Читательский обзор. Рыжая Ляля. Март-2021

Большой Литературный Клуб
Стихи, поэзия – что это такое?
Только ли тексты, звуки, ритм, эмоции? А может это  загадка, оставшаяся неразгаданной. Крутится волчок, точка опоры одна – читатель, с его сиюминутным настроением или с устоявшимися взглядами на окружающее.
А скорее всего происходит взаимодействие и того, и другого. Потому какие-то стихи волнуют, а другие оставляют равнодушным.
Где она настоящая современная сетевая поэзия? Можно порыскать в уже готовых подборках, так называемых «золотых» стихах со Стихиры, которые заботливо скомпоновали: заходи, наслаждайся. Там много хороших текстов, некоторые копируешь «на перечитать». Вернешься? Да, возможно.
 
А есть и та поэзия, которая рядом, – это звуки природы, звуки животных, птиц, насекомых. Приятные или нет, но это поэзия: там есть размер, там есть ритм. Разве не поэтичны воркование голубя, «мурлык» кошки или «говорок» попугаев. Автор – даже обычный дятел. Садится он на излюбленную иву и давай стучать морзянку. Успеешь записать – вот тебе готовый ритм для стиха. Звуки глухие, глубокие, слушать и смотреть на красавца одно удовольствие.
Или, к примеру, собаки, когда они радуются и не могут сдержать голосовые эмоции. В этих звуках есть и размер, и ритм. Напишу про своего сеттер-гордона, спасённого из еле ходячего полускелета. Сеттеры – порода из «говорливых», уж что только он нам не вещает на своём собачьем. Рифмы у него и женские, и мужские– Ая, –Ую, –авА, –амА. Если кто осмеливается подсесть к нам в лифт, он разговор не останавливает, как песню поёт, интонацию, паршивец, такую сделает, что народ реагирует: «жалуется собака». А я возьми, да и обучи его произносить «мама». Едем в лифте с культурной женщиной, прошу собаку сказать «мама» – он берёт и говорит «У-мАма». Понятно, что зритель в восторге, я довольна – моё соавторство, но у автора, как и полагается собаке, идущей на прогулку, другое на уме.
Вот они – поэты, не ищущие славы, и  настоящая поэзия ;, а может и не она?

Возвращаюсь к лонгу. Прочитав весь блок стихов, я поняла что набирается сюжет, в котором есть взаимосвязь текстов одинаковой смысловой направленности. Но некоторые хорошие стихи неизбежно оказались не охвачены, извините, авторы, пыталась собрать блоки на тему любви, природы, стихов, музыки, и не всё подошло для композиции. Учитывая шуточное настроение мартовского тура, поддержу его и в своём искусственном сюжете.

Хитрый Виктор Фишкин в своём Обзоре запатентовал характеристику «замечательный» стих, и надавал к ним замечаний. Пришлось изобрести своё определение – «полезный» стих (патентую). А действительно, если стих написали, значит это кому-нибудь нужно. Поищем в них пользу, если не найдём иное.
 
Следуя сюжетности повествования, начнём как в известном фильме.
 
Фигура первая. За любовь!

Итак, 21 марта, ночь, воскресенье. Столица. Три совпадения привели прямиком к Анне Андреевне (интересная деталь: посмотрела календарь января 1917г, когда были написаны эти стихи, 21 – это воскресение. То есть написали их в ночь на понедельник, 104 года назад):

Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.

И от лености или со скуки
Все поверили, так и живут:
Ждут свиданий, боятся разлуки
И любовные песни поют.

Обсуждать мы будем чувства мужчины и женщины.
Наверное все видели одноименный французский фильм с пленительной музыкой Френсиса Лея, которая растворят в себе как вода соль. (Ссылка на 2-х минутный ролик с музыкой. http://clck.ru/Tw9Gh ). Режиссёр показал среди обычных будней человеческие эмоции: незаметными акцентами, еле видимыми штрихами, интонацией, говорящими взглядами, и вот оно – рождение любви.
Примерно такое же чувствуется в представленном тексте. Сюжет похож на кино, сценарное построение: ближний план, дальний, взаимосвязь образов:

ЛАНА ЮРИНА «Такая зима»
http://stihi.ru/2021/03/07/5548 отборочный тур для резидентов

По зиме забываешь, что было, плевать, что будет.
Тощей псиной февраль притулился под левый бок.
Не скажу, что одна – где-то есть воробьи и люди,
а шепнёшь в пустоту – непременно услышит Бог.

Шерстяные носки, подоконник, и чашка с чаем.
Зимний мир за стеклом – нереально-прозрачно-бел.
Словно сон предрассветный, который всегда случаен.
Словно линии наших сплетённых под утро тел.

Пробежаться б за хлебом, да как белизну нарушить?
Обросла вся планета невиданным снежным мхом.
Осторожно по птичьим следам семенят старушки.
Разноцветных детей высыпает в сугробы дом.

И такая зима – что не знать бы, не ждать, не помнить,
сколько слов умещается в нашей привычной лжи...
Я стою у окна, жмётся к боку февраль бездомный.

А потом ты приходишь.
И я начинаю жить.

ЛГ в окружении обыденности, за окном: люди, птицы, дети, дома – завтрак.
Понравилось: «Разноцветных детей высыпает в сугробы дом».
Повседневные знакомые детали, но «играет» финал – настоящее чувство, преобразующее картинку в романтическую историю: «А потом ты приходишь.
И я начинаю жить.»
Дверь открылась: и шагнула любовь. Красивое кино!
Полезное: пересмотреть на досуге к/ф «Мужчина и женщина», полетать вместе с героями и вспомнить об этом стихе.
Но всё-таки ЛГ зря не сбегала за хлебом, думается, что мало какой мужчина, вернувшись в дом, не попросит еду. Как известно любовь любовью, а кушать хочется всегда. Считаю это легкомысленным упущением автора, которое срочно нужно устранить, а то, а то…

А то может случиться и такое кино, в котором неожиданно появится другой образ, а вдруг это коварная Фам фаталь, которая умеет растопить не только лёд:

РЫЖАЯ ЛЯЛЯ «Автостоп»
http://stihi.ru/2019/01/26/2478 номинатор Ильдар Харисов

Лаванды острый аромат,
и вечер – смел, тягучий взгляд,
и дождь не в меру.
В салоне слышен тихий альт,
а убегающий асфальт –
как заяц серый.

Растает речь – всё ясно так:
воздушно-капельный контакт,
и мне неловко.
Все светофоры обрекло:
одни зелёные назло,
нет остановки.

Переключатель скоростей –
поддержка гибельных страстей:
моё колено –
его рука, и взгляд в глаза.
Погибнем вместе, станем за…
почти мгновенно.

И белый свет, где плачет дождь –
неожидаемо хорош, –
для нас погаснет.
Едва касаемся земли,
господь, скорее свет пошли:
на счастье – красный.

Возможно, что у ЛГ непростое материальное положение, и он перемещается автостопом, но зачем же автору рекомендовать такой весьма опасный способ, да ещё и как вариант знакомства? Транспорт – вообще не место для этого, но уж если из-за непредвиденной ситуации пришлось-таки воспользоваться автостопом, то хорошо бы вначале поинтересоваться семейным положением водителя, прежде чем брякаться в мягкое, но чужое кресло.
Полезный совет автору: не писать короткой строкой, в длинную – можно уместить не только этот важный вопрос, но и выяснить есть ли жилплощадь и каковы доходы. Не произошло. Потому далее по тексту подтвердились мои слова об опасности легкомысленного поведения. А потом – «господи-помоги, мама-я-беременная». Раньше надо было думать!
--

Любовь кружит голову, кто этого не испытывал, тот, можно сказать, и не жил.
Вспомним, как сказал о влюбленных В. Хлебников:

Люди, когда они любят,
Делающие длинные взгляды
И испускающие длинные вздохи.
Звери, когда они любят,
Наливающие в глаза муть
И делающие удила из пены.
Солнца, когда они любят,
Закрывающие ночи тканью из земель
И шествующие с пляской к своему другу.
Боги, когда они любят,
Замыкающие в меру трепет вселенной,
Как Пушкин — жар любви горничной Волконского.
--

Не верите? Вот вам доказательство, что может произойти  с влюблёнными:


НАТАЛЬЯ РАЗУВАКИНА «Гаси ночник – и так от снега свет» http://stihi.ru/2021/02/13/522 номинатор журнал "Витражи"

Гаси ночник – и так от снега свет.
В окне метель – и по небу, и ниже.
Живых насквозь, нас на живульку нижет
От снега свет на целый белый свет.

