Язык

Евгений Френкель
ПЯТИДЕСЯТНИЦА
Деян.2;3.4: «Явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать». Языки были не огненные, а как бы огненные, не от несущегося ветра, а как бы от несущегося ветра. То есть это было слуховое (шум) и зрительное видение. Из одного, единого, мощного источника шума выделились как бы огненные языки и спустились по одному на каждого, в результате каждый стал говорить на ином языке. Иной язык - это был удивительный язык, который каждый из слушающих (6) слышал на своём наречии. Событие настолько из ряда вон выходящее, что говорить о нём определённо легкомысленно. Можно допустить, что все ученики говорили на галилейском диалекте арамейского языка, то есть арамейского языка с персидскими и мидийскими элементами. Возможно, они говорили или им казалось, что они говорят на своём языке. Правда, среди слушающих были иные (13), которые насмехались и говорили: «Они напились сладкого вина». Вопрос: что слышали иные, и почему они сделали вывод, что ученики пьяны? Вопрос остаётся без ответа. Петр не стал разубеждать иных, а обратился к слушающим, говоря, что ученики не пьяны, но это есть «излию от Духа Моего на всякую плоть» (15,17). То есть Пётр объяснил слушающим, что это обычное для последнего времени проявление одного из даров Святого Духа – дара говорения на человеческом языке, о котором мы из этого места Писания определённо можем сказать только, что слушающие его слышали каждый своё наречие, а иные воспринимали, как пьяный бред.

1 КОРИНФЯНАМ
Павел пишет (1Кор.1;2,5-7): «Церкви Божией, находящейся в Коринфе, освящённым во Христе Иисусе, призванным святым», которые во Христе Иисусе «обогатились всем, всяким словом и всяким познанием», потому что свидетельство Христово утвердилось в них, так что они не имеют «недостатка ни в каком даровании». При этом, они, говорит Павел, (1Кор.3;3) «ещё плотские», потому что между ними «зависть, споры, разногласия». Они во грехе. Он обращается к этим коринфянам (1Кор.12;1,4-10): «Не хочу оставить вас, братия, в неведении... о дарах духовных». Дары, служения, действия не от вас, а от Святого Духа. Каждому христианину «даётся проявление Духа на пользу»: слово мудрости, слово знания, дар веры, дары исцелений, чудотворения, пророчества, различения духов, разные языки (человеческие и ангельские – 1Кор.13;1), истолкование языков. С человеческими языками мы встретились в день Пятидесятницы. Человеческие языки – это исходящие от Духа Святого духовные языки. Ангельские языки – также исходящие от Духа Святого духовные языки, отличающиеся от человеческих. Ответ на вопрос, чем они отличаются, находится в четырнадцатой главе послания. Мы же пока не станем отвлекаться от содержания двенадцатой главы. Павел говорит коринфянам, что они ещё плотские, гордецы, кичатся дарами, которые не от них, а от Святого Духа,  не любовны.1Кор.12;21: «Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны». Если так говоришь, так думаешь, какая же это любовь? Церковь – тело, в составе которого Бог расположил члены так, как Ему угодно (18). Поэтому (28-30) «иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?». Если нет любви, все дары, служения, действия в самой превосходной степени – ничто (1Кор.13;1-3). То, что мы любим Бога, познали Его видно из того, что мы любим друг друга. 1Ин.4;8,7,21: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь... Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога... И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего». Посему нам надо достигать любви (1Кор.14;1), то есть Бога (1Ин.4;8), Отца и Сына – любви, излившейся в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим.5;5), исполняться Духом (Еф.5;18), пребывать в Иисусе Христе (Ин.15;4,5).

