Сергей Юрский актёр, режиссёр и сын еврейки

Хаим Евреинов
     Проект Александра Фильцера «Хаим Евреинов. Современная еврейская поэзия и художники». Иллюстрация: Лев Повзнер. © Nina Halperin, Jerusalem, 2008
     *
     Настоящая фамилия Юрского, Жихарев. Его отец сменил фамилию и подделал документы, т.к. был сыном, то ли священника, то ли кого-то другого из духовного сословия, и относился к обширной, более трех миллионов граждан, категории лишенцев. Лишенцы и члены их семей не имели права голосовать, занимать любые административные посты, получать высшее образование и т. д. Хотя сам отец Юрского был далек от религии.
     Мать Юрского – еврейка по фамилии Романова.
     *
     Сергей Юрский, газета “Культура», 6.3. 1993:
     «Я глубоко убежден; мир спасет культура. Заметьте, я подчеркиваю, не искусство! Не прыжки балерин, не живопись, не музыка. Культура, в моем понимании, есть разум человечества, опыт предыдущих поколений, вековая мудрость, настаивающая на необходимости самоограничения…
     Свобода, пришедшая к нам с опозданием не на семьдесят лет, а, как минимум, на триста, если не на тысячу, обнажила в людях худшие черты, привела в действие самые отвратительные механизмы. Я люблю свою страну. Тем обиднее мне видеть ее деградацию. Получается простая логическая цепочка: сама по себе свобода прекрасна, но последствия ее могут быть страшными…       
     Культура — это ограничение в человеке и обществе всего дурного, разрушительного, то есть, в определенной степени, ограничение свободы…
     Наша жизнь сегодня переполнена как раз внешней театральностью. Я вижу суету, фальшь и огромное количество масок».
     *
     Из беседы Сергея Юрского с Михаилом Гольдом, Москва, 1994:
     "Насколько слово «интеллигент» в России связано со словом «еврей»? А оно связано... Связано опять-таки каким-то мистическим образом. Почти все диссиденты в глазах властей были либо евреями, либо еврееватыми. Когда во многих русских великих людях обнаруживались какие-то еврейские корни, один из корней, одна часть одного корня – это всегда носило сенсационный характер, тогда как обнаружение любых других корней – татарских, арабских, африканских, кавказских – не производило такого впечатления…
     Еврейскую культуру я знаю понаслышке. С очень давних лет моим ближайшим другом был и остаётся Симон Маркиш. Его отец, знаменитый Перец Маркиш, но сам Симон языка не знал, он знал одно, трагедию отца, трагедию Еврейского антифашистского комитета, гонения, ссылку, вот тогда мы с ним и познакомились, после ссылки. Симон постепенно входил в осознание культуры, которую он называл своей…
     Именно под влиянием Маркиша я могу сказать, что все эти люди, конечно, не представители еврейской культуры – ни Бабель, ни Эренбург, ни Гроссман, ни Мандельштам. Это русские писатели еврейской национальности. Я уже не говорю о Пастернаке, которого обожаю. Это все культура нашей интеллигенции, в которую вклад евреев невероятен…
     Я возвращался в Иерусалим в разное время суток — и утром, и днем, и вечером, и ночью. Каждый раз это было непередаваемо, ни на что не похоже…»
     *
     Поскольку отец С. Юрского был художественным руководителем Московского цирка на Цветном бульваре, а потом руководителем Ленконцерта, то театральный мир был знаком Сергею с детства. И ему проще было в него войти благодаря связям отца. Сергей был не только замечательным артистом, но и Человеком. Он призывал прекратить войну в Чечне, защищал НТВ Владимира Гусинского от рейдерского захвата, осуждал депортацию граждан Грузии из РФ, требовал освобождения ряда политзаключенных, в том числе Михаила Ходорковского, Платона Лебедева, Кирилла Серебренникова, девушек из группы «Pussy Riot». Выступал за территориальную целостность Украины. Призывал оппозиционных политиков объединиться, чтобы спасти Россию «от возврата к сталинизму, от национализма и старческого имперского синдрома, от репрессий во внутренней политике, от тотального воровства и попрания права».
     К сожалению, эта сторона его жизни была менее известна.
     *
«И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал».
            А. П., 1836