Заметил, заметелил, охранил
От странных непрощений и иллюзий
И завязал в неукротимый узел,
Испепелив – иссопом окропил.

Иссоп – трава, по Далю – зверобой.
Про синий зверобой приснятся дали.
В сандалиях по февралю и дале
Легко, легко повязаны с тобой.

Кто зверь кому, и кто к кому приник?
Снаружи плен, и нет нежнее плена,
И снежный пепел сеешь на колено,
Задумчив, как послушный ученик
Последнего светила во Вселенной.
Всё снег да снег. Гаси уже ночник.

В сюжете страсти: любовь кружит не по-детски, а тут еще и снег постарался – сначала «живых насквозь» нанизал на живульку, потом «отметелил» и  завязал в «неукротимый узел». Как тут не потерять голову? Иссоп (семейство яснотковые, – шалфей, сальвия) становится зверобоем (семейство зверобойные). Зачем-то появляется Даль. Известно, что третий – лишний. Но Даль, может и не Даль, а даль. Да и какая разница любящим, если они вдруг из крепкого узла оказались уже «легко повязаны». А им что крепко, что легко – всё нежный и желанный плен. Ну и счастья им! Берегите горячее чувство разными способами.
--

А задумываются ли влюблённые о законе сохранения энергии? Может, иногда стоит невзначай спросить об этом любимую. Но ведь не спрашивают, не до этого им! Отсюда и последствия: сколько ни старайся, горячее начинает остывать. И только у самых хитрых и заботливых чувства могут зреть совсем как дыня или арбуз. Вот ведь как хитро устроена настоящая любовь – она сближает во всех смыслах, роднит не по принципу кровного родства, она лишает чувства эгоизма, в чём ещё раз убеждаемся из следующего стиха.


НАТАЛЬЯ ВОЗЖАЕВА «сиюминутность»
http://stihi.ru/2021/02/11/292 номинатор журнал "Витражи"

Что мне нападки и хула –
Закрою, где сквозит.
Мой дом уютен, как халат,
И так же неказист.

Но прибран, вычищен, умыт –
На окнах кружева.
Любовь поблекла, как и мы,
Но, как и мы, жива.

Остыла печь, в ней нет огня,
Но под золой тепло.
Теперь у нынешней меня
К тебе так мало слов.

Считать не станем январи,
Отпущено – прими.
Смолола мельничка–вари,
От кофе ли щемит?

На завтрак немудрёна снедь–
Оладий напеку.
Смотри, идёт незрелый снег,
Стучит по козырьку.

Ты на крыльцо? Пальто надень.
Не искушай зимы.
Как краток век, как долог день,
Сиюминутны мы.

Неспешно, в домашней обстановке (Мой дом уютен, как халат,/ И так же неказист.), обыденно, простыми словами, но как проникновенно! «Теперь у нынешней меня/ К тебе так мало слов.» – а к чему их много, когда понимание идет по взгляду, жесту, на уровне ультразвука, как у животных. Это родство душ, единообразие, это контрастное сосуществование «незрелого» снега!! и  зрелой любви.
--

В жизни случается разное. Как и следовало ожидать, в нашем сюжете тоже случились стихи всех мастей. Было ли здесь чувство таким же как в предыдущем стихе, судить читателю.
 
МАРИЯ АБАЗИНКА «Объятие kks» http://stihi.ru/2021/03/06/2613 номинатор журнал "Тропы"
Киммерийский (крымский) сонет
        De asini umbra (лат.) – "о тени осла"
        т.е. – "о пустяках"
       

Причина многих бед, порой, мала:
Привычка, глупость, скука, лень… и скоро
Становится уже предметом спора
Меню на завтрак или тень осла.

Мы слишком долго рядом, будто вечно.
Казалось – нескончаемо везло:
Влечению всегда есть шанс ответа.

Но вот и в мир уже закралось зло:
Из жизни исчезает незаметно
Рукопожатий мирное тепло.

Встречаться привыкаем без объятий,
Порыв добра в своей душе убив…
Он был не просто мелочью приятной –
Свободным проявлением любви.

Не доглядишь, перегнёшь палку, пропустишь важную мелочь, (Причина многих бед, порой, мала:/ Привычка, глупость, скука, лень»), а чувство в это время остывает и уходит, не прощаясь и не сообщив заранее.
--
Извечные вопросы кто виноват и что делать. Хоть камень привяжи, возьмут и выплывут они на поверхность – непотопляемые как воздушный шарик. Кто-то проткнёт его иголкой, шарик – сдуется и вроде нет проблемы, но наша брошенная женщина от отчаяния поступит по-другому: она и трамвай на скаку остановит:

АЛЕКСАНДРА ЮСУПОВА 2 «Немосковское» http://stihi.ru/2021/01/12/5419 отборочный тур

Хочется плакать, уткнувшись лицом в январь.
Хочется выпить и снегом заесть тоску.
Если я в Туле сейчас угоню трамвай,
можно ли за ночь на нём прикатить в Москву?

Выпью — и славно! Коньяк шелковист на вкус,
с лёгкой горчинкой в желудок скользит бальзам.
Мне бы насытиться мёдом из божьих уст,
чтобы тебя не искали мои глаза.

Мне, тонкокожей, отчаянно жмёт развод.
Виски, коньяк, лимончелло... А я — трезва.
Ты не вернёшься ни в гавань мою, ни в порт.
В нас, одиноких, не верит твоя Москва.

От незакрытых гештальтов штормит ковчег,
к тварям по паре с похмелья ползёт мигрень.
Завтра впускать внутривенно больной четверг,
завтра сажать в опустевшей душе женьшень...

«Если я в Туле сейчас угоню трамвай,/можно ли за ночь на нём прикатить в Москву?» и ведь сможет доехать, сможет даже без рельсов. Могу смелой героине хлебушка принести, когда мимо проезжать будет.Не только эта ироничная строка красит текст, там есть другие эффектные находки: «Хочется плакать, уткнувшись лицом в январь,»
«Мне, тонкокожей, отчаянно жмёт развод.»
 «завтра сажать в опустевшей душе женьшень»
Этакими франтами торчат «лимончело» и «гештальты»  среди привычной постной жизни, ну и пусть , может как раз благодаря им всё образуется. И я верю в  счастливое будущее ЛГ, а новую дверь, не откроешь, пока не закроется старая.
---
Читатель вправе спросить, постойте! ведь в любви есть второе действующее лицо. Не может он – мужчина, остаться безучастным и забытым нами. Конечно нет, мы его отыщем, и всё вам расскажем. Вот таким герой вернулся с другого континента. «Вот он во всей красе» – скажу словами героини фильма.

ВЕНЯ БЛИН «Блудный сын» http://stihi.ru/2021/01/26/1466 квота ГР за редактирование отборочного тура

Вернулся я. Спешил, как в Божий Храм.
Во мне мой город ныл по вечерам
И столько лет под утро детство снилось!
Мотался я по джунглям и горам,
Монмартрам, брайтон бичам, северАм,
А здесь – ну ни хрена не изменилось:
Ни кирпича, ни звука, ни гвоздя:
Вороний гвалт, цыганки, хрип шансона,
На площади вокзальной бюст вождя,
У почты лужа – в дождь и без дождя,
И голая скамейка у газона.
За стенкой бьет подругу новый жлоб –
Дала на опохмелку, сука, чтоб,
На рынке беспредел кавказских кланов,
Удобство во дворе на восемь жоп
И мочеиспускательных каналов.

