем омывают душу от страстей Божией благодатью. Страстотерпцы бодростью божественной отгнали дремание нерадения, и верою усыпили злые стремления зверей, и радовались пострадав. Пророк Авакуум духом провидел Боговоплощение и говорил: Когда приблизится время, познаем, когда прийдёт время, покажешь.
Слава силе Твоей, Господи.
   Распятый призвал язычников к Твоему познанию. На судище неправедном встал праведный, тем оправдался осужденный Адам. Слава распятию Твоему.
 (мученикам) Как рай, Богом насажденный, являются мученики. Страсти честные, как цветы благоуханные, ими же благоухается всякая душа верных.
 (всяк труд о Христе — благоухание Богу.) Мученики — благоцветные и благоплодовитые древеса. Верою бессмертия плод  процветает, корни злобы исторгаются.
 Богородица — честный прозябший плод неувядающий, вопияше: Не оставь меня бесчадну! (все спасенные чада Её.)  Твой мир дай нам, Боже, яко Бог живых и мертвых. В раю лукавое вкушение сделало меня мертвым. Но Ты, Дево, родила Жизнь, древом (крестом) умершего оживи меня и дай умиление. Спаси от бед лютых, вознеси от гноя страстей, избави от пленения и озлобления бесов Твоего непотребного раба. Зенница души моей, Дево, дай видеть вечную светлость. Ты облако, рай, дверь Света, трапеза, руно, ручка в  Себе манну носяща, сладость миру.
    Человеколюбче! Изведи меня из глубины прегрешений, как пророка Иону из кита. Чтобы человека почести, Сам — выше всякой чести — бесчестие претерпел претерпел на Кресте. Изводишь меня из рабства, (подписывая оставление грехов), Сам тростию биен.
(мученикам) Болезненными страданиями пришли к неболезненной кончине и получили неизреченную радость. Разожглись углями Христовой любви, потому неопалимы были и в огне.
 Богородица родила Бога, крестом-древом спасшего нас. Треволнения, страсти, глубина греховная, окаянную мою душу обуревают, помози ми Святая Владычице, священная сень душу мою освети.
   Пещь орошается — отроки ликуют. Распинаем - творение поколебал, умерщвляем -змея умертвил, напояем желчью - источил мне сладость спасительную, сладостною снедью лишенного райской пищи.

(мученикам)
Мученики, когтями стружемы, мёртвости дебельства избавились, от Бога приняли красоту божественную. Свои страдания уподобили Христовым страстем и претерпели удобно раны. (надо жить как Христос!)
  Дево, освяти душу мою оскверненную страстями, ума лютое пленение, и поползновение ко греху уничтожь, ум мой оживи и укрепи совершать угодное Богу.
    Когда на Кресте пригвоздился, колебалась тварь, солнце оставило лучи, камни рассыпались и ад обнажился, не терпя Державы Твоей. Ради осужденного Адама, осуждение принял, за приемшего наготу, наг на древе висел, Щедрый. Велика Твоя Держава и долготерпение.
 (мученикам) Ангелам сожители, Христовы воины. Крестом, как кольчугой одеты, ополчились на противника и того красными ногами попрали. (Христовы страсти уничтожают бесов) Стояли посреди судища закованные, на уды раздробляемы и тем разорили здание прелести и бесовские требища разбили.

 (богородичен)
Родила Христа, Который исцелил Адама перстного, Того умоли исцелить язвы души моей неисцельные.
    