Итак, в четырнадцатой главе Послания к коринфянам Апостол Павел говорит о языках. 1Кор.14;2: «Кто говорит на языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом». Речь идёт о таком языке, на котором человек говорит не людям, а Богу, он говорит Богу, а не людям он говорит. Такая речь непонятна присутствующим на богослужении. Никто не понимает его. Ни один еврей, ни один грек, ни один из иностранцев в портовом Коринфе не понимал его. Он говорил тайны, то есть нечто совершенно скрытое от всех. Он говорил духом, то есть по вдохновению. Может быть, он сам понимал, что говорил?  Во первых, не понимал. 1Кор.14;9: «если... вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер». Апостол прямо называет слова этого языка невразумительными.  Если бы говорящий понимал им сказанное, то присутствующие узнали бы, что он говорил. Во вторых, когда человек молится на языках, он точно не понимает того, что говорит. 1Кор.14;14: «Когда я молюсь на языке, то дух мой молится, но ум мой остаётся без плода». В третьих,  не всегда не понимает того, что говорит. 1Кор.14;13: «Говорящий на языке, молись о даре истолкования». Дар истолкования нужен говорящему для того, чтобы он понял сказанное им. Итак, язык – это невразумительные слова, не понятные ни говорящему, ни слушающим его. Они могут стать понятными, если у говорящего ещё будет и дар истолкования, тогда (5) «он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание», или если в церкви есть человек, имеющий дар истолкования, тогда в церкви (27,28) «если кто говорит на  языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй, если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу».

В этом Послании Павел говорит о незначительности дара говорения и молитвы на языке. В 1Кор.12;8-10, список даров, расположеных по убыванию их значимости, завершается даром разных языков и даром истолкования языков, аналогично построены и списки даров в стихах 28 и в 29,30. Список в 1Кор.13;1-3, напротив, начинается с языков, как с самого незначительного дара. В 1Кор.14;5 Павел ясно объясняет, что «пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками», потому что (3,4) «кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение... назидает церковь». Поэтому, говорит Павел (18,19): «Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками; но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на языке».

Почему Павел в Послании уделил так много места столь незначительному дару? Потому что ещё плотские, гордые, нелюбовные коринфяне кичились дарами, что чрезвычайно опасно во многих отношениях. Поэтому впереди даров должно идти смирение. Пользование дарами  говорения и молитвы на языке должны совершаться в смирении (не путать с унынием), потому что гордость – начало падения. Серьёзная молитвенная жизнь обязательно встретит яростное сопротивление врага рода человеческого и молящийся верующий непременно окажется в состоянии долгой войны, в которой он сам, своими силами победить не может. Когда веки Иоанна и Иакова не без помощи сатаны отяжелели, и они заснули, Иисус, найдя их спящими, сказал им (Мтф.26;41): «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна».

Казалось бы, проще всего отказаться от пользования такими «опасными» дарами. Но Павел поясняет, что говорящий на языке назидает себя  (1Кор.14;4), и (14) «Когда я молюсь на языке, то дух мой молится». Когда благодарящий Бога благодарит Бога на языке, он хорошо благодарит ( 17). Почему говоря на языке я назидаю себя? Потому что (14) «ум мой остаётся без плода». Бог наставляет нас пленять всякие, не некоторые, а именно всякие помышления в послушание Христу (2Кор.10;5). Если мы пленяем всякое помышление в послушание Христу, то мой плотской ум остаётся без плода. Апостол Павел прямо указывает свойство говорения на языке (14): «ум мой остаётся без плода». Существует библейское название молитвы на языках – молитва духом. 1Кор.14;14,15: «Когда я молюсь на языке, то дух мой молится, но ум мой остаётся без плода. Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом». Совершаемые в кротости, в смирении и в сокрушении сердца, молитвы духом служат концентрации внимания, дисциплинируют мышление служат цели избегать рассеянного мышления. Научаясь молитвами духом отсекать всякое помышление в послушание Христу, мы научаемся 1) уходить от рассеянного мышления; 2) отсекать нашу, противящуюся Божией, человеческую волю, возрастаем в самоотвержении; 3) отсекать всякий образ. Иеромонах Симеон Афонский наставляет: «Прежде всего, научитесь молиться так, чтобы в уме не было никаких образов. Не представляйте себе Христа... Молиться нужно безОбразно. Составляя образ, легко впасть в заблуждение, потому что в этот образ может вмешаться другой образ... Образ важно отсечь, потому что благодать может покинуть нас! Как раз в этот момент лукавый подмешивает свой образ... и так управляет нашим сознанием»; 4) отсекать наши плотские греховные помышления, что чрезвычайно важно, потому что согрешения даже в мысли отдаляют нас от Бога; отсекать наше земное, плотское мудрствование, наши плотские мотивы, нашу, противящуюся духу, плоть; 5) отсекать идеи и образы, навязываемые нам греховным миром; 6) отсекать помыслы исходящие от врага рода человеческого.

