Бодрого духа, уважаемые лирики-панторимисты!
Подведу некоторые итоги.
В феврале ведущий отправил около ста шестидесяти оповещений-приглашений. И один раз пускал конкурс в анонс.
На конкурс прислали панторимы двенадцать авторов. Одиннадцати авторам я сделал замечания, в основном, по рифме. Также подробно объяснял, цитировал из условий, давал советы, просил переделать или предлагал прислать новый панторим. Увы, не все авторы устранили нарушения, поэтому до конкурса дошли только восемь стихотворений. Четыре принял в феврале, четыре – в марте. И это хороший результат. Проделана большая работа со стороны ведущего и со стороны авторов, которые прислушались к замечаниям и устранили недочёты, чем порадовали Бодрого Духа. Также радует, что некоторые участники работали над текстами, улучшая их, даже после того как я принял.
Победы авторов, которые справились-таки с заданием, это и мои победы: значит, не зря тратил время, энергию, сопереживал, делился знаниями.
Отмечу любопытный момент. Один участник сразу прислал панторим без единого нарушения. Я сказал автору спасибо, что он избавил меня от указаний на ошибки, объяснений, повторений… И предложил ему добавить четыре строки. Автор добавил, кое-где поправил, опять же – все требования соблюдены, о чём я автору написал. Но он засомневался: правильно ли зарифмованы два слова. И мне пришлось объяснять, приводить аргументы, что всё хорошо…
Приношу извинения: в своей конкурсной заметке о панторифме я забыл сказать, что подобные упражнения нужно делать очень аккуратно, а то ведь можно и тронуться умом. К счастью, до этого не дошло, и мы переходим во второй этап нашего экстремального конкурса.
Самым популярным метром в панторимной подборке оказался анапест: четыре стихотворения. Чуть меньше популярен дактиль: три. И всего один амфибрахий!
Кстати, конкурсная заставка, которую я написал амфибрахием, тоже панторим! – говорю тем, кто не заметил…
Конечные рифмы в панторимах, в основном, мужские и женские. Встречается и дактилическая, за что автору респект.
Напомню задание:
• панторим в трёхсложном метре
• три стопы в строке
• объём: 12–16 строк
• лирика, не бессмыслица
• все стопы зарифмованы
• в каждой стопе совпадение не менее двух звуков, идущих подряд
• без стёба, строфических переносов, имён собственных и т. д.
Подробнее здесь:
http://www.stihi.ru/2021/02/05/10200
Голосуют только авторы произведений, участвующих в конкурсе.
Как и предупреждал, голосование с комментированием, для каждого участника – обязательно.
Внимание! Отзывы и оценки не публикуем от своего имени, а высылаем ведущему на эл. адрес: viperaberus@ukr.net
Рецензии будут размещены одновременно с технических страниц. Чтобы конкурсанты во время написания отзывов не подсматривали в чужие рецензии. И чтобы не могли изменить, а также удалить свою рецензию и комментарии других участников, в т. ч. замечания ведущего.
За каждый текст выставляем две оценки – Техника и Художественность.
Ориентировочные критерии:
В техническом плане оцениваем ритмику, грамматику, качество панторифм (разнородность, точность и др.), звучание, авторские находки, наличие/отсутствие неудачных инверсий, ясность речи и т. д.
В художественном отношении оцениваем лиричность, образность, худ. приёмы, стилистику, цельность, связность и т. д.
Оценки от 1 до 10. Десять баллов выставляется лучшему, на взгляд оценщика, а остальное сравнивается с лучшим.
Ставить только высокие, только низкие или только средние баллы запрещено.
Как уже говорил, на приёмке я отбирал тщательно. Поэтому стихотворений с серьёзными нарушениями, за которые можно смело поставить 1 и 2, здесь нет.
Однако оценки ниже пяти допустимы, только их нужно подробно объяснить: указать конкретные минусы и привести весомые аргументы. Чтобы автор знал, за что низкая оценка.
Пожалуйста, отнеситесь к заданию серьёзно и оцените стихи честно и объективно.
Оцениваем и рецензируем все панторимы, кроме своего.
Указываем номер стихотворения, название, и ставим две оценки.
Ниже пишем отзыв.
Пример:
0. «Лирическое», Т – 9, Х – 6.
Текст отзыва
…
Рецензируем неабстрактно, не слишком кратко и аргументированно, стараясь сказать автору что-то полезное.
Ваши комментарии должны быть направлены на то, чтобы помочь автору взглянуть на свой текст со стороны, показать ему слабые и сильные места, а не чтобы уничтожить или как-то навредить.
Если кому-то очень сложно, честно расскажите о своём восприятии: что вам в конкретной работе показалось удачным, что – не очень, и объясните, почему.
Стремитесь к тому, чтобы ваши отзывы были близки к вашим циферкам, то есть объясняли их.
На голосование и рецензирование отводится целая неделя (чтобы все успели) – до конца марта по стихирскому времени.
Иными словами – до наступления 1 апреля 00:00 по Москве.
Не тяните до последнего дня, чтобы успеть исправить, если сделаете ошибку.