Я женщин не знаток, но не профан –
Глазам не верю: Зойка, это ты ли?!
Зачем же я всю жизнь шерше ля фам
С размером бюста минимум четыре?
Зачем же я по миру так давно
Мотаюсь, словно в проруби говно,
Как полтанкиста в обгоревшем танке...
Зачем сказал «люблю» американке?
И мне «O, yes!» ответило оно.
Уж лучше бы глядел на двор в окно,
И по субботам с другом на полянке
Пил пиво из пятилитровой банки
И трахал всласть супругу Зойку, но
Бил крайне редко, разве что по пьянке,
И целовали б смачно, как в кино,
Меня в подъезде шустрые пацанки.
Но всем на эти тонкости начxать,
Как мне на геометрию Евклида,
Как Господу на факт, что Сталин – гнида,
Как нашей смене (ей бы лишь бухать!),
Что дохнет барс и тает Антарктида.

Я снова здесь. Приехал подыхать
От сплина, передоза или СПИДа.

ЛГ представлен в окружении множества образов, но душно от них не становится. Они просты, незамысловаты, в чем-то грубы, но ведь жизненны. Узнаваемо многое. Отмечу распространённые в стихах: « бюст вождя», лужа, голая скамейка. А куда этим образам деться, если они приметы времени. Герой наверное ждал российских картинок а-ля брайтон бич, но не случилось, он разочарован, на что потрачена жизнь?
Сделаем полезный вывод: всё потому, что он не изучал на родине геометрию Евклида, тогда не уехал бы, стал айтишником, получал бы хорошие деньги, сросся с реалом – и лужа, и бюст вождя стали бы привычными как «танковая» краска на стенах подъезда. Но тогда бы не было этого стиха. Понравилось про американскую пассию: «O, yes!» ответило оно.»
--

Другой автор представил читателю иного героя, не уехавшего за семь вёрст счастья хлебать. Возможно благодаря этому, он не развеял юношеский романтизм и посылает изящный привет  даме.

РОСТИСЛАВ ЯРЦЕВ «мужскую красоту печально...»
http://stihi.ru/2020/02/14/6673 квота Дианы Рыжаковой за ведение Гостиной
e.

I.
мужскую красоту печально понимать.
он в небо смотрится, и говорит теперь он:
«я в вас увижу то, что и не надо знать
тем, кто не ослеплён. — я, слеп и легковерен,

кричу себя и вас: не голова-сорви,
не пушечный кошмар, не плаха-недотрога,
но звон бубенчика, кузнечика любви,
запёкшийся в слезах, и — мрамор на крови —
неловкий поцелуй несбыточного бога».

так он себе кричал: жила-была печаль,
печаль была жива, перекрывала жилы, —
ты за неё один на свете отвечай
за это всё один на свете отвечай
за это всё — чтоб неповадно было

II.
как лишнее отсечь так начинают речь
прорехи без конца канцоны без начала
тебя тебя стеречь меня меня привечь
я царь я червь я вещь
и вещь всему прощала

так и тебе простят за доброту
мужскую красоту без поволоки падкой
приём приём ахилл я гектор твой во рту
я музыка в порту
смотри меня украдкой

Стихи о любви, стихи-посвящение, а потому вектор направляет к веку Серебряному, в мир эстетики, символов, тонких материй. («я царь я червь я вещь», «неловкий поцелуй несбыточного бога» – понравилось!). Строки текут, сливаются в одну, и потом растекаются на новом уровне. В фигурном катании есть скольжение вперёд и назад, не изменяя положение тела. Здесь реально такое ощущение скольжения. Повторы слов как повторяющиеся элементы катания, задуманные программой, а каждая строфа считывается как законченная и может жить отдельно своей поэтической жизнью.
Чувственный загадочный финал «я музыка в порту смотри меня украдкой». Красиво!
Полезное: посмотри предстоящий чемпионат Мира по фигурному катанию и вспомни этот стих.
--
Ловлю себя на мысли как мне приятно разбирать стихи о любви, любые. В них всегда есть понятная всем эмоция. Многословные яркие строки или акварельные, но они благотворны, как и сухие строки И. Бродского – без эпитетов, слова-удары, а красота рождается:

Я сижу у окна. За окном осина.
Я любил немногих. Однако — сильно.
Я считал, что лес — только часть полена.
Что зачем вся дева, раз есть колено.
Что, устав от поднятой веком пыли,
русский глаз отдохнет на эстонском шпиле.
Я сижу у окна. Я помыл посуду.
Я был счастлив здесь, и уже не буду.
Я писал, что в лампочке — ужас пола.
Что любовь, как акт, лишена глагола.
--

Любовь, любовь… недальновидны увлеченные чувствами. А есть ли наука о любви? И, если нет, то будет ли создана? А пока прозорливый автор собирает материал для другой науки.


МАРИНА МОЛЧАНОВА «Вторая песенка о науке расставания» любовь http://stihi.ru/2021/03/14/10344  номинатор Айна Кэм
Мы однажды поедем на дальний круг,
километров за пятьдесят,
где под ветром шумит раскаленный луг
и в траве фасетки блестят.
Под землею кроты копают ходы,
на землей летят мотыльки,
и, куда ни глядишь, никакой воды –
ни ручья тебе, ни реки.
Говоря слова, не слыша слова,
побредем по жарким полям.
Камень, ножницы, решка, орел, трава,
давний спор, где все по нулям.
Обрывая ромашки и васильки,
отдалимся к исходу дня
на дистанцию больше длины руки,
потому что не тронь меня.
Предположим, чуть позже солнце зашло,
облака ложатся ковром.
Между ними мотается НЛО,
проклиная свой космодром.
И тогда мы на станцию врозь пойдем,
без труда поняв, что к чему:
в эту сцену артисты входят вдвоем,
а уходят по одному.
На обратном пути из тучи вода
наконец проливается,
и колеса стучат свое “никогда”,
и ни голоса, ни лица.
Засыпаешь в вагоне, хотя рюкзак
упирается пряжкой в бок.
И упавший на землю медный пятак
возвращается в кошелек.

Расставание – боль, смятение чувств. Потому не будем строги, что взволнованная ЛГ рассказывает нам от имени третьего лица как шумит «под ветром» луг, сообщает, что кроты копают ходы под землёй, а над землёй летают мотыльки, расстроенная она не может увидеть никакой воды («ни ручья тебе, ни реки.»). Да и зачем ей вода, когда удалось разглядеть НЛО, мотающееся между облаками и солнцем. А ведь ЛГ также моталась между лугом и станцией, и в конце дня без голоса и лица, она все-таки находит для себя приземление на временный космодром сиденья поезда. Рюкзак и пятак в финале обнадёживают, не всё ещё утрачено. 
Наука возникла и оказалась познана – расстались и герои, и образы: разлука – штука коварная, всё от себя отторгает.
Но не тут-то было, автор заложил в названии интригу – это «вторая песенка», значит была и первая. Возможно она скрывается на авторской страничке и для углубленного изучения «науки расставания», велкам!
--

Где, где спасение измученной душе? Скажу по секрету: идите все в сад. В лес или в поле.

Фигура вторая. Очарование природы.
 

КЛАВДИЯ СМИРЯГИНА «Летний сон»
http://stihi.ru/2020/12/01/3717 квота ГР за редактирование отборочного тура
На закате солнце стынет,
окунаясь в синеву.
Ходят кони золотые,
топчут сизую траву.
Век смотреть – не насмотреться,
не напиться тишиной.
Пахнет сеном, пахнет детством,
пахнет заводью речной.