Получив при посредстве таких молитв навыки концентрированного внимания и дисциплинированного мышления, мы научаемся с бОльшим успехом упражняться во внимательном, не рассеянном чтении слова Божия, во внимательной, не рассеянной, в безмолвной постоянной (Еф.6;18) молитве.

Зная губительные последствия соединения гордыни с дарами ортодоксальные церкви и некоторые конфессии отрицают дар говорения на незнакомом языке, но видя необходимость в дисциплинированиии мышления, находят для этого иные средства.

У нас есть 1) устная речь; 2) внутренняя речь, то есть речь «про себя», и 3) письменная речь. В их основе лежат имеющие смысл звучащие слова, которые состоят из 1) бесшумных, обладающих только музыкальным тоном, гласных; 2) звука «й» («и краткое»); 3) шумных глухих и звонких и 4) сонсорных (м, н, л, г) согласных. Повторяемость одинаковых или сходных согласных, БОльшая, по сравнению с обычной, на отдельной части текста или на всём его протяжении повторяемость одинаковых или сходных согласных, называется аллитерацией. Есть ещё слова, своим звучанием подражающие живым слуховым впечатлениям, или напоминающие их, которые первые называются звукоподражательными, например, «шопот», а вторые звукообразными, например, «барахтаться». Звукоподражательные и звукообразные слова и аллитерации используются в литературе как средства особой звуковой выразительности текстов в прозе, в поэзии, в пословицах, поговорках. Так в поговорке «От топота копыт пыль по полю летит» звукоподражательное словл «топот» поддержано аллитерацией на «т» и «п». Великолепны лермонтовская аллитерация «Белеет парус одинокий в тумане моря голубом» и блоковская «Имя Пушкинского дома в акалемии наук», превращающие строку в один музыкальный звук.

  Для того, чтобы пленять всякое помышление в послушание Христу, возможно применять молитву мытаря, которая на немецком языке звучит (Лк.18;13): «O Gott, sei mir S;nder gn;dig!», молитвау Вартимея, звучащую в синодальном переводе (Мрк.10;47): «Иисус, сын Давидов! Помилуй меня» и на немецком: «Jesus, do Sohn Davids, erbarme dich ;ber mich». Эти молитвы как нельзя лучше следуют наставлению Иисуса Христа о том, чтобы мы в своих молитвах (Мтф.6;7,8) не говорили лишнего «как язычники, ибо они думают, что в многословии своём будут услышаны», чтобы мы не уподоблялись им, ибо Отец наш небесный знает, в чём мы имеем «нужду, прежде нашего прошения у Него». Кроме достоинства кратости эти молитвы – молитвы веры и смирения. В православии существует также Иисусова молитва, читаемая на церковно-славянском языке: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божиий, помилуй меня, грешного». Она впервые была записана святым Григорием Синаитом, жившем между 1268 и 1346 гг. Имея прообразом молитву мытаря и молитву Вартимея, она обладает ещё и  достоинством изысканной алитерации.

Глубокая молитвенная жизнь необходима, но научаться ей в обязательном порядке должно под руководством опытного духовного наставника и не иначе.