Пожиратели книг

Николай Шустиков
(Дедушкин сказ)
Часть 1   
 «Всё, что написано пером, не вырубишь топором», так ещё недавно думал, нет, не человек, а целый народ, проживающий в стране Читальне. Страна, как страна: машины, корабли, самолёты с поездами, домами, библиотеки и школы там разные. Но самое главное, народ в той стране был работящий, грамотный и много читающий. Не один народ в мире столько не читал, как в стране Читальне. Газеты, журналы, книги, всё прочитывалось моментально. Типографии не успевали печатать, работали на полную мощь, но книг всё равно не хватало. Читали везде: за едой, в автобусе или в трамвае. Идёт человек по улице и читает, сядет в электричку опять читает. Книги брали друг у друга почитать, дарили на день рождение. И была та Книга – самый драгоценный подарок, хоть для ребёнка, хоть для взрослого человека.

Работала страна Читальня, училась и читала, цвели сады, строились библиотеки, школы, кинотеатры, дома культуры и музеи. Культура принадлежала народу, и было всё бесплатно. Захотел в музей – пожалуйста, в библиотеку, иди, читай, в дом культуры на танцы или кино – пожалуйста.

Но не вечно всё под солнцем и на каждого хорошего человека всегда найдётся один мерзавец. Вот и в стране Читальне появились такие люди, которым наскучило читать хорошие Книги, стали они слушать радио страшной страны Шатайки. Читальня принадлежала всему народу, населяющему эту страну, а Шатайка лишь кучке богатых людей, разбогатевших на страданиях бедных. А звали их Капами, в Читальне же народ звался Славы.

И вот нашептали Капы некоторым Славам, что, мол, плохо, когда все читают добрые книги. Отберите у них Книги, газеты, а не получится силой отобрать, хитростью и ложью заберите. Мало будут читать, быстро отупеют, шептали из-за границы вновь испечённым Политиканам. Так назвали эти люди себя, чтобы хоть как-то отличаться от своих собратьев Славов.  Думали, гадали, Политиканы с Капами, воевать со Славами бесполезно, будут они держаться до последнего за свою грамотную жизнь, решили внедриться в их правительство и подменить газеты и книги на совершенно другие.

Говорит главный Кап своим приспешникам в стране Читальне:
-Переверните всю их историю с ног на голову, старые Славы не заметят, они привыкли доверять своему правительству, а молодые подумают, раз в газетах и книгах пишут, значит, так оно и было.

-А с чего начать? – Спросил старший из Политиканов.
-Начните с газет! «Правду» замените на «Известия», потом вместо правды и извещайте, что хотите.
-А может быть лучше сразу написать крупными буквами «Ложь», чтобы как-то правдоподобней выглядело,- начал умолять своего заграничного хозяина Политикан.
-Молодец,- кинул хозяин пряник, в виде пачки денег, своему верному псу, - напишите, только белыми буквами и на полях, чтоб сразу не заметили.

-Ха-ха-ха,- рассмеялся Политикан,- когда заметят, уже поздно будет, что было их, станет наше, – и закатился в истерическом смехе, - Ха-ха-ха!
И начался обратный отсчёт, скорчилась книга, скомкались газеты и полетели в урну. Не хотел народ читать ложь о своей замечательной Родине.

-Ну, хорошо, сказал главный Кап, подсуньте им лживые книги и сделайте героем и страдальцем за лучшую долю их автора.
Политиканы, так и сделали, нашли писателя, который полил грязью всю  цветущую некогда Читальню, обозвав её лагерем. Вроде бы свой писатель, сначала ему поверили, но потом разобрались и книги полетели в урны, а вместе с его, так сказать, «трудами» начали выбрасывать Книги и других авторов.

Механизм уничтожения Книги был запущен, а чтобы ещё больше отвратить страну Читальню от чтения Книг, произведения этого и других подобных писателей вменили к обязательному изучению в школах. В тех самых школах, на которых и держалась самая лучшая и добрая Книга. Теперь там стали обучать не добру и героизму, а уголовщине и предательству. Казалось бы, всё, Книга побита, а Славы никогда не возьмутся за чтение, но как бы не так, маховик раскрученный против страны Читальни заклинило и люди вспомнив устное творчество, стали пересказывать раннее прочитанные книги своим детям.