А за речкой – место голо
и корявая ветла,
да и медного обола
я пока не припасла.
И какие тут оболы
в нашей лужской стороне?

От росы подол тяжёлый
холодит лодыжки мне.
По утоптанной по тропке
на дымок, в печной уют,
где на стенке не торопко
мерно ходики идут.

Ну, и мы ещё походим,
посминаем мураву.

Бродят кони на свободе,
снятся кони наяву...

Уютное, сюжет как мини-клип – всё видишь наяву, можно сказать идёшь рядом и тоже с влажным подолом, в добавок к словам автора ещё и осока ноги разрисует;. Правда «обол» уже изрядно заооболил всё и вся, но зато нас  приглашают «напиться» тишиной, понюхать  дымок и сено. А поскольку не везде такие богатства имеются, автор любезно адресок сообщил. А зря! Понаедут, мураву – затопчут, лошадей – распугают, и голое место « за речкой» обустроят. Понравилось «где на стенке не торопко / мерно ходики идут». Даже стало интересно понимают ли иностранцы народное слово «ходики». Полагаю, они думают, что это туристы.
И лошадки понравились – благородные создания и лицо у них есть, такое как сказал Н. Заболоцкий:

 Лицо коня прекрасней и умней.
Он слышит говор листьев и камней.
Внимательный! Он знает крик звериный
И в ветхой роще рокот соловьиный.
И зная всё, кому расскажет он
Свои чудесные виденья?
Ночь глубока. На темный небосклон
Восходят звезд соединенья.
И конь стоит, как рыцарь на часах,
Играет ветер в легких волосах,
Глаза горят, как два огромных мира,
И грива стелется, как царская порфира.
--

Продолжим спокойное пребывание читателя наедине с природой. Пусть насладится короткими зарисовками.

ПОЛИНА ТАУ "Зарисовки. Предзимье"
http://stihi.ru/2020/11/01/1203 номинатор Юрий Семецкий
***(на автопилоте)

Из трясинных снов — в рассвет,
воздух утренний творожист;
в незнакомом существе
разглядишь собаку;
ожил
двор кимарящий — готовь
всем воды, еды, заботы.
Квёлой лампочки желток
в рыхлой темени разболтан,
и снуёшь туда-сюда,
в грязь растаптывая иней,
сон пытаясь разгадать —
недосмотренный
в трясине.

***(поздняя оса в сенях)

Винный дух закисающих слив
и размятого терпкого тёрна
по сеням полутёмным разлит,
и к высокой бутыли сластёна —
дребезжащая сонно оса —
липнет, пробу снимая с подтёка,
прежде парочку груш покусав,
и побившись в запале о стёкла.
Ей, затворнице, всё — задарма,
но предсмертны и сладость, и сытость:
за дверьми — жар печной и зима,
и какую оставить открытой?

***(искажение)

Пробный лёд узнаваемо хрупок
и под шарканьем скользких подошв
ненадёжен.
В шуршащую крупку
превратив припозднившийся дождь,
вечер глянет на сад исподлобья:
вид босяцкий — смотри не смотри,
не стволы, а кривые оглобли
дотлевают на углях зари.
Ох, хороша оса! Красиво автор её изобразил, с любовью! Это не назойливая семейка ос над разрезанным арбузом, а какая-то интеллигентная особь, возможно, как водится, разочарованная жизнью и проверенным способом утоляющая тоску. Хорошо пьяной осе, а вот героиня (и правда сельская героиня), не успела сон досмотреть, а глядь, живность вся в шеренгу стоит и еды-заботы просит. «Снуёшь туда-сюда», себя не помнишь, только присядешь, а на экране уже «привет» от приближающегося обеда, и опять начинай всё сначала. Очень понимаю её! Спасибо автор!
--


ЯНА-МАРИЯ КУРМАНГАЛИНА * * * («под шкафом мышь разделывает булку...»)
http://stihi.ru/2021/03/13/4242 номинатор "Термитник поэзии"
 
под шкафом мышь разделывает булку,
на чайном блюдце сгорбилась свеча.
висит звезда над темным переулком,
где кто-то злится в поисках ключа.
лишь тополей белеющие гетры
в прозрачной тьме отчетливо видны,
и на веревке хлопают по ветру
печальные спортивные штаны.
короткий день мгновеньем бирюзовым
мелькнул, ударив светом по лицу.
и жмет ноябрь, как парочка кирзовых
сапог у новобранца на плацу.
смотри, смотри, невидимый свидетель,
здесь все равны, – в начале всех начал, –
и я, и ночь, и крошки на паркете,
и шкаф, и мышь, и звезды, и свеча.

Лаконичная, но ёмкая зарисовка. В начале звуки и визуальные образы: мышь грызёт, свеча горит, звезда светит. Но «бирюзовый день» промелькнул, в права вступает вечер, человек пока еще видит крупные силуэты (тополя тополя «в белых гетрах», симпатичные «печальные спортивные штаны»), а вот маленький предмет попробуй найди: «висит звезда над темным переулком,/где кто-то злится в поисках ключа» Знакомо! И даже в светлых переулках ключ умудряется спрятаться, испытывая наше терпение.
И вот наступает ночь и всё нивелирует. Отключается одна сигнальная система, наше зрение беспомощно отступает и потому в финале образы собраны и прокатаны в один уровень – в начало всех начал, когда все предметы серы как кошки. Понравилось. Кандидат в шорт экспертов.
 Как не отметить интересную метафору: « и жмет ноябрь, как парочка кирзовых/сапог у новобранца на плацу»! Собственно, когда сапоги жмут, будет «жать» любой месяц, а не только «ноябрь», но не это главное.
А главное, и полезное, что озвучена проблема: солдату должно быть удобно, важные задачи стоят перед ним, это вам не стихи читать, и думает он, как правило, об иных звёздах. И мама его ждет, как ждут все мамы, с тревогой «а хорошо ли там моему сыночку».А сынка пишет: «мама, вручили сапоги, которые мне жмут!» Ах, мамы! Они думают о нас – всегда.
--
Если возникли солдаты и плац, то самое время вспомнить о марше и других видах музыкальных произведений.

Фигура третья. Волшебство музыки.

ФЕЛИКС ГОЙХМАН «Марш»
http://stihi.ru/2016/07/02/2559 номинатор Владимир Цюпин

Какое там к чёрту «пиано»!
Озвучат удары судьбы
тугая щека барабана
и огненный узел трубы.

А время снаружи и свыше
навалит такого песка,
что грохот, как будто по крыше
шагают в атаку войска,
покажется детскою шуткой,
покажется небылью час,
который казался нам жуткой
десницей, карающей нас...

Мы станем глупее и старше
чем были в начале пути.
Но хватит рассудка под марши
не плакать, а в ногу идти.

Как видим, не всякая музыка благотворно влияет на человека. Навалившиеся на героя проблемы не дают покоя, в голове стучит «тугая щека барабана» (автор – отлично!), а труба душит огненным узлом (второе –браво!). И слышит он только «Марш» с четкими ударами солдатских сапог.
А может быть не всё так печально? И это не люди в форме, а всего лишь детишки соседей сверху устроили беготню, не ведая про солдат на плацу, про благозвучные марши «Прощание славянки», «Тоска по Родине», и уж совсем не подозревая о существовании Пивного марша Октоберфест.  Может и ЛГ с горя забыл про них, но Свадебный-то марш для него наверное звучал? А если нет, то может у ЛГ «хватит рассудка» поменять квартиру на последний этаж и подыскивать свою половинку вместо того, чтобы самому «в ногу идти» не понятно куда.
--

ДЕНИС ТКАЧЕНКО «Марш Шопена»
http://stihi.ru/2015/01/20/5199 отборочный тур для резидентов

 Это было у моря, где волна бирюзова,
        Где ажурная пена и соната пажа. // Игорь-Северянин

Безупречным камнем не взлететь в упрямые небеса,
И безумным кроликом не сделаешь мир добрей.
Если двери открыты, почему остаешься там,
Где гуляют огни над курганами горьких дней.