Затем два-три дня принимаем участие в обсуждении.
В процессе обсуждения участники вправе повысить оценки, которые ниже пяти (если такие будут), но не вправе – понизить.
Обсуждаем корректно, без оффтопа, флуда, картиночек, злоупотребления смайликами (смайл-флуд), спама, перехода на личности и т. п.
После обсуждения – итоги.
Прошу уважать чужой труд и не удалять свои комментарии, на которые вам ответили.
Итак, приступаем к внимательному прочтению и конструктивному оцениванию.
1. ЭТО СЧАСТЬЕ…
Уж года сединой на виски,
Иногда хоть завой от тоски,
Как волчище на блин из луны.
Словно нищий – один, без жены.
Наконец я судьбу повстречал,
Для сердец строить будем причал.
С той, что встретил, похожие мы:
На две трети в прихожей зимы.
И в её непорочных глазах
Кисеёй одиночества страх.
Но поверь мне – те дни смоет с глаз,
Мы теперь не одни. Двое нас.
А двоим зла прилив нипочём:
Устоим, навалившись плечом.
И ненастья пройдут стороной.
Это счастье – ты тут, ты со мной!
2. СКИТ
В инее стонет тайга.
Синие кроны. Пурга.
Лютые тени в ночи.
Жуткое пенье печи.
Вечность застыла в снегах.
Нечисть бьёт с тыла впотьмах.
Скит на просёлке в бреду:
Щит его – ёлки да Дух.
Брезжит в оконце огонь.
Грезит о солнце гармонь, –
Снятся весенние сны,
Мнятся мгновенья весны.
3. ВОТ ТАКАЯ…
Вот такая в миноре весна –
Если верить досужим приметам,
Потакая теории сна,
Где-то двери остужены лета.
В эту тишь под лав-стори с дождём,
Где порталы – растущие лужи.
Ты грустишь априори о том,
Как же мало нам в сущности нужно.
Лишь бы воздух – прогрет и певуч –
Возвестил приближение лета,
И мимозную веточку луч
Осветил бы скольженьем рассвета.
Чтобы в прошлом сугубо бои –
Та судьба давних уз и усилий,
Чтоб непрошено губы мои
На губах твоих вкус сохранили.
4. В СТЕПИ
Белеет равнина степная,
Укрыта пушистым ковром.
И зреет сравнимость иная
С открыто лучистым костром.
Высокое, чистое небо,
А воздух прозрачен и свеж.
Высь ока да истая небыль –
На роздых означен рубеж.
И дышит все снежной прохладой
При лёгкой волне ветерка,
Что слышится смежной усладой,
Прилёгшей вполне с вечерка.
А в душу с прекрасным вникая,
Надежда родит нам ампир.
Но душит, напрасно втыкая,
Невеждам кредита вампир.
5. НЕ ЛЕЗЬ…
Зарасти бы планете цветами!
Но строг март, не спешит по прогнозам.
Взаперти замер снег, и не тает
В закромах у души – передозом.
Подобрел бы с утра март, пожалуй,
И зашил, пожалев, раны счастьем:
Брадобреи – ветра раздражают,
И за шиворот лезут нещадно.
Мне бы млеть у морей на сиесте,
Парашют взять в кредит, реять грифом…
Словно плетью огрел март: – Не лезь ты,
Видно шутишь? Иди в панторифму.
6. ПИЛИГРИМ
Что ж ты потерян для дома,
Странник, украденный ветром?
Штормом житейским ведомый,
Рано утративший веру.
Поиск напрасен и долог,
Метром не смерить усталость.
Вспомнишь не раз ты о доме –
Месте, где сердце осталось.
Стоптана обувь не в танцах.
Мыслится: странно ли это,
Только мы оба скитальцы,
Мы – магистралей поэты.
Сдержан и рифмами скован,
Стих мой угаснет незримо.
День догорит, но нескоро
Стихнет рассказ пилигрима.
7. ЮНОША ВЛЮБЛЁННЫЙ
Заоконного шума мелодия,
Зимней ночью над городом тайна.
На балкон! – и пишу на природе я,
В одиночестве гордом, мечтая.
Иногда (это рок для художника)
Я немею в восторге душевном:
Вижу даму напротив, похожую
На камею – в узоре волшебном.
Ощущаю во сне как пророчество,
Что красу эту встречу я снова.
Если счастье к весне приурочено,
Припасу Ей сердечное слово!
8. ЧАШИ СИИ
Сладкую чашу любви
Выпить нельзя в одиночку.
Младости час отловив,
Выхлебать взялись за ночку.
Полную чашу разлук,
Выдаст судьба для баланса.
Волны курчавые мук
Выпадут баном без шанса.
Терпкая чаша вины,
В пики покрасились червы,
Дерзкие часто должны
Никнуть с причастием серы.
....
Треснувших чаш пустота,
Кровь охлаждающий полдень,
Грешностью наши уста
Вновь никогда не наполнят.
--
* Работы размещены в порядке принятия на конкурс.
Бодрый Дух (Андрей Медведев)