   Тебя, Дева, видел Моисей - неопалимую купину и лествицу одушевленную видел Иаков и дверь небесную, ею прошел Христос Бог наш.
  О, како! люди непокорные распяли Тебя единого долготерпеливого, волею обнищавшего и страсти принявшего, бесстрастия ходатаем был всем, от Адама поползшимся ко греху. (Господь поможет, если идёшь за Ним на крест). (мученикам) Солнце незаходимое, Христе, молящеся Тебе мученики тьму страданий перешли манием Твоим к Свету неизреченной славы Твоей и светлости, просвети и нас их молитвами. Полк мучеников священных тьму мысленных врагов победил, тьмам Святых Сил присоеденился, и тьмы страстей душ наших мановением вседетельным исцеляет.
   (богородичен) Из Тебя воссиял Свет воплощенный. Им ум мой озари, сердце просвети (отгоняя грех), уныния мглу прогони. Родила Свет божественный из Отца воссиявший. Душу мою, омраченную лестью житейской, светом покаяния спаси. (весь мир житейский — прелесть!)
    Распятого и жизнь нам давшего поем всегда. Крестом соеденил во едино стадо ангелов и человеков. Во едином соборе небо и земля веселится, слава Тебе.
   (мученикам) Страстотерпцы Христовы — светильники мира, проповедники веры, источники вечно текущие, их молитвами, Господи, мир даруй миру Твоему.
   Снедию изведе из рая враг Адама, Крестом же введе Христос в рай разбойника. Распялся безгрешный, грехи всех взял на Себя. Прободен в ребро спасения потоки источил воды и крови, назидая сокрушенных тлею. Распятый волею отъял Адамово страстное разумение. Язвами честными бесовское множество уязвил. 
            Троицу славим, верою величаем.

  Ну вот и конец первому гласу в среду и пяток. Марфушу одолевали сомнения: получат ли «наследники Божии» от их трудов какую пользу. Юродивая обличила её в тщеславии и заверила что, если Божии, то получат. - А при чём тут тщеславие? - возмутилась послушница. - Мы для них или для себя стали заниматься разбором этих канонов? - строго спросила матушка. Правильно — для себя. Значит польза от этого уже есть не малая. И вот своими трудами решили поделиться с другими. Так ты, радость моя, теперь уж и о слове Божием не думаешь. Вроде пользой для других прикрываешься, а сама весь интернет оборвала, всё заглядываешь, сколько читателей наши писания прочитали и вздыхаешь, что маловато. Ну ведь так оно и есть, не прячь глазки... И не расстраивайся, что маловато (хотя шесть тысяч читателей это очень щедро!) Радуйся, что ещё есть ищущие Бога. Говорят, что из ста процентов крещённых, только два процента в храм ходят по настоящему. Так и быть должно. Ты посмотри, рождаемость сейчас ниже смертности. Постарело человечество и земля состарилась, скоро разваливаться начнёт, как тот корабль. Нет, я не спорю, у нас сейчас и старухи рожают детей, ЭКО или в пробирках, только причём тут Бог? Это буквально (рожают), но посмотри, что на духовном уровне происходит, что мы наплодили на сегодняшний день.

      Советская безбожная власть родила нам новое племя и незнакомое: октябрят, пионеров и комсомольцев — чад родной партии. (Это мы!) Результат не замедлил себя показать — это и есть два процента верующих из ста — крещённых. Сегодня в храме на литургии мы (эти два процента) пели:  «Господи Сил с нами буде, иного бо разве Тебе, помошника в скорбех не имамы,Господи Сил помилуй мя». ГОСПОДИ СИЛ! Потом зашли в Пятёрочку за хлебом, а там перед входом огромный плакат на котором написано: выигрывайте начивки с вашими либимыми СУПЕРСИЛАМИ! И нарисованы сами  «суперсилы»: трансформеры, головы с острыми ушами, страшные рожи, рогатые руки и прочая сатанинская компания. А весёлые школьные рюкзачки, залеплены этими начивками. Вот вам вырастает новое поколение из наших детей (от обезьяны). Только  нашими ли детьми они будут? Время близко и этого не видит лишь слепой.
    Если вы когда-нибудь веяли на ветру семена, пшеницу или овёс с поля, или семечки с огорода выколоченные из шляпок, то конечно заметили: вначале семечек много, больше чем плевел. Но вы перевеивали свой урожай на несколько раз и к концу образовывалась куча плевел и в ней немного семян.
 Господь, добрый Хозяин, Он не оставит среди плевел ни одной пшенички, а потом  - конец. Вот уж и два процента от ста выбраны в Божии закрома, а что там останется после этих начивок? Поколение новое и незнакомое! Скажете — это мелочь? А когда куклу Катьку заменили на куклу Барби, тоже мелочь была, однако многие наши Барбистки не хотят рожать, а наряжают себя и уродуют своё тело, (не будем повторяться). Я просто уверяю: что посеяли сегодня, то очень скоро и непременно даст урожай. Марфа внимательно выслушала проповедь матушки до конца и поставила точку: «Господи Сил буди с нами... Господи Сил помилуй нас».