Бесконечный причет автоматически теребит
Моей памяти постоянной катушечный магнитофон.
Ты была тихой девочкой, сплетенной из лент и обид,
Любовавшейся ракушками. Все остальное потом.

Это было у моря, твержу, не веря тому совсем,
Где ажурная пена Шопена. Только я не паяц, не жуир.
Я стою на набережной, как тогда стоял и смотрел,
Бестолково считая чаек. Казалось, притягивая буксир

Силой взгляда. Ведь так бывает, особенный магнетизм
Разворачивает предметы, включает обратный ход.
Но буксир от докучных зрителей успел укатить за мыс.
Магнетизм на тебя не действовал. Скорее наоборот.

— Где соната пажа? – исполняют пожарные марш,
Похоронный Шопена марш. За оркестром толпа детей.
Остается одна забота, ты знаешь, мамаша Кураж.
Запрягай фургон и в дорогу, за музыкой, поскорей.

Ещё один марш, незримый, печальный, которым герой завершает историю о прошлой, видимо безвозвратной любви. Автор усилил драматизм, введя персонаж Мамаша Кураж, хотя после «похоронный» уже понятен исход. Резануло устаревшее «причет» и «докучные» зрители, из коих я насчитала одного ЛГ. «Если двери открыты, почему остаешься там/ Где гуляют огни над курганами горьких дней.» – а видимо было, было, как у пажа с королевой, согласно И.Северянину. И это были сладкие минуты.
--

А посоветуем-ка любителям маршей прогуляться, ну, например, до вокзала. Там, говорят, рояли водятся, а не только оголтелые пассажиры.

ВЕРА ДА ЮРА «Вокзально-рояльное»
http://stihi.ru/2016/06/16/9637 номинатор Соэль Карцев

Рабочий день по колее привычной
устало докатился до исхода.
Толпа из подоспевшей электрички
лавиной устремилась на свободу –       
oт дребезжащей суеты вокзала       
к покою телевизоров и спален.
Вдруг музыка негромко зазвучала –
играл солдат на стареньком рояле,
не для друзей, не заработка ради.
Oн ехал в увольнительную, к маме,
а тут – рояль. Он клавиши погладил,
и пальцы заиграли что-то сами –
сначала неуверенно, вполсилы,
и вот уже, людей не замечая,
мелодией прощения просил он,
а, может быть, прощался, не прощая.
Забыв про всё, мальчишка в форме пыльной,
рассказывал доверчиво роялю –
о девочке, которую любил он,
и о друзьях, которых потерял он.
Толпа не попыталась бег замедлить,
неслась себе безудержной лавиной,
но что-то изменилось в людях этих –
необъяснимо и неуловимо.

Я той толпы была частичкой мелкой,
казалось мне, что будто в одночасье,
нам дали шар земной на переделку,
но не сказали, как с ним обращаться.

Как хорошо, что автор ввела себя в рассказ в образе зрителя. Это придало акцент, эмоцию. И конечно, хорош финал. Воздействие гармоничной музыки лечебно. Не зависимо от места действия – вокзал, метро, где ты мимолетно оказался в шлейфе звуков, они проникают и преображают, настроение поднимается: поэт напишет стихи, жена придёт с работы радостная, а муж вспомнит, что букеты дарят не только на 8 марта.
--

Фигура 4. Двое из ларца. Раскопки.
Номинатор выбрал для нас стихи 2011 г, и 2004 года. Если авторы продолжают писать, авторы растут, почему выбрано такое давнее. Возможно они ювелирные, перекрывшие качество стихов последних лет. Иду на странички. Авторы пишут. Вижу современные стихи – теплые, живые (вот, например, у С.Ворошилова «Если ночь тиха». Текст новый,  с пушистым лесным мхом, и приятной иронией). Но не судьба свежему стиху попасть прямиком в лонг, минуя решето строгой приёмки, и погреться под мудрыми лучами экспертного ока – судьба (читай номинатор) распорядилась иначе. Не зря мудрецы изрекли про «злодейку». Читаем, ищем полезное.
СЕРГЕЙ ВОРОШИЛОВ «Старое костровище»
http://stihi.ru/2004/12/01-1071 номинатор Андрей Данилов

Налетели, скуля, ветра.
Одиноко. Тоскливо. Пусто.
Чёрным глазом глядит «вчера»,
Голой веткой моргая грустно.

Паутинится дней быльё,
Память нить в лабиринте ищет...
Я случайно нашёл своё,
Очень старое костровище.

Я увидел так ясно, вдруг,
Как потухшую сигаретку
Мой навечно ушедший друг
Зажигает костровой веткой,

Как смеётся, кормя собак,
А в ночи говорит о звёздах...
Шапку тискает в хруст кулак,
Взгляд упёрся в ноябрь морозный.

Сыплет стужа снежком седым,
А я слышу, как друг, без злобы,
Всё ворчит, отгоняя дым,
Мол, здоровье отнял Чернобыль...

Вот и новый огонь дрожит,
Лижет пламя снежинок стаю.
И снежинки летели жить,
А приходится просто таять.

Ох, не спится, а в путь с утра,
Растревожила память чувства.
Как живое, глядит «вчера»,
Огоньками моргая грустно.

Мелодичный симпатичный текст, заложено воспоминание о друге, которое живой картинкой встает в глазах ЛГ, то есть это стихи-память, потому должна быть бережность и точность каждого образа. Герой разволновался и предался воспоминаниям, поэтому простим ему косноязычее: «Я увидел так ясно, вдруг», «Очень старое костровище» и неведомую сущность «костровая ветка». Веток вообще оказалось много в тексте, это же лес. Поэзия нашлась в строках, спасибо за них:
«И снежинки летели жить,
А приходится просто таять.»

Полезное:  вспомнили 2004 год, когда мы все были на 16 лет моложе – красивыми, худыми и голубоглазыми с густой шевелюрой. 
--

ДМИТРИЙ ЗОТОВ 07 «Античный привкус соли на губах...»
http://stihi.ru/2011/07/02/1849 номинатор Андрей Данилов

Античный привкус соли на губах,
И Мандельштам за пазухой в кармане
Сердечной сумки. Ветреное – ах!
В забывшем увядание каштане.

Ладонь. Песок. Песочные часы.
Тот список кораблей от середины
Начнешь читать. Потом забрешут псы,
Где Бахусу справляют именины.

Курчавых строк кудрявый виноград
Густым вином вольется в шум прибоя.
Ты тенью за тенями выйдешь в сад,
Ничем не нарушая их покоя.

Горит огонь, щадя бумаги плоть,
Когда над ней чернил витает запах.
И лишь перо сумеет побороть
Сон миражей в своих воздушных замках.

