1. 7. 3. Александр Грин. Венок сонетов

Японский Сонет
.




ДУШИ ПРЕКРАСНОЕ СТРЕМЛЕНЬЕ

..............................автор: Нина Плаксина http://stihi.ru/avtor/plaksinanina
 


Киммерийский (крымский) акросонет

Магистрал – предисловие.


Агонию толпы и взгляд врагов,
Лихое время – вынуть невозможно.
Исчезнуть незаметно тоже сложно,
Едва ль избегнуть адовых кругов.

Протест бунтарский, карточный кутёж…               
Арест, долги, повторный неплатёж.
Разрыв с роднёй и тяга к совершенству.

Ушло невозмутимое блаженство.
Свобода манит мысли в небеса.
Алеют в них надежды паруса.

Горит  в душе прекрасное стремленье:
Рвануться в жизнь к герою своему.
Идущий бриг бросает за корму
Немой вопрос, тревоги, изумленье.


1
Агонию толпы и взгляд врагов
стереть из памяти, бежать подальше
от лютой злобы, низости и фальши
к романтике далёких берегов.

Нелепо с захолустным миром спорить,
быть дворянином в поисках еды
и продираться сквозь туман вражды.

Пускай на прочность испытает море!
Вступает самолюбия игра:
рвануться в мир из нищеты пора.

Жить по-людски, для радости, как должно.
Но поиски идут на виражи:
не призраки вокруг, не миражи,
лихое время вынуть невозможно.

 
2
Лихое время вынуть невозможно:
в таком родился волею судеб,
трудом нелёгким добывая хлеб
чернорабочим железнодорожным.

Жестокая судьба швыряла грубо:
то землекопом был, то рыбаком,
на выбор – плотогоном, лесорубом.

Из приисков, что бедностью богаты,
бунтарь сбежал, голодный и пешком,
чтобы однажды угодить в солдаты.

В строю неистовствовал безнадёжно.
В дальнейшем, не без нищенской сумы,
в неволе оказался. Из тюрьмы
исчезнуть незаметно очень сложно.  .

3
Исчезнуть незаметно очень сложно,
но голь на выдумки, как говорят, хитра.
Побег свершится точно до утра:
к охране опасение  ничтожно.

Серебряный неповторимый век –
в плавильне закалялся человек,
трудом ковался светлый самородок.

Когда схлестнётся с жизнью великан,
не подобрать ни тюрем, ни охран,
сожмётся жёстче сильный подбородок.


Свободы ради жертвовать готов
здоровьем, изучая жизни тропы.
В борьбе со злом, приобретая опыт,
едва ль избегнуть адовых кругов.


4
Едва ль избегнуть адовых кругов,
чтоб видеть жизнь красивую, как небо.
Кто в детстве в облачных объятьях не был,
или о благе не молил богов?

В мечтах крылообразный белый парус –
на счастье, на удачу талисман –
найдёт намеченный меридиан.

Отыщется ячейка, нужный ярус:
давно вскормил  и годы устремил
к судьбе достойной, в идеальный мир.

Спружинить бы – рвануться невтерпёж.
Довольно, стыдно: извалялся в пошлом.
Отбросить напрочь  и оставить в прошлом
протест бунтарский, карточный кутёж.


5   
Протест бунтарский, карточный кутёж…
На остров удалиться от пороков,
но самобичевание жестоко:
рассказ в аду на исповедь похож.

Как хочется душе сказать о ярком,
представить светлый мир, не суррогат.
Писатель погрузиться в грёзы рад.

Лазурь на море плещется подарком.
Рассветом нежным горизонт горит,
вливая в парус алый свет зари.

Зовёт фарватер. Новый путь хорош,
ведёт к добру, к счастливому народу.
Уйдут в небытие, мечте в угоду,
Арест, долги, повторный неплатёж.


6
Арест, долги, повторный неплатёж –
в Каперне к этому привыкли люди.
Подход к реальным переменам труден,
но к бедным людям праздник  будет вхож.

В блистательном краю не жить без чуда,
там сказка расцветёт и доброта,
малышки  воплощённая мечта!..

Устои в древнем замке Грэю чужды.
Мальчишка в детских играх среди скал
морские  испытания  искал.

