1. 7. Магистральный венок. Крымские Имена

Японский Сонет
.


КРЫМСКИЕ ИМЕНА
Акровенок сонетов




Предисловие
           Возрастающий в настоящее время интерес к сонетному жанру обусловлен не только поиском новых смысловых решений и форм данного вида поэтического искусства, но и привнесением оригинальных технических сложностей в создаваемые тексты. Это придает не только определенный шарм устоявшимся традиционным формам, но и открывает  новые возможности для экспериментов, явных и скрытых посланий читателю. К одному из таких экспериментов можно отнести представленный ниже акровенок сонетов «Крымские имена».
Форма акропослания читателю в стихах была известна достаточно давно, однако в данном произведении, написанном коллективом авторов, впервые акропослания сплетены в виде венка сонетов. Каждая акрофраза сонета в данном венке одновременно является началом акрофразы последующего и концом предыдущего сонетов. Чтобы избежать монотонности звучания ряд сонетов написан в различной строфике, однако в качестве основной формы данного произведения выбрана набирающая популярность строфика 4-3-3-4, названная киммерийским/крымским сонетом. Это связано с тем, что в качестве главной темы данного венка  представлены 14 выдающихся деятелей культуры, судьба  которых была в той или иной степени связана с Крымом.
         Поскольку даже  отбор данных деятелей в качестве героев венка был непростой задачей, авторы   решили ограничиться наиболее известными писателями, поэтами и художниками, жившими на рубеже 19 и 20 веков.
         Данный перечень творческих личностей несколько расширен за счет формирования вспомогательной футуристической ветки венка. На рубеже 19-20 веков данное направление было настолько популярным в среде творческой интеллигенции, что в 1913 году в Крыму проводилась даже первая футуристическая олимпиада среди поэтов. Активными ее участниками были Владимир Маяковский, Давид Бурлюк, Вадим Баян, Игорь Северянин. Поэтому авторы сочли возможным добавить в вспомогательную ветку основоположника отечественного футуризма Давида Бурлюка.
           Неординарность данных персон, а также разное авторское видение, в свою очередь, повлияло на семантическую неоднородность написанного венка, некоторые сонеты отражают биографические данные соответствующих героев,  другие же в большей степени отражают их творчество. Это создает ту самую смысловую нелинейность венка, которая делает чтение более интересным.  Кроме того, авторы предполагают дальнейшее развитие темы «Крымские имена» в виде венков сонетов нижнего уровня, что превращает представленный ниже венок в магистральный акровенок и открывает новые возможности для раскрытия заявленной темы и поиска новых творческих решений.

Авторы:
1. Магистрал,– Алексей ФОМИН
2. Архип Куинджи, Александр Куприн, Александр Грин, Максимилиан Волошин – Нина ПЛАКСИНА
3. Владимир Набоков, Иван Бунин, Константин Коровин – Мария АБАЗИНКА
4. Исаак Левитан, Иван Айвазовский, Антон Чехов, Лев Толстой, Владимир Маяковский, Максим Горький, Николай Гоголь – Олег ГАЦЕНКО
5. Давид Бурлюк – Грай ДИ



               

                Магистрал

Аз есмь ответ. Даруй мне дни мучений,
Исход великих дел в рассвет веков,
Агонию толпы и взгляд врагов,
Немой вопрос, тревоги, изумленье.

Молчите, громы в сотнях ходоков,
Терпение – начало очищенья,
незнание не требует прощенья.
Струится свет сквозь толщи облаков,
Являя Богом данную страну,
Простор степей, морскую глубину,

Изгибы гор, ночных светил сиянье,
Молитвенных воздушных перспектив,
Объятия и чистое дыханье,
Колосс бездушный смертью уязвив.


1.7.1. Архип КУИНДЖИ (Ай-Петри. Куинджи)

                Эпиграф:
"Любите живопись, поэты. Лишь ей, единственной дано
 Души случайные приметы Переносить на полотно".
                Н. Заболоцкий
Ай-Петри. Крым. 1890-е, Бумага на холсте, масло. 39 ; 53 см Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург.