Детям понравилось, и они поспешили в библиотеки, где ещё кое-какие книги остались от славных времён страны Читальни. Но Политиканы не для того внедрялись в правительство великой страны Читальни, чтобы вот так просто дать возможность людям читать. Они быстро подчистили библиотеки, оставив только те книги, которые они сочли пригодными для чтения униженной нации.  Славы – гордый и сильный народ, поэтому, как бы не было им больно за Книгу, читали дома, читали под одеялом, но Политиканы начали наценять и отключать свет. Потом наценили отопление, наценили дрова, да и саму Книгу наценили так, что, если кто ещё и хотел почитать не мог себе этого позволить. Книга умирала, она просто не могла жить без читателя, полки в библиотеках стонали, Книги чувствовали свои последние дни. Славы вышли на митинги, они не могли смотреть, как умирают их любимые Книги.

Старший Политикан напугался, давай звонить главному Капу: «Что делать? Ситуация вышла из-под контроля! Помогите!»
И Кап помог:  «Вам нужна демократия!»
-Это понятно, но что делать!? – тявкал в трубку Политикан.
-Наладьте выпуск всех старых газет с теми же названиями, печатайте в них сплетни и свои предвыборные обещания. Начитавшись, Славы ненадолго успокоятся, получив порцию обещаний и развлечений.

Главный Политикан послушался, ведь он всегда мечтал о своей свободе слова и власти, а здесь предоставляется такая возможность, врать и ни за что не отвечать. Газеты начали выпускать, печатали всё, что можно и нельзя, а главное, обещания о райской жизни самого главного Политикана, а в конце которых, обязательно приписочка от страдальца за народ, типа «если Книги наценятся, лягу на рельсы».

«Вишь какой благодетель, переживает, живота своего не жалеет за народ» - начали раздаваться восторженные голоса среди некогда единого народа Славов. Но основная масса народа, всё-таки была грамотная и, не веря не единому слову обещаний, за сплетни и разврат, назвали такую прессу «жёлтыми газетёнками» и снова от центральных газет, с вполне привычными и кричащими названиями, стали отказываться.

Казалось бы, должна расцвести районная пресса, но и там, как и по всей бывшей стране Читальне, кризис. Печатаются только распоряжения, постановления и предвыборные обещания от районных властей, никаких тебе заметок о трудовых достижениях и передовиках производства, а уж про стихи и рассказы, вообще говорить нечего. Отказался народ и их покупать и читать.

И снова бунты, и снова лозунги «Хлеба не надо – Книги давай!». А Книг-то и нет, все производства закрыты, печатные станки сданы на металлолом.  Решил тогда главный Политикан по указке своего партнёра из Шатайки, главного Капа, завалить все кинотеатры заграничными фильмами. «Пусть смотрят и развлекаются, лишь бы отучились читать», - сказал Кап при встрече Политикану.

И засверкали экраны некогда уважаемых кинотеатров низкопробными боевиками, где лужи крови, трупы и насилие.
Пошли сначала люди, кто из любопытства, кто на заграничную жизнь взглянуть, но быстро это опротивело им. Хороших фильмов не снимали, а порнографию быстро надоело смотреть уважающим себя Славам.

Ну, а Политиканы не унимались: «Ах, вы не хотите смотреть заграничные фильмы, тогда мы наснимаем за ваш счёт свои фильмы, где вам же покажем, как вы плохо жили в стране Читальне. Смотрите и радуйтесь, смотрите и хвалите нас, за то, что мы раскрыли вам глаза, а то бы так и померли в неведенье.

Духовный мир бывших жителей Читальни измельчал до того, что некоторые из них и вправду поверили, что раньше, когда они жили в стране Читальне, работали и читали Книги, они жили плохо, а сейчас, когда всё продается и покупается, а хорошую Книгу днём с огнём не найдёшь, они живут хорошо. Началось брожение в умах и раскол общества, одни хотели назад в Читальню, другие мечтали о красивой разгульной жизни, где учиться и работать не надо, а самое главное, никаких книг, одна развлекаловка и пьянство.

 А чтобы подогреть такой образ жизни и навсегда отучить людей читать, даже тех, которые родились в цветущей стране Читальне, самый главный Политикан с подсказки своего заграничного партнёра, решил закрыть все библиотеки, где хранилось очень много умных и добрых Книг. А зачем их хранить ведь люди уже не умеют читать. Давайте-ка, подумал главный политик, придумаем для них интернет, а рабочую неделю сократим до минимума, пусть целыми днями сидят и постят своих кошечек да собачек. А чтобы совсем отвыкли писать, да читать подсунем им смайлики, да классики.

 Но Книга не сдаётся, Книга живёт, перекочевывая постепенно с книжных полок в Интернет. Её жгли, топтали на свалках гусеницами, но она назло недругам и политиканам живёт. Если, что-то и есть в этом мире бессмертно, то – это Книга, так как в неё вложена душа автора. И если эта душа была светлой и чистой, то и Книга будет бессмертна.
03.03.21

Часть-2  ПОТРОШИТЕЛИ КНИГ