                ОТКРОВЕНИЕ — ЖЕРТВЕННАЯ ЛЮБОВЬ!

   Читали подруги Марфин грубый перевод канона Кресту и дивились. Раньше всё вроде было «и так ясно» и даже скучно, потому что вроде об одном и том же, а теперь каждое слово, как откровение ложилось в душу. И слова эти были -  радость и наслаждение. Трапеза Господня, рай, поток сладости, влекущий в вечность. Они молчали, чтобы не спугнуть Это. Говорят, что рай и ад — это состояние души. И ещё: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я среди них.» Это было откровение. И они хотели остаться навсегда в этом раю. Слова заговорили по новому и матушки пили из потока сладости, и понимали, что жертвенная любовь, это суть их жизни, это и есть создание человека по образу и подобию Божью, и передать такое нельзя, это можно только переживать опытно. Они понимали, что Троица, Она и есть Жертвенная Любовь. И отдавать себя ближним, даже до смерти — это истинная Жизнь, которую потерял Адам преслушанием. Поэтому и мученики радовались и бежали на подвиг. И не чувствовали боли, её покрывало горение любви по Бозе. И если мы сейчас этого не понимаем, то потому что мир после падения перевернулся с ног на голову. Но есть один реальный пример такой любви на земле. Это любовь матери к чаду своему. И выше ничего нет среди людей. Недаром говорит Господь: Если даже мать оставит тебя, то Я не оставлю. Мать носит в утробе своей дитя и уже любит его, хотя знает (по окружающим примерам), что много скорбей ей придется перенести, но повторимся: (1 кор 13) Любовь — долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зло, не радуется неправде, сорадуется истине, всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит, любовь никогда не перестаёт. Вершина такой жертвенной  Любви — Господь, и нам заповедано стремиться к этому совершенству. Где учиться этому совершенству? Так вот оно в канонах  растолковывается нам, - Но открывается только Духом Святым!

                Канон Животрворящему Кресту, глас 2, среда.
    Спасение соделал посреди земли, собирая все языки, как враг пленил Адама древом снедным, так Господь пленил врага древом Крестным и страстью Своею. На это и пришел второй Адам, найти задлудшего и оживить умершего. Просветил земных Крестом и призвал на покаяние грешных, взыщи меня заблудшего, Пастырь добрый и причти стаду Твоему.
    Дево Мати горько плакала: Вольно умираешь на Кресте смертию поносной, чтобы всем даровать жизнь вечную.
                Крестное стояние — есть падение бесам.
 Преступив первую заповедь, Адам от сада смерть принял, распявшись же на древе Христос, смерть вкусив, бессмертие всем даровал. Крест, водрузившись на земле, стал падением бесов. Прежде изгнанный человек снова в рай входит. (он на земле ещё может быть в раю, как на горе Преображения, а после смерти душа относится в Царство Небесное — выше рая?) Слава Тебе, Боже!
(мученикам) Агнцы словесные, заколаемы и мучимы, пренесены были Закланному, яко овчата и ныне Святую Церковь первородных просвящаете.
Крепкое стояние творяще, лукавых врагов низложили, мучемые — блаженной кончины сподобились.
 (Богородичен) Священный пророческий лик Тебя нарицает: дверь непроходную, землю избранную, гору несекомую, Владыку всех родила еси.
Образ отчей ипостаси (Сын) из Тебя приял смешение, Дева, и истлевший образ Адама прославил и нова сотворил. Изменивши образ праотца Адама, возвела еси естество к Небесным.
   