В гривастом море быть в пути – блаженство,
входить на равных  в кубрик к морякам.
Побег от  суетливых нянек-мам –
разрыв с роднёй и тяга к совершенству


7
Разрыв с роднёй и тяга к совершенству
у бунтаря, но непоколебим
и благороден юнга, и любим,
в судьбе признал морской братвы главенство.

Под парусом спешит познать округу;
широким сердцем, пламенной душой
идёт к мечте, красивой и большой.

Сама судьба ведёт детей друг к другу,
скрепить любовью раз и навсегда.
Да, волшебство владычит иногда.

Союзница и проводник блаженства
девчонке сказку для мечты дала,
на море  Грэю завершить дела.
Ушло невозмутимое блаженство.


8
Ушло невозмутимое  блаженство…
Ужасно… Только Вы, Великий Грин,
в своей судьбе – хозяин, господин,
а я – прямой пример несовершенства.

Взрастила в сердце цель – попасть на море,
на бездну стать, подобно Фрези Грант:*
она в мечте – экзотики  гарант.

И пусть с волнами ветер на смерть спорит,
шумит, бушует яростный гигант.
В стихии – сила воли секундант.

Стихал кипящий хаос, зависал.
тонул в пучине шторма рёв великий,
Когда на волнах солнечные блики,
свобода манит мысли в небеса.      
___________________________
* Фрези Грант «Бегущая по волнам»


9
Свобода манит мысли в небеса.
Услышана легенда Эгля Греем.
Он сон Ассоль не просто лицезреет –
из сказки ей подарит чудеса.

В словесном кружеве прекрасна синь,
сплетенье пены волн в просторе моря,
что рвутся к звёздам или с солнцем спорят.

Ряд ангелоподобных героинь
воплощены в прекрасные страницы,
мне не забыть загадочные лица.

У Руны Бегуэм *– своя краса,
лишь алчность – аппетит до неприличья.
Бесхитростна Ассоль, и сны – девичьи:
алеют в них надежды паруса.
____________________________________
* Руна Бегуэм  («Блистающий мир», 1923)


10
Алеют в них надежды паруса
в лесу, в картинах сна Ассоль любимой.
Кольцо оставит Грэй – необходимо.
Поют беспечно птичьи голоса…

Листаю книгу юности моей.
Герой – романтик, но не одиночка.
«Бегущую…» спасать – и  вместе. Точка!

Такая встреча – только для друзей:
гармония, картина мирозданья –
вошли богоподобные созданья.

Поверьте, Молли* выразит презренье
пространству, непридуманным  врагам.
Стремится Дэзи** к милым берегам,
горит в душе прекрасное стремленье.
____________________________________
*  Молли («Золотая цепь», 1925).
** Дэзи  и Бичи Сениэль «Бегущая по волнам»


11
Горит в душе прекрасное стремленье:
к ним перебросить мостик временной.
В счастливый час побудьте ВЫ со мной:
герои вызывают восхищенье.

Реальность дел переплелась в сюжете.
Роскошный дом. Распахнутая дверь.
Вошла девчонка, Биче Саниель.

«Бегущей…» тайну бережёт в секрете.
Хозяйка знает, лишь она одна:
корабль погибнет… Личность спасена.

Но сравнивать не надо – ни к чему:
Реальности для Биче хороши.
Узнав о чуде, Дэзи поспешит
рвануться в жизнь к герою своему


12
Рвануться в жизнь к герою своему
спешит не каждая из женщин Грина.
Для героинь один прообраз – Нина,
Любовь, пронзающая светом тьму.

Добра, радушна. Нравственная сила
дана, как будто свыше, прозапас.
всегда светла, сегодня  и сейчас.

«В руках синица» счастье приносила.
Любовь-агапэ* – синтез трёх других:
филия, сторге, эрос – нет плохих.

Ранимость – в бытовую кутерьму,
где шутки, пошлые слова скабрезны.
нель-зя! Всю непристойность в бездну
идущий бриг бросает за корму.
      

13
Идущий бриг бросает за корму
людское зло и суетность безликих.
Резвятся чайки вслед, в весёлом крике.
Они «смешливые» у нас в Крыму.

Танцует юность счастья первый тур,
что сотворили собственные руки.
Поют сердца влюблённых в перестуке.

Даря мечту, богаче стал Артур,
и значим день, от всех других отличный,
светлее, искреннее, романтичней.