И Млечный Путь над пепельным челом
На миг отпустит душу на свободу
Послушать, как Харон своим веслом
Лениво перемешивает воду.
        02.07.2011г.
        mirddin

Не нашла я у себя «карман сердечной сумки» – некуда положить томик О.Мандельштама, потому и не прочувствовала среди изображенных красивостей античный привкус, который умела считывать у самого Осипа Эмильевича с первых же строк.
Мне удалось извлечь полезную находку: строку «Курчавых строк кудрявый виноград» – можно порекомендовать в качестве скороговорки для оттачивания актерского мастерства в один ряд с «карлом-у-клары».
--

Раз речь зашла о старине, у нас как раз нашлись стихи о старцах.
Фигура пятая. Старцы. «Давно сидим»

В этом лонге авторы пожадничали. Не показали ни одного котика. А знаете почему? Мартовские коты проворнее мартовских поэтов, вот и не дали себя поймать. Зато нам от души насыпали мужских имён на букву П (мистика, да и только!) – Пантелей, Пахом, Панкрат и Платон (как без этого завсегдатая посиделок в поэзии).
СВЕТА НОСОВА «Дед Пантелей»
http://stihi.ru/2020/07/05/1513 номинатор Ильдар Харисов

А утро пахнет вереском и мятой.
Вдоль тропки, на траве, слегка примятой,
горят на солнце бусинки росы.
Дед Пантелей, бруском косу подладив,
собрав обед из кваса и оладьев,
шагает, тихо крякая в усы,
полянкою ромашковоцветущей
за речку, где трава чуток погуще,
чтоб накосить для кроликов еды.
Они – не просто серые зверушки,
они для внучки – лучшие игрушки:
с игрушками в деревне нелады...
Сын со снохой (не вызрела б помеха)
пообещали к празднику приехать,
чтоб на недельку внучку привезти.
Шагает дед, от радости хмелея,
глядит как ивы клонятся к земле, и
вдали река на солнышке блестит...

Коси, коса!
Эх, не болели б ноги...
Коси обиды, хвори и тревоги.
Подумаешь, сын не был пару лет!
Всё пишет, что со временем – засада.
А деду Пантелею много ль надо?
Письмо пришло – и радуется дед.
Ему житьё давно уже не мило:
то кашель бьёт, то сердце защемило,
осьмой десяток всё-таки – не мёд.
Он о мечтах несбывшихся не плачет.
Приедет сын – и будет всё иначе.
Хоть на недельку счастья привезёт.

Уютные стихи: родные, летние, теплые – сейчас в холод особенно греют. Фразы разговорно-прозаические, но ритм, строфика создают приятную напевность.
Хорошее: «шагает, тихо крякая в усы,/полянкою ромашковоцветущей,/ за речку, где трава чуток погуще» разговорное «чуток » – находка, настоящее, деревенское! Есть ещё у героя силы, чтобы косить, и есть надежда, что он скосит «обиды, хвори и тревоги».
Происходящее видится призрачно-далёким от нас, сидящих перед экраном, – далёким, но притягательным. Всё уходит, уходят косцы. Посмотришь на картину Мясоедова: вот они Пантелеи, Пахомы, Панкраты – сила и выдержка! Тяжелая работа, но без нее – нет молока, нет мяса.
Понравилось про игрушки, с которыми «в деревне не лады». Сохранились в музеях игрушки крестьянских детей: незамысловатые, вырезаны из дерева, не совсем симметричные, но такие милые и трогательные, отполированные детскими пальчиками. Они, давно пережившие своих маленьких хозяев, и сейчас живые и позитивные.
--

А вот и компаньоны дедушке.

JAG «В Саду Идей»
http://stihi.ru/2018/02/27/3778 отборочный тур для резидентов

Где-то в чаще, в лесу глухом
заблудился старик Пахом.
Он сидит на бревне верхом
и колотит тяжелым обухом.

И, хотя он почти оглох,
даже в уши засунул мох,
стук о помощи, как горох.
Лес – стеной, и стена без продуха...

Ибо сказано древними греками:
звука нет, коль услышать некому.

Где-то в городе свой парад
принимает старик Панкрат.
Он построил бутылки в ряд.
Брюхо банки консервной вспорото.

Солнце катится за бугор
под махорочный хриплый хор.
Да висит над столом топор.
Просто так – ни к селу, ни к городу...

Человек – квинтэссенция бренности
вне своей социальной валентности.

Где-то в древности, сняв хитон,
отдыхает старик Платон.
Так легко погрузиться в сон,
как Сократу принять цикуту, но

в мире столько пород людей,
 от кентавров до лошадей,
что философ в Саду Идей
повторяет лишь фу-ты ну-ты на

древнегреческом. Нет закона –
нет Сократа и нет Платона...

Где-то за морем, за камнями
вижу озеро с окунями.
В нем вода темна, будто ночь без сна,
да светла на песчаной отмели.

Мой отец на озеро то ходил,
окуней ловил и меня учил:
– Наловить – пустяк! Донести-то как?
Сотню дали, да сорок отняли...

А за озером – белый сад.
Там под вишней сидит Сократ.
Угощает его вином
лучезарный старик Пахом.
У Платона в руках – свирель.
У Панкрата в ручье – форель.
Время вязкое, как кутья.
Все сияют, и это – я.

Будь и ты, на правах Создателя.
Текста нет, если нет читателя.

Вон оно как. Хитро, мудро = хитромудро начудили старцы. А ведь как хорошо! Старый конь, как известно, верной бороздой идёт и правила дорожного движения знает. Автор радостный как младенец бежит за старцами и добежит до светлого будущего, потому что мудрецы плохому не научат.
Понравились двухстрочные связки, много других вкусностей: «Брюхо банки консервной вспорото», «Человек – квинтэссенция бренности», «в мире столько пород людей,/ от кентавров до лошадей,»
--

Кого еще забыли с именем на букву П ? Правильно – Пастернак Борис Леонидович

МИХАИЛ ЭНДИН «Кто-то...»
http://stihi.ru/2021/02/22/4833 отборочный тур для резидентов
Для кого февраль — короткий месяц,
для кого февраль — чернильный плач.
Пастернак взирает, перевесясь
через край своих небесных дач.

Пастернаку радостно, что в мире,
где царят айфон и монитор,
кто-то вспоминает о черниле
(или о чернилах?..) до сих пор.

Кто-то вспоминает о бумаге
и, скрипя пером, за пядью пядь
силится о докторе Живаге
(или о Живаго?..) написать.

Кто-то отмеряет деловито
вехи непонятного пути,
чтобы из последних сил до сыта
(или же до сути?..) добрести.

Кто-то в лабиринте тёмных лестниц
времени, себя не укротив,
вспоминает вдруг, что этот месяц
короток, чернилен и плаксив.


Непринуждённо, хоть месяц «короток, чернилен и плаксив», но герой бодр, ироничен, чего и нам желает. Я так прямо и поняла, что стихи и обо мне, не забывающей о бумаге, карандаше, чернилах и по старинке накапливающей горки листков вперемешку с платежками по квартплате. Теперь, благодаря автору, буду поглядывать на облака, авось поймаю поддерживающий взгляд Пастернака, ни у или хотя бы доктора Живаго. Спасибо!
--
Тема № 6. Об ушедших.
Тема вечная, сложная и деликатная, в ней почти всегда личные тяжелые переживания и эмоциональное наполнение перешедшее в воплощение на бумаге. Выбрала четыре текста.
(1) СОНЯ ПАЩЕВСКАЯ «Джек, который»
http://stihi.ru/2020/05/11/5656 номинатор Айна Кэм
11 мая 2020, под Петербургом

Скрыли тугие шторы комнаты неглиже
дома того, который строил когда-то Джек.

Да и зачем их трогать — виды расстроят взор:
сбита ступень порога, сер одичалый двор,
крыша блестит от влаги, меркнет под сажей сруб;
Джек обрывает флаги, ругань роняя с губ.

Джек не простится с домом, сплюнет в проём двери,
станет и сам проёмом, — что у него внутри?
Можно ли жить иначе в сумрачном мираже
дома, который начал строить когда-то Джек?

Белый ларёк неведом крепости под луной —
Джек отошёл за хлебом в простенький мир иной.
Джек притворил калитку, сделал беспечный вид:
будто бы без улитки раковина болит...

Слушайте: дом приятен, поле и горизонт;
сыщется покупатель — сам завершит ремонт.
--
(2) ШАБАЛИНА ЛЮДМИЛА «Человек из дома вышел» 
http://stihi.ru/2021/02/06/10033 квота Ильдара Харисова за редактирование отборочного тура
Пришла зима. Включила свет,
наставив свечек выше крыши.
А человека дома нет –
намедни он на небо вышел.
Где день иной, другая суть
и груз прошедшего в заплечье.
Прощальный звон – Сорокоуст,
и путь близ облака помечен
мережкой маленьких шагов
к невидимой черте на грани.
...А дома нету никого,
И некому полить герани...