     Процвела пустыня — языческая неплодящая церковь — пришествием Твоим, в ней утвердилось моё сердце. Распинаем, поколебал всю тварь и верных утвердил, воспеваем снисхождение Твое, Господи!
Утверди нас в Тебе, Господи, крестом убивший грех. Ни язык людей, ни ум ангелов не может объяснить Твое рождество — оно выше естества и смысла.
    Пришел от Девы ни ходатай, ни ангел, но Сам, Господи, воплотился, и спас всего меня, человека. Слава силе Твоей, Господи! Упразднил начало лютого миродержца, на древо возносим, и клятву уничтожил. Славим Тебя спасенные Тобою.
(мученики) Умерщвляемые, врага до конца умертвили, жезлом стружемы, мёртвую дебелую кожу сбросили и славою облеклись. Усекаемые во главу, лукавых сил главы отсекли и вечную славу наследовали.

  (Богородичен)
Воссиял из утробы Девы, отчее зарение (отблеск славы), просветил вселенную, бесову тьму уничтожил. Каплей умиления одожди и озари сердца зной, и мутные потоки помышлений останови. Оружием страстей уязвленна, исцели, Дево — копием и кровию распятого Христа. Прохлади мя покаянием.
  Тобою, Христе, от ночи неведения к Светоначальнику Отцу Твоему приведены. Началозлобного змея заклал, потому что не терпел зрети заблуждаемого, его же руками создал; На древе умерщвляем, оживил Адама от древа запрета умершего. Распятием Твоим царствующий грех потребился.

(мученики)
Сосуды Духа! Законно пострадал лик Святых Твоих страдальцев. Беззаконных посрамили,(едине Законодавче) силою Твоею. Неугасимую свечу свою соблюли, напоиша богато кровьми своими и в божественный чертог получили вход. (Притча о десяти девах!)
(Богородичен) Родила Бога истинна и человека естеством, тем же Тя славим.
     В бездне греховной валяяся, неисследованную бездну Твоего милосердия призываю, от тли, Боже, возведи мя. (мы болеем тлением!) Иже тлением болящие, нетлением обогатил. На пути жизни заблудшего мя, часто впадающего в греховное беспутие, на путь покаяния настави.
(мученики) Сыновьями становитесь безначальному Родителю (Отцу), святыми страстями уподобившись Сыну, потому и братьями вас называет. На кресте возвышаеми, как Владыко, и копием прободаемы, на огонь же и воду разделяемы сподобляетесь, колесы богоносные.(это нам непонятно)

  (Богородичен)
Бог воплотился от девственных Твоих кровей, обожил человечество, и меня, страстями оскверненного и истлевшего вражьими кознями, избави молитвами Твоими.

        От Твоих нетленных ребр искапала кровь, ею тварь освятилась, реки многобожия иссохли и явились тучи благочестия, суха прелестей исчезла. Дивен Бог во святых Твоих мучениках.
(Богородичен) Плоть из Твоего чрева приемлет и зрим бывает Невидимый. Распятие приемлет, клятвой называется, от клятвы спасает всех, Владычице.
Божественное рождество обновило нас, сделало чадами и сынами Дня и Света, и спасаясь взываем: Благословите вся дела Господни Господа.

      Твоею раною исцели сокрушение и окаянство мое, и меня (погребенный образ Твой лукавыми грехами и страстями) очисти страстию Твоею.
    Бог пришел обновить Адама, ядию в тление падшего люто.   Возносим на кипарисе, певке, кедре (в одном Кресте) имел едину ипостась (Сын) во двух естествах, да спасеши наше человечество. Креста Твоего древо, древо живое, показал еси нам, верующим в Тя. Крестом  упразднил имущего державу смерти, нас оживил, умерших от грехов. Господи, слава тебе. Волею обнищал, обнищания ради Адамова и распятие принял, чтобы освободить нас от работы вражия.
(мученики) Крестом, как щитом облеклись, невредимы явились от всех стрел содетеля злобы тем же ныне того попираете, того ругаете, как худую птицу всегда. Земля приняла вашу кровь, небо приняло ваш божественный дух, с ангелами божественному престолу предстоите, страстотерпцы — мученики, церковные столпы непоколебимые. Ваши мощи святителям похвала и церквам благолепие.
    Глас Ти приносим разбойничь и молимся: Помяни нас, Господи, во Царствии Твоем! На Крест вознесся, Спасе, и вознёс всё человеческое естество, непрестанно поющее Тя. Адамово рукописание (грехи наши) копием Твоим разодрал и записал того в книге Жизни.
   Отец пребезначальный, Сын собезначальный, да поется в единой чести и славе вместе со Святым Духом. Троица Святая — Слава Тебе!