Жене любимой автор в день рожденья,
продав пальто, купив корзину роз,
в молчании читал сквозь призму слёз
немой вопрос тревоги, изумленье…

               
14
Немой вопрос, тревоги, изумленье
шуршат скользящим, робким шепотком.
Какая новость в городке морском!
Смеётся солнце, ярче настроенье.

Ассоль – в толпе бегущий ручеёк,
что огибает камни без опаски,
торопится навстречу алой сказке.

И Грэй спешит.  Кому-то невдомёк,
что девушкой романтик очарован?!
К друг другу путь волшебником дарован.

«Секрет» – под парусами, в путь готов,
к мечтам, что ждут влюблённых в мире светлом.
На берегу развеет свежим ветром
агонию толпы и взгляд врагов.
________________________________________________
Примечания

С о н е т 8
* Фрези Грант «Бегущая по волнам»

С о н е т 9
* Руна Бегуэм  («Блистающий мир», 1923)

С о н е т 10
*  Молли («Золотая цепь», 1925).
** Дэзи  и Бичи Сениэль «Бегущая по волнам»

С о н е т 12
Обратившись лишь к некоторым произведениям писателя, посвящённым любви, следует заметить, что в его творчестве можно выделить почти все виды любви, известные человечеству издавна: эрос – стихийная влюблённость; филия — любовь-дружба, сторге — любовь-нежность; людус — любовь-игра; мания — любовь-одержимость и прагма — рассудочная любовь. Но центральное место в его творчестве занимает спасительный огонь любви, которая воплощает высшую Божественную природу мира.
Агапэ – мягкая жертвенная любовь к ближнему, любовь, творящая энергию, бескорыстная, любовь – самоотдача, синтез трёх базовых видов любви: эрос, филия, сторге.

  Ж е н щ и н ы  т в о р ч е с т в е  Г р и н а.
В произведениях А. С. Грина речь идёт о любви, ощущается проницательный взгляд, ищущий разгадку женской красоты. Но это красота не только внешняя, даже не столько внешняя, но красота внутренняя. Это чистота и тепло, свет и тепло, это сохранённое беззащитное сердце недотроги, которое она может подарить естественно и просто, как дарят веток. Тогда жизнь наполняется музыкой спокойствия, уверенностью. Появляется ощущение полноты её. А далее красоте раскрывается в гармонии поступков и характера.
Следует заметить, что в творчестве Грина можно выделить почти все виды любви, известные человечеству издавна: эрос – стихийная влюблённость; филия — любовь-дружба, сторге — любовь-нежность; людус — любовь-игра; мания — любовь-одержимость и прагма — рассудочная любовь. Но центральное место в его творчестве занимает спасительный огонь любви, которая воплощает высшую Божественную природу мира.
Агапэ – мягкая жертвенная любовь к ближнему, любовь, творящая энергию, бескорыстная, любовь – самоотдача, синтез трёх базовых видов любви: эрос, филия, сторге.
Александр Грин подхватил идею классиков показывать в литературе женские судьбы. Первый шаг был сделан Г. Р. Державиным. Среди гусаров часто звучала его песенка о Вареньке, и гусары напевали её часто и с удовольствием. Затем Александр Пушкин показал удивительные образы сестёр Лариных. Михаил Юрьевич дополни галерею, появились Бела, Вера, Мери. Достоевский усилил трагические нотки, показав судьбу Сонечки Мармеладовой. У Льва Николаевича Толстого – неповторимый цветник женской красоты и характеров: Наташа Ростова, Соня, Элен Курагина, Доли, Кити. Изяществом, кротостью, воспитанностью и самоотверженностью в любви отличаются «тургеневские героини». Действенностью, активностью в исторических событиях характеризуется Вера Павловна, героиня Чернышевского.

Пять  самых ярких женственных образов встречаем у Грина. В Википедии замечательная выписка их:

1 А с с о л ь («Алые паруса», 1922). Самый чистый и нежный образ в русской литературе. Героиня повести так верит в свою мечту о прекрасном юноше и алых парусах, что мечта стала реальностью. Не расставшись с мечтой ни на миг, девочка терпит насмешки, обиды. В повести «Алые паруса»  Грэй выступает  добрым волшебником в жизни Ассоль. Первый волшебник  – Эгль – подарил малышке Ассоль мечту. А второй волшебник, романтичный Грэй,  воплотил мечту юной девушки  в жизнь.

