Соджетто. Поэзия как музыка

Руслан Богатырев
Соджетто | Поэзия как музыка

Что лежит в основе любой музыки? Три ипостаси, три сущности: мелодия, гармония, ритм.

Самое простое  — ритм.  То, что отвечает за простейшую периодичность звуков. Именно к ритму у нас самая высокая чувствительность. Это начальный уровень восприятия музыки. Ритм — это одежда музыки.

Следующая ступень развития в нашем восприятии — мелодия. Солирующий инструмент. Наше звуковое сознание улавливает благозвучность, выделяет её в общем потоке звуков. Сначала для одного голоса (певца или инструмента). А потом и для нескольких мелодических голосов, их переплетения. Мелодия — душа музыки.

Наконец, самое сложное в восприятии — гармония. То, что создаёт декорации, всё пространство звучания. То, что образует неявный трафарет для мелодии, для солирующих инструментов оркестра. Гармония — тело музыки.

Если провести параллели с драматическим театром:
• гармония — сцена, декорации;
• мелодия — актёры, их игра;
• ритм — темпоритм  по Станиславскому (скорость, интенсивность и размеренность действий).

А что же в поэзии? Метр стихосложения и ритмическое ударение соответствуют ритму музыкальному.  Ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий — всё это готовые ритмические схемы, ритмические формулы.

Гармония же выстраивается всем полотном, всей фактурой стиха. Но где же тут сама мелодия и есть ли она?  Быть может, это рифма? Увы, рифма — всего лишь благозвучие, консонанс. Правильные пропорции. То, что формирует из набора строк их попарные созвучия.

Но именно мелодия стиха — самое ценное и, пожалуй, самое редкое.

Как и в музыке, поэзия бывает насквозь пропитана аритмичностью, какофонией, диссонансами. Погоня за виртуозностью слова, мысли, звука… А вот мелодичность, музыкальность стиха произрастает именно из его устного звучания. Из звука, а не из буквы. То, что исповедовали Шопен, Блок, Есенин. Проистекает, рождается из такого сочетания звуков и созвучий, которое и складывается непостижимым образом в мелодию. В мелодию стиха.

Пожалуй, самое точное определение мелодии в поэзии дал в своих записных книжках Александр Блок (декабрь 1906): «Всякое стихотворение — покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды. Из-за них существует стихотворение. Тем оно темнее, чем отдалённее эти слова от текста. В самом тёмном стихотворении не блещут эти отдельные слова, оно питается не ими, а тёмной музыкой пропитано и пресыщено. Хорошо писать и звёздные и беззвёздные стихи, где только могут вспыхнуть звёзды или можно их самому зажечь».

Каков же критерий музыкальности поэзии? Думаю, его можно отыскать в словах Сергея Рахманинова: «Элемент контраста — один из самых сильных в искусстве. Он немыслим без света и тени. Выразительный диссонанс красив, но нескончаемая какофония, доведённая до безжалостных крайностей, никогда не бывает и не может стать искусством... Я мало ценю тех, кто отказывается от мелодии и гармонии ради погружения в оргию шума и диссонансов, являющихся самоцелью… Мелодия — это музыка, главная основа всей музыки, поскольку совершенная мелодия подразумевает и вызывает к жизни своё гармоническое оформление...»


• Фото: Даниил Коржонов (Москва), 2012.


• Небесный свет благозвучия слова: http://proza.ru/2020/02/12/1419
• Музыкальность перевода и Федерико Гарсиа Лорка: http://proza.ru/2021/03/16/1557
• Соджетто о соджетто: http://proza.ru/2020/09/27/1704