      Матушки сидели у окна и смотрели на кладбище, усыпанное памятниками, звёздами и крестами. Говорят: то, что тебе на могилу водрузили, с тем и к Господу на Суд прийдёшь. Юродивая уже себе крест заготовила с подписью и фотографией в кольчуге Георгия победоносца. Марфа тоже обеспокоилась о кресте, с которым ей прийдётся в последний путь шествовать. Раздумывала, заказать или выбрать из выброшенных богатых крестов — вместо них на могилах мраморные памятники понаставили. В дверь кто-то поцарапался и на пороге вырос тощий племянник послушницы. Он улыбнулся во весь свой беззубый рот и радостно сообщил, что в монастыре ему жить надоело и он пока обоснуется здесь у любимой тётушки. - Ох, Виля! Скорее всего, это ты им надоел? Виля беззлобно согласился: - Наверно! - Он  достал из сумки телефон с наушниками и кучу проводков и зарядок. Разложив всё это на гладильной доске, он включил телевизор и прилёг на Марфин диванчик.

    Ну вот и крест твой прибыл - засмеялась Юродивая. - Давай расселяться будем. Она позвонила каким-то своим знакомым и те вскоре подвезли старый разваливающийся диван для Марфы. Его поставили в уголке кельи, где обитала матушка. Тётка вытащила из-под племянника свой старый, но ватный матрац и подушку, набитую не ведомо когда и непонятно чем. Вилька посоветовал положить под рёбра брёвнышки, так делал в монастыре его знакомый монах, чтоб служба мёдом не казалась. Себе же он запросил самую чистую простыню и новое одеяло. Пришлось купить и одеяло и подушку, так как запасов постели в келье всё равно не было. Вилька вытянул на белой простыне свои длинные ноги и с удовольствием объявив, что его всё устраивает, включил свой телефон с песнями Стаса Михайлова. Юродивая остановила его и сказала строго: - Ты, Виля, музыку вообще на кладбище не включай, Видишь, вокруг покойники отдыхают от мирской суеты, а ты им Стаса Михайлова... нет, и песни про ВДВ им тоже не нужны, и даже Надежда Кадышева им ни к чему. Они ведь упокоились на веки. - Вот у вас тут как и в монастыре ничего нельзя, а я без неё жить не могу... Без кого?.. Да без песни.

Тётка пообещала купить ему ещё и большие наушники, но новый квартирант ерепенился. Тогда в переговоры опять вступила строгая матушка: - Я тебе не мать Марфа (так называл её племяшка), сейчас вызовем скорую и пусть тебя везут в Никольскую психушку. Там  успокоительный укольчик вставят и будешь спать день и ночь, пока не поумнеешь. - Не надо психушку, я не дурак и так всё понял - сразу успокоился гость.