2 Р у н а  Б е г у э м («Блистающий мир», 1923). Неординарная женщина не просто мечтает, она стремится завладеть миром вместе с Друдом – молодым человеком, умеющим летать. Она спасает его, влюбляется в него, но Друда оттолкнула алчность девушки. Тогда измученная от безответной любви Руна дает незнакомцу деньги, чтобы он убил Друда. Теперь она свободна.

3 М о л л и («Золотая цепь», 1925). Загадочное существо, девочка  - подросток, она создает пространство дома, не имеющее реальных границ. Молли – воплощение романтической любви и романтического презрения к врагам. Вместе с возлюбленным Ганувером она добывает золотую цепь. Молли – одна из галереи ангелоподобных героинь Грина.

4 А н н а - М а р и я («Серый автомобиль», 1925). Удивительный персонаж произведения писателя. Встреча с ней становится испытанием для самонадеянного и гордого героя. Женщина-кукла всегда указывает на присутствие видимого или незримого кукловода, а когда она двигается без посторонней помощи, то внушает человеку ужас своей сверхъестественностью.

5 Ф р е з и  Г р а н т («Бегущая по волнам», 1928). Идеал вечной женственности. Герой встречает ее в море, символизирующем духовный мир. Фрези осознает свое одиночество среди людей, уходит от них, чтобы быть рядом с ними в минуты опасности, хотя большинство из них не верят в её существование и не видят «бегущую по волнам». Этот образ – мечта героя о нереальной, недосягаемой любви, но которая подчас дает людям больше, чем та, до которой рукой подать. Это любимая моя героиня. В юности, прочитав повесть «Бегущая по волнам», я написала стихи о Фрези Грант, мне хотелось взбежать на волну, стать рядом на бездну... Сильные  волей,  чистые  сердцем  герои  Грина  в подростковом возрасте стали для меня любимыми и остались  ими на всю жизнь.

 Ф р е з и  Г р а н т         
Морская  гладь  полощет  шёлком,
котёнком  ластится  к  ногам.
Ну,  объясни,  скажи  мне  толком,
что  нежно  шепчешь  берегам?
А  на  волне  играют  блики,
струится  золотистый  след,
и  чей-то  нежный,  светлый, зыбкий
исчез,  растаял  силуэт.
Неуловимо  в  пене  моря
вскипают  платья  кружева,
летят  навстречу, с тьмою  споря,
звенят  лучистые  слова:

«Я  спешу,  тороплюсь,  бегу
и  уже  отступить  не  могу.
Одиноко  и  грустно  немного.
Пусть  светла  будет  ваша  дорога!»

Цветок  огня  плывёт  с  накатом.
Притих  взволнованный  гигант.
И  по  застывшим  перекатам
из  тьмы  шагнула  Фрези  Грант.
Глядит  с  упорным  нетерпеньем,
и  повелительная  тишь
зовёт  томительным  волненьем:
«Иди!  Ну  что  же  ты  стоишь!?»
Ступаю  на  волну  тугую,
а  берег – зыблется  едва.
И  пусть,  как  истину  простую,
синь  разольёт  мои  слова:

«Я  спешу,  тороплюсь,  бегу
и  уже  отступить  не  могу.
Одиноко  и  грустно  немного.
Пусть  светла  будет  ваша  дорога!»

Более полувека этим стихам, но и сегодня посыл от искренен и заботлив.
Грин любил повторять: «Лелейте мечты, ведь запрещать мечту – значит не верить в счастье, а не верить в счастье – значит не жить...  И пусть тебе в жизни придется видеть много не алых, а грязных и хищных парусов, не переставай мечтать. А лучше научись делать чудеса своими руками».

На страницах  произведений Грина представлена целая  галерея пленительных женских образов, но читая именно «Бегущую по волнам» я всерьез задумалась о глубоком уважении замечательного писателя к женщинам. Он мастерски описывает их характеры, тонкую силу и  психологическую игру женского ума. Вновь нахожу интересные рассуждения в Википедии:

 Б и ч е, тонкая, разумная, уравновешенная женщина – самообладание. Фрези Грант, восхитительная, сумевшая доказать, что бежать по волнам — это не трудно, если этого действительно хочешь. Она, женщина – осуществление, утверждает: «Я бегу...».