Аз есмь ответ. Даруй мне дни мучений
Искусством  вдохновенным заменить.
Палитра, кисти – путевая нить.
Едва ль растирка красок – цель учений.*
Тщета,  напрасно ожидать успеха,
Роптать на беспримерный плагиат:**
Искусство испытало боль преград.
Коварство, зависть – вечная помеха,
Ущербность в отношениях, изъян.
Искус – картины показать друзьям.      
Неброскость гаммы цвета гармонична:
Долина, речка, ночь без облаков.
Живой водой расплёскан феерично
Исход великих дел в рассвет веков.
_______________
*  Архип Куинджи пешком пришёл в Феодосию, к Ивану Айвазовскому учиться рисовать. Но Айвазовский поручил юноше красить забор и толочь краски.
** Руфин Судковский написал полотно «Мёртвый штиль». Куинджи обвинил его в плагиате своей картины «Ладожское озеро». Был суд товарищеского сообщества, которое присудило победу Куинджи.
         

1.7.2. Александр КУПРИН (Изнурен до упада)

Эпиграф:
               «И я, как осел, изнурен до упада,
                Как скот подъяремный, дрожу от страданья,
                Влачу я свой груз чрез ущелья и грады
                по кучам, обрывам, теряя сознанье».
                Александр Куприн

Исход великих дел в рассвет веков
Заведомо изменит судьбы многих.
Непросто распознать свои дороги,
Уйти – так к новой жизни без оков.    

Рвануться в радость поединком ярким,
Единым вдохом встретить «Красный смех»*,
Нарушить сны духовным боем жарким.

Действительность событий динамична –
Октябрь очистил воздух без помех.
Упрочен мир, и радость безгранична.

Покоя нет вдали от берегов,
Абсурд алкать чужое, грусть – расплата:
Довольно горько вспомнить и чревато
Агонию толпы и взгляд врагов.
__________________________________
* Откликнуться на события не односторонне, без психологического надрыва, без нагромождения кошмарных образов и, в то же время, не снижать гуманистического пафоса. «Красный смех» – рассказ Л. Андреева, произведение о русско-японской войне. В. В. Вересаев пишет … «На войне», А. Куприн работает над повестью «Поединок» (время назревания первой русской революции). Вслед за повестью Куприна вышел роман С. Сергеева-Ценского «Бабаев».



1.7.3. Александр ГРИН (Алые паруса. Грин)


Агонию толпы и взгляд врагов,
Лихое время – вынуть невозможно.
Исчезнуть незаметно тоже сложно
Едва ль избегнуть адовых кругов.
Протест бунтарский, карточный кутёж…               
Арест, долги, повторный неплатёж.
Разрыв с роднёй и тяга к совершенству.
Ушло невозмутимое  блаженство.
Свобода манит мысли в небеса,
Алеют в них надежды паруса.
Горит  в душе прекрасное стремленье:
Рвануться в жизнь к герою своему
Идущий бриг отбросил за корму      
Немой вопрос,  тревоги,  изумленье.


1.7.4. Владимир НАБОКОВ (Назло неистовым)

Эпиграф
Назло неистовым тревогам,
ты, дикий и душистый край,
как роза, данная мне Богом,
во храме памяти сверкай!..
В. Набоков (Крым, 1920 г.)


Немой вопрос, тревоги, изумленье – 
Аккорд звучит, прозрачен и высок – 
Земли бахчисарайской нежный гений,
Любви поэта чистый ручеёк.

Открытость чувств и юные проказы,
Наивность неразгаданных «лолит»
Едва ль доверились чужому глазу. 
Известен путь, остаться не могли:
Стоят уже на рейде корабли,
Турецкий берег ждёт глухого часа.

О Родине, отпетом Петербурге
Выводит голос, сладок и суров,
Ыр – песню кочевых свободных тюрков* – 
Молчите громы в сотнях ходоков.


Ыр* – общее наименование мужских песен у ряда тюркских народов.