     Надо объяснить откуда взялся такой Виля и что он из себя представлял.
Отец и мать его — ярые коммунисты и безбожники. Даже и имя дали сыну Вил, то есть Владимир Ильич Ленин. Но когда увидели, что мальчик сильно отстаёт в развитии сдали его в детский дом для умственно отсталых детей и укатили куда-то на Север, да там и канули. Вила забрала к себе из детдома под опеку его двоюродная бездетная тётка Марфа — мать Марфа. Она окрестила его в Церкви и батюшка дал ему другое имя - Вил. Это сербский мученик, объяснил он. Мальчик сильно отставал в развитии и опекунша его ни в какие школы не сдавала, а обучала дома по псалтири и Евангелию. Сначала Вилька и ходил и разговаривал очень плохо. Но после занятий у логопеда, постепенно разговорился и стал ходить почти хорошо, только смешно размахивал руками.
Рос он при церкви, мать Марфа причащала его и учила Закону Божию. Мальчик был добрый и услужливый. Всем помогал и дарил подарки — любые безделушки. Ему очень нравилось дарить и он всегда спрашивал, где будут хранить его рисунок или поделку. Позднее он научился вышивать крестиком и Марфа не жалела своей пенсии лишь бы занять свое чадо полезным делом. Она покупала Вильке напечатанные на ткани иконы, он вышивал их и дарил тем, кого нужно было задобрить. У них каменное сердце поэтому их надо пожалеть, уверят он. Мальчик жил в каком -то своём особом мире. У него было много друзей из взрослых, а мальчишек он обходил стороной , потому что дети, народ жестокий, они обижали его, смеялись над ним и строили ему всякие козни. Позже он стал ездить по монастырям, но терпения у смиренных послушников на Вила не хватало и он возвращался к Марфе. В последний раз Марфа  уже вместе с Юродивой отправили его в очередной монастырь и он там относительно долго подвизался. Работать он умел благодаря стараниям тётки. Мог косить, убирать навоз, пилить и колоть дрова , носить воду, чистить снег. топить печь, но всё это под надзором въедливой Марфы. Даже научился чистить картошку и жарить яичницу. Однако это он делал по какому- то своему распорядку и не у кого пока не получалось подстроить парня под себя. Вильке шёл уже 34 год, все зубы выпали, но он боялся очень врачей и никому не давал починить свой «жевательный аппарат». Впереди торчал последний жёлтый зуб, но племянник даже слушать не хотел о зубном враче. Юродивая успокоила Марфу: вот и хорошо, он этим зубом всех девок распугает. Лишь бы девство сохранил, помоги ему Господи!   

   Келию разделили занавесками на углы. Сразу у входа образовался угол  Вила. Здесь стоял его диван-кровать, была полка с книгами про ВДВ и несколькими  церковными книгами, также диски с фильмами, несколько флаконов духов, которыми новый постоялец душился по праздникам и воскресеньям. Тут же лежали несколько детских его фотографий и альбом с монастырскими послушниками. Следующий угол был за печкой. Там висел умывальник всегда без воды и стоял домашний стул-туалет, так как зимой и ночью ни старухи ни Вилька — инвалид ходить на улицу не могли. Рядом кухонный угол с двумя старыми столами без ножки и с двумя шкафчиками для посуды и продуктов, а холодильник пришлось поставить в холодном коридорчике. В переднем углу было несколько икон старинный комод с лекарствами, тетради с  записями из святых отцов и читаемые в данный момент книги. Круглый стол напротив окна, чтобы наблюдать за открытым днём храмом, и по бокам его, как два крыла, стояли полуразвалившиеся диваны для отдыха: Марфин и матушкин. Между столом и печкой (плитой с прямой трубой на вылет) серела скрипучая дверь в холодную половину дома. Там была рухлядная, и некоторые запасы продуктов на малое время, там же стоял зимой велосипед Вильки и вообще чего там только не было за этой скрипучей дверью в холодную. Даже старые металлические иконы из храма ютились  у стеночки. На веранде стояла стиральная машинка старого образца, летом велосипед Вильки, и стеклянные банки для консервирования овощей и ягод. Короче жили, мягко выражаясь очень тесно, но не в обиде. - Вы, как Мария и Марфа из притчи - смеялся над матушками всегда довольный Вил. - А ты, наш брат, четверодневный Лазарь, отвечали подружки. - Тело, душа и дух, вот тебе и человек в полном комплекте.

   Неожиданно для Вила, батюшка Александр взял его истопником  в Воскресную школу при храме Преображения. Вил с радостью согласился и старался угодить матушке Ольге: она была там главной (по словам Нового кочегара). А батюшку он называл начальником и никого больше не слушался. Там его и подкармливали в трапезной, а матушка подхваливала и говорила, всем, что Виля теперь главный по отоплению, чем окончательно пленила его сердце. Племянник весь день пропадал в кочегарке, а вечерами вышивал для своих новых друзей иконы, теперь уже бисером. Перед сном он звонил матушке и деловым голосом докладывал, сколько брикетов прессованных опилок было им заложено в печь. Дела снова вошли в размеренную колею и матушки вернулись к своим канонам.
     (продолжение следует)