Человек вышел из дома и не вернулся, авторы композиционно по-разному показали нам ситуацию. 1– Нарратив про человека, не успевшего достроить дом, поименованного автором всем известным с детства «Джеком». Понравилось: «Джек не простится с домом, сплюнет в проём двери,/ станет и сам проёмом, — что у него внутри?». Нравится такой маршевый ритм в стихах, но здесь звучит декларативно нарочито, а ведь речь не о доме, а об ушедшем человеке.
 
2 – текст от лица автора. Строки живут, чувства живут, заказан Сорокоуст, и глаза неизбежно устремляются в небо. Известные ощущения. Понравилось: «и путь близ облака помечен / мережкой маленьких шагов».  Возможно «выше крыши» поставить в тексте в кавычки как сленговое выражение.
--

ЯН БРУШТЕЙН «Венка» http://stihi.ru/2020/06/16/7416 номинатор электронный литературный журнал «Филигрань

Занюхивая одуванчиком,
Мы помянули нынче Венку.
И серые волосья венчиком,
Штанишки с дыркой на коленке,
И речь его полупонятную,
И пляски в нашей вечной луже...
Его куфайки клочья ватные
И плач, что никому не нужен.
Валился с одного фанфурика
В пространства сныти и крапивы,
А поутру катился дуриком
И клянчил на бутылку пива.
Так где ж следы его недолгого,
Почти бессмысленного века?
А просто был добрее доброго,
Чего ж не вспомнить человека.

Каждая строка без лишних слов, всё в тему. Трагический уход ставшего никому не нужным маленького человека, запомнившегося характерными деталями обитателей улицы: штанишки с дыркой, клочья ватной куфайки, «серые волосья венчиком» – кто таких не видел? Проводя аналогию с фразой из к/ф «Джентельмены удачи»: купил-выпил и хорошо. Но когда-то наступает момент, что они становятся не нужными даже сами себе. И тогда… их отсюда убирают, возможно для следующей жизни.
Кандидат в шорт экспертов.
--

АННА АРКАНИНА «Ускользая»
http://stihi.ru/2020/08/27/4589 номинатор электронный литературный журнал «Филигрань»

Списывая лето со счетов,
окунувшись в мыльный морок лени,
смотришь вдаль – не видишь ничего.
Дом пустой и пыльные ступени.

Ну, закрой-открой ещё глаза,
лишь мгновенье – пшик – и улетело.
Вспомнится зачем-то стрекоза –
лёгкое мерцающее тело.

Дон паук и фрау стрекоза,
извините, вновь к вам обращаюсь.
Ничего нельзя вернуть назад,
честно говоря, и не пытаюсь.

Бьётся ритм – ступенек чёткий строй.
Вот и осень бросилась под поезд.
Там, в траве озябшей луговой,
я иду – невидима по пояс

Тоска, потеря человека, ступени в его дом покрылись пылью. ЛГ одиночество пытается растворить в природе, которая продолжает жить как ни в чём не бывало в образах стрекозы, паука, травы. В сознании безысходность до такой степени, что естественный уход осени трактуется как самоубийство. В стихе есть недосказанность, связь содержания с извинениями перед стрекозой и пауком для меня неочевидна, но может так и задумывалось, чтобы показать растерянность.
--

Завершаем обзор о наболевшем.

 Фигура седьмая. Поэты о поэтах и стихах.
Лонг будет не лонгом, да и любой конкурс не будет конкурсом, если авторы не принесут стихи о стихах или о поэтах как наш автор.

АЛЕКС ЗИНГЕР «Голод поэтов» http://stihi.ru/2020/07/21/3850 отборочный тур философ о поэтах
 
В каждом темном зрачке по осколку погибшей луны,
в каждом ухе ее океаны и их берега,
ты входила спасительной силой в голодные сны,
коктебельских орлов превращая в цыплят табака.
Черный голод поэтов – все выше к вершинам кресты,
черный голод поэтов – слабее и легче рука.
Но, когда без орлов, небеса оказались пусты,
их наполнили вмиг дым полыни и дух табака.
И когда, наконец, старый Крым отпускала беда,
выздоравливал медленно после зимы Коктебель,
отъедаясь орлами, бродили поэтов стада,
оживала земля, и опять тяжелела постель.

Чего хочет голодный поэт? Правильно можно ответить только отбросив тезис, что поэт есть человек, последний помнит о необходимости обеда. У поэтов ведь всё не так. Они утоляют голод другим, их кормилица – капризная Муза. Вот приготовит она для себя обед, например, «коктебельского орла», и нравится тебе это блюдо или нет, «лопай, что дают» как научил её А.П.Чехов. Понятно, что поэт тоже читал Чехова, и он по-чеховски затянет: «Проезжая через станцию и будучи голоден в рассуждении чего бы покушать я не мог найти постной пищи. Дьякон Духов». Но Муза непреклонна. Тут хитрый поэт и напишет читателям всю правду, пока его в цыплёнка табака не превратили, а мы прочитаем и окажемся на всякий случай свидетелями.
Строка «их наполнили вмиг дым полыни и дух табака» действительно получилась душной, тесно там словам, но может так и задумано для полноты ощущений.
--

СЕРГЕЙ ДЬЯКОФ «Мне казалось, что я научился терпеть» http://stihi.ru/2010/08/10/1118 номинатор "Термитник поэзии"

Мне казалось, что я научился терпеть.
Я бродяжьим портвейном мог сердце согреть.
Но сегодня я грустью разрушен…
Разреши мне в глаза твои тихо смотреть
И настенные ходики слушать.

Предпоследний виток развернула спираль.
И от звездной полыни качнулся февраль
Над верхушками кольев острожных…
Это робкой надеждой оттаяла даль,
Растворяясь в округе тревожной.

А в округе все та же чертежная тьма.
И, как прежде, на выбор – тюрьма и сума.
Но уже не спасает привычка…
Посмотри, это снова чернеет зима,
Догорая, как серная спичка.

Это бледное пламя, как медленный яд.
Я таких уже выбросил сорок подряд.
Я живу, как плененная птица…
Посмотри, это белые крылья горят,
Шелестя, как пустые страницы…

Я себе говорю: “ Я от мира бегу”.
Но смотрю на него, как цыган на торгу.
Сам себя я у Бога ворую…
Почему я боюсь, почему не могу
Разлюбить эту землю сырую…

Состояние героя похоже полетом мыслей на чувства разочарованного поэта.
ЛГ мучается, мечется, ищет смысл жизни, происходит разлад с самим собой. Отсюда белое кажется чёрным («чернеет зима»), чудятся верхушки «кольев острожных», он задумывается о сырой земле, которая тянет, потому, что по его мнению жизнь – или тюрьма или сума. Но мы-то знаем, что это не так, просто нужно надеяться и уметь ждать.
Поможем ЛГ советом: трудно согреть сердце портвейном, с этим хорошо справляется – Любовь, а «бродяжьим» портвейном не удастся согреть даже тело, не изобрели ещё такой портвейн.
--
ОЛЬГА БЕССНЕЖНАЯ «Синица»
http://stihi.ru/2021/03/01/7482 отборочный тур для резидентов

Играет март, и так заметен
капельный твист на парапете,
взволнован офисный планктон.
Отчёт в прорехах и заплатах,
готова без чернил заплакать –
ладонью сдерживаю стон.

Когда едва минуло тридцать,
в руках журавль, а не синица,
не стоит сетовать на жизнь:
в любом вопросе копенгаген,
пою не хуже Леди Гаги,
и в доме острые ножи.

Всё чаще сон под утро снится:
садится на руку синица
и трелью заглушает шум;
я на листе бумаги белом –
но не пером, а белым мелом –
стихи отчаянно пишу.

Автор застенчив. Он пишет совсем не «отчаянно», а очень хорошо, и знает, что именно такая рифмовка и строфика подкупает взыскательного читателя, у которого тоже «Отчёт в прорехах и заплатах» и который забыл когда в последний раз видел журавля, а синицы – вот они рядом: не навязчивы, шустры, полны жизни. И мы ещё – о-го-го!
--
А что только не изобретут поэты, выискивая и денно и нощно новое. Только, автор, – «на себе не показывай» и не пробуй сам! Вспомните какой проверенный способ Борис Рыжий советовал для душевного равновесия:

Прежде чем на тракторе разбиться,
застрелиться, утонуть в реке,
приходил лесник опохмелиться,
приносил мне вишни в кулаке.
С рюмкой спирта мама выходила,
менее красива, чем во сне.
Снова уходила, вишню мыла
и на блюдце приносила мне.

Но, куда там! Поэт настойчиво ищет иное, и вот его ЛГ изобретает напиток и пробует его.

ИСХАКОВ АЛЕКСЕЙ «чай»
http://stihi.ru/2021/01/28/10172 отборочный тур для резидентов

Завариваю:
молодые побеги третьей сигнальной системы,
присутствие определённости, гроздь рябины,
отодвигающуюся Камчатку.
Отхлебнув, добавляю:
листья смородины, корки необычайности,
пару игристых капель соснового жира,
щепотку толчёной воды.
Процеживаю сквозь зубы –
Давайте пить чай.
В любых непроветренных обстоятельствах,
при однокомнатной температуре, утрируя каждый глоток.

Это же очень просто на самом деле –
транжирить играючи мышцы лица,
имитируя мудрость.
Да, уж экзотика! напиток для полноценной сущности, которую пока тщетно стараются создать учёные. Их роботы напрочь оказываются от потребления чего бы то ни было, кроме энергии. Но всё ещё впереди! Как только наш герой вырвется хотя бы в двухкомнатный температурный инкубатор (а лучше в трехкомнатный), тогда «утрируя каждый глоток», не растранжирив ни одной «мышцы лица» поймёт, что вот оно – открытие, испытанное на себе, любимом, и мудро поставит себя в один ряд с Михаилом Чумаковым, Ильёй Мечниковым, а может (тихо шепну) и с самой Мари Кюри! А там и Нобелевка замаячит, и тогда: Ну, роботы, погодите!
--

ОЛЕГ ГАЦЕНКО «Маршрут не виден» про поэтов
http://stihi.ru/2021/03/11/1726 номинатор журнал "Тропы"

Маршрут не виден в пятнах мутной тины
Болотных ряск, покрывших серость дней.
Куда ступить, не угодив в трясину,
Пробиться светом в сумраке теней?

Куда бежать, когда сжимает горло
Тоска утрат в отвергнутом пути?
Блажен поэт, бредущий тропкой горной,
Молящий небо: Господи прости.

Возможно там, где пики держат звёзды,
Сплетает Бог судьбы усталой нить,
В хламидах туч струится чистый воздух,
Меж них душа поэзии парит.

Искрящихся стихов сгребая горсти,
Подлунный мир сверкает словом острым…

В мутной болотной жизни ЛГ ищет свет, ищет надежду, не знает куда бежать и делает вывод, что блажен на грешной земле поэт «бредущий тропкой горной», чтобы увидеть с высоты как между тучами «душа поэзии парит». Блажен здесь как раз герой, мы-то знаем, что поэт не просто ищущий, а вечно ищущее создание. И он не всегда находит нужное: к примеру в морфологии есть во множ. числе слово «рясок» и нет слова «ряск», а поэт его нашёл. А может я не права, найдёшь эдакое острое словцо, которым «Подлунный мир сверкает» и будешь радоваться «Искрящихся стихов сгребая горсти».

Всякое можно изобрести для своего требовательного читателя. Кто-то и обушком по голове может приложиться. Вот встречаю такое «Убитые заживо!». Как так поступили с русским языком? да ещё для убедительности восклицательный знак поставили. Иду смотреть, а в приёмной духота не протолкнуться, напихались как селёдки – 334 читателя и 555 прочтений за день (население трех подъездов многоэтажки). Поняла зачем набежали: посмотреть «поэзь». Повеселилась до слёз, сделала скрин, буду сидеть в вагоне метро, и на удивление усталых пассажиров, блаженно улыбаться и сиять аки дитя. Эмоция!
--

А теперь текст, который на мой взгляд лучший в лонге. Но голосовать буду за аутсайдеров, настолько сжилась с текстами, что всех полюбила. Они несколько дней у меня гостили, спали вповалочку на полу, родными стали :)
 
АЛЕКСАНДР ОБЕРЕМОК «бетельгейзе»
http://stihi.ru/2021/01/01/6036 квота Татьяны Смирновской за редактирование отборочного тура

человек к человеку пришёл говорит открой
я уже не могу ночевать на земле сырой
я продрался сквозь сумрачный лес и гнилую гать
я полжизни в бегах я устал ото всех бежать
догоняют враги не откроешь и мне каюк
человек человека послушал и дверь на крюк
у него сыновья и жена и белья бадья
у него именины и правда всегда своя
*
человек удивляется снится такая чушь
в подошедший трамвай забирается неуклюж
и садится и молча глядит в ледяную тьму
и гадает гадает к чему этот сон к чему
почему что осталось внутри то сидит внутри
а из слабой груди на полметра торчат штыри
почему за окном и на сердце полярный лёд
и трамвай альтаир бетельгейзе в депо идёт

  Автор выбрал удачную рифмовку, все строки – стрелы в цель. Простые фразы и немудрёные слова имеют максимальную скорость проникновения в сознание. Кандидат в шорт экспертов.
«а из слабой груди на полметра торчат штыри» – аллюзия к словам О.Мандельштама о поэтическом слове. («Поэтическое слово есть пучок, и смысл из него торчит в разные стороны.»).
Ещё цитата из сети, приписываемая О.Мандельштаму:  «Нет ничего более страшного для человека, чем другой человек, которому нет до него никакого дела».
Малодушие – незримая болезнь современности.
И если встречается человек со щедрой душой, он прочно обоснуется в ячейке памяти. Как я сама помню такого редкой души человека, промелькнувшего по одному рабочему эпизоду, а запомнившегося надолго. Такие люди настраивают окружающих на свою позитивную волну. Великодушие как любовь – благотворно.  Смутно подозреваю, что был этот человек нетрадиционной ориентации. И кто знает, возможно бог, изменив одно, наделяет другим.
Радует, что любой человек может совершить великодушный поступок, иначе жизнь была бы бесцветна. А ещё великодушие характерно для влюблённости (остаётся сделать вывод). Великодушный человек это притягивающая к себе звезда, с ним тепло, светло и спокойно.
 У нас в стихе тоже есть звёзды, да какие!
Бетельгейзе – в финале, но неё весь расчёт. Сверхгигант, в 1000раз больше Солнца.
Слова в тексте мне показались дискретными сигналами этого гиганта. Есть гипотеза, что Бетельгейзе возможно уже взорвалась, но на таких огромных расстояниях скорость света сопоставима со скоростью черепахи, и свет от звезды может поступать ещё тысячу лет. И, если звезды уже нет, то трамвай вообще никогда и никуда не привезёт эту душу.

--

Пока мы все на земле, подведём итог.
Мы обсудили много стихов, вспомнили великих поэтов, поговорили о звёздах и поэзии.

А зачем пишут стихи? Чтобы оставить после себя строки, свои мысли и эмоции.
А когда не будет поэтов, когда исчезнут люди, животные, птицы, насекомые – не будет эмоций и мыслей. Что станет с поэзией?

Останутся звуки и ритмы – значит останется поэзия. Это будет поэзия стихий.