1.7.5. Максимилиан ВОЛОШИН (Моя земля хранит)


                Эпиграф
                Моя земля хранит покой,
                Как лик иконы изможденный.
                Здесь каждый след сожжен тоской,
                Здесь каждый холм – порыв стесненный
                Максимилиан Волошин ( Моя земля хранит покой…)


Молчите, громы в сотнях ходоков:
Ответный отзыв грустной Киммерии
Явил Корону звёздную* стихии,
Звучат сонеты сдвоенных венков.
Едва ль забыть в утёсе силуэт –
Могучим профилем предстал поэт.
Лелеет Гения волнами море.
Ямбический  порыв упругих строк
Хранитель места из души исторг,
Развил в полёте мысли, в яром споре.
Агитки «красных», «белых» запрещенье,
Надежда –  в наведении мостов.
Извечное добро творить готов:
Терпение – начало очищенья.

* Corona Aslralis – посвящение Елизавете Ивановне Дмитриевой (в замужестве Васильева (1887 – 1927) – поэтесса  (псевдоним Черубина де Габриак).


1.7.6. Исаак ЛЕВИТАН (Терраса. Левитан)

Эпиграф
«Дорогой Антон Павлович, черт возьми, как хорошо здесь! Вчера вечером я взобрался на скалу и с вершины взглянул на море — и, знаете ли что, заплакал, вот где вечная красота и вот где человек чувствует свое полнейшее ничтожество».
Исаак Левитан о Крыме (из письма Антону Чехову)

И. Левитан.Весна. Белая сирень (Терраса в Сирени) 1894-1895 Бумага, пастель. Частное собрание.

Терпение — начало очищенья...         
Его струи  божественный родник
Рукой творца на полотно проник,
Раскаянье оставив провиденью.

Алеет утро, пробуждая день.
Судьба ведет сквозь годы испытаний,
Аккордом красок раскрывает грани
Любви,  наполнившей  весной сирень
Едва заметным крымским ароматом,
Вплетая путь победы и утраты.

Идёт художник собирать каменья,
Теплом искусства просвещать невежд,
Акафист петь молитвенных надежд —
Незнание не требует прощенья.



1.7.7. Иван БУНИН (Не умерли для нас)


Эпиграф
"Нет, мертвые не умерли для нас!" 
И. А. Бунин (Призраки)

                Незнание не требует прощенья… 
                Ещё над морем месяц не потух –
                Утраченного рая спелый дух
                Медовым ветром тянется в ущелье.

                Едва пронижет разомлевший взор
                Рассветные туманы над Алупкой,
                Легко заводит песню птичий хор.

                Иссохнет окаянных дней скорлупка,
                Дорогой моря чёлн подхватит хрупко
                Лазурный вал, покатит на Мисхор.   

                Яснее слышим истину с годами,
                Настойчивей родного неба зов,
                Аукается чутко Вечность с нами,
                Струится свет сквозь толщи облаков.



1.7.8. Иван АЙВАЗОВСКИЙ (Старая Феодосия)

И.К. Айвазовский. Старая Феодосия. 1845 Холст, масло. Национальная картинная галерея Армении.

Струится свет сквозь толщи облаков,
Топазом дымчатым воды касаясь.   
                Армаде волн не видно бездны края:
Размыта даль туманным молоком. 

Аллегро брызг звучит на струнах ветра,
Янтарный берег щедрая Деметра
Феодосийским морем обняла.

Единые с  мгновеньем полутени
Оттенком неба встали на колени,
Держа судьбы незримой удила.

Обыденности руша пелену,
Стрелой они летят штормам навстречу
Испить в борьбе стихии бесконечность,
Являя Богом данную страну.


1.7.9. Антон ЧЕХОВ (Ярмарка. Чехов А.П.)

Эпиграф
«Прародители всех наших пушкинских и не пушкинских сцен давно уже отжили свой век и давным-давно уже сослужили свою службу ... бедность таланта соперничает с бедностью балаганной обстановки. Вы слушаете, и вам становится тошно. Не странствующие артисты перед вами, а голодные двуногие волки.»
                А.П. Чехов (Ярмарка)

Являя богом данную страну,
Рассвет упал на ялтинские горы.
Минор лучей, открыв тумана шторы,
Аортой солнца красит пелену

Разлитой вечности на синь простора.
Качается у пристани баркас.
Алмазным каплям слышится рассказ
Чадящей дымкой скального узора.

Едва обняв, коснулся Белой дачи*
Хорал ветров расплесканной тоской,
Открыл театр волнующей строкой,
В саду вишнёвом тишиной подхвачен.

Актёру он оставил роль одну —
Простор степей, морскую глубину.


* Белая дача - Дом-музей А.П. Чехова. Расположен в Ялте, где Антон Павлович провёл последние 6 лет жизни. Переехав из Москвы в Крым по состоянию здоровья, в конце 1898 года писатель купил в Ялте участок земли. На участке был разбит сад и построен дом по проекту архитектора Л. Н. Шаповалова. В этом доме в 1899 - 1904 годах Чеховым были написаны знаменитые произведения: пьесы «Три сестры» и «Вишнёвый сад», повесть «В овраге», рассказы «Дама с собачкой», «Архиерей», «На святках» и «Невеста».


1.7.10. Лев ТОЛСТОЙ (Правило. Толстой)

Эпиграф
«Любовь есть сила жизни. Любовь есть
    правило для исполнения всех правил.»
                Л.Н. Толстой

Простор степей, морскую глубину
Раскрыли миру образы идиллий.
Агаты звёзд туманом белых лилий
Взирают вниз у таинства в плену.

Исходит жизнь небесного причала,
Луной уставшей освещая путь,
Отверженному некуда свернуть.

Творится философии начало, 
Открыв непротивление в добре,
Любовью мир встречает на заре.

Судьбы его изменчивое знанье
Тревожно бросит на потомков взгляд,
О нем навечно память сохранят
Изгибы гор, ночных светил сиянье.


1.7.11. Владимир МАЯКОВСКИЙ (И думаю я обо всем)

Эпиграф
«И думаю я обо всем, как о чуде.
Такое настало, а что еще будет!»
Владимир Маяковский («Чудеса» 1927г, Крым)

Изгибы гор, ночных светил сиянье,
Дрожащий мрак эпохи перемен,
Уставший парусник и плач серен,
Маяк стихов, мигнувший на прощанье...

Алеет революции рассвет,
Юдоль страданий  дарит кубик грима
Янтарным светом новый день согрет.

Окно в окне разбуженных абстракций
Бессмертных дел поэт и гражданин
Открыл в заторах стихотворных льдин
Высокое звучанье  интонаций.

Страны небесной облака раскинув,
Единый с солнцем сочинил мотив
Молитвенных воздушных перспектив.


1.7.11.* Давид БУРЛЮК (Изображу стихом)
* модульный венок сонетов


Дави;д Дави;дович Бурлю;к (9 (21) июля 1882, хутор Семиротовка, Лебединский уезд, Харьковская губерния, Российская империя (ныне урочище Бурлюк Сумская область, Украина) — 15 января 1967, Хэмптон-Бейз, остров Лонг-Айленд, штат Нью-Йорк, США) — русский и американский поэт и художник украинского происхождения, один из основоположников футуризма. Активный участник первой олимпиады футуристов в Крыму, где вместе с Маяковским и Северяниным много  раз публично выступал. Кроме стихотворений, как художник,  написал в Крыму около 20 больших полотен и множество набросков.


                Изгибы гор, ночных светил сиянье.
                Загадочных колод темно нутро.
                Обид не обнажай вертлявых троп,
СМОТРИ СКВОЗЬ ГОДЫ       БОЛЕЗНЫМ ВЗГЛЯДОМ не ищи признанья.
ПРИЖАВШИСЬ К МАРТУ,              РАСПУХ ФЕВРАЛЬ и грезит тишиной,
РЖАВЕЮТ ТЕНИ                АРБОЙ У САДА, сладкой пеленой,
ГЛУХОЙ ОГРАДЫ                ЖЕЛТЕЕТ ДАЛЬ полынно и космато.
НЕ МОЙ СВИДЕТЕЛЬ –                УСТАВШИЙ