Д э з и, наивная и доверчивая, порывистая, но такая благородно-гордая и непредсказуемая Дэзи – воплощённая женственность. Она верит в то, что Фрези Грант есть, сердится на тех, кто этому не верит. Дэзи. Ее окрыляет сила, «более повелительная, чем страсть или мания», это  сила мечты, романтического ожидания счастья, как называет это чувство Гарвей, «власть Несбывшегося». Это Несбывшееся руководит человеком, а тот, подчиняясь ему,  совершает поступки, казалось бы, бессмысленные с точки зрения «реалиста», но только полная отдача себя в руки этой силы и приносит человеку счастье.
Дэзи принадлежит к разряду милых, веселых, слегка взбалмошных, «уютных» и «теплых» людей.

Г р и н любит показывать женщин, их, конечно же, в произведениях больше пяти, и каждая строчка о них в его книгах говорит, что они достойны, чтобы рядом был сильный человек – «настоящий принц, с широким сердцем и пламенной душой», который для любимой сотворит чудо.

 Г р э й говорит удивлённому своему матросу Патену: «Я понял нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками…  Сделай это чудо, если ты в состоянии, новая душа будет у него и новая у тебя». В этой фразе весь Артур, романтичный, заботливый рыцарь, принц из мечты. Он благороден и смел, романтичен и целеустремлен, искренен и верен своим идеалам. Но есть еще одна отличительная черта его характера: правило стоять на своем. В своих стремлениях Артур непоколебим. В Лисе, узнав о предсказании Ассоль, он решает воплотить ее сказку в жизнь.
Алые паруса на корабле и есть стремление удивить и очаровать девушку, но алые паруса – символ настоящего протеста против серых будней городка, в котором не умеют ни рассказывать сказки, ни мечтать.


Н и н а  Г р и н
Нежная и доверчивая Ассоль отчасти списана с третьей жены Александра Грина — Нины Грин. Автор не только посвятил «Алые паруса» любимой женщине, но и после ряда редакций наделил главную героиню ее чертами.

С Ниной Николаевной ему суждено прожить трудные и счастливые годы в согласии. С нее Грин и написал образ Ассоли, верящей в алые паруса: «Ты мне дала столько радости, смеха, нежности и даже поводов иначе относиться к жизни, чем было у меня раньше, что я стою, как в цветах и волнах, а над головой птичья стая. На сердце у меня весело и светло».

В грязном солдатском мешке он привез в Петроград рукопись, может, самой чистой своей книги "Алые паруса". О честных, добрых людях и о поисках простого человеческого счастья.

Сам Горький, говорят, плакал над повестью и перечитывал гостям сцену встречи Грэя и Ассоли.

Единственный раз в жизни расплачется и молчун с лицом будто "смятый рубль", бесприютный бродяга, "мустанг", как звали его за выносливость. Тихо заплачет, давя рыдания. Только, чтоб не заметила она.
Она – это Нина Миронова. Тогда – просто Ниночка.   

Г р и н во все женские образы берёт некоторые черты Нины Николаевны. Вот как она пишет об этом первой жене писателя, Вере Калицкой, с которой она, Нина Николаевна,  поддерживала теплые дружеские отношения:
 
«…Себе обещала стараться в жизни с Александром Степановичем не разочаровывать его, как бы втечь в цельный образ. Я не претворялась, не актерствовала, жила, как ему представлялось обо мне, но у меня внутри были все время свои желания, недовольства, обиды, боли. Значит, я была не такой, какую он во мне представлял. Просто было во мне 2-3 черты, совпадавшие с его женским идеалом, а он одел меня в весь идеал. От этого я часто и теперь испытываю чувство нежности и гордости, но это же лишило меня способности просто, ясно жить, так как мне представлялась нормальная жизнь. Я иногда про себя теперь плачу или смеюсь, когда вижу, как «идеальный» мундир, к которому за 11 лет создалась привычка, не хочет слезать с меня и усложняет мне восприятие жизни».  С исповедальной искренностью признавалась Нина Грин, подробно описывая свой обычный день из жизни в Феодосии, и в конце добавляет: «Я пишу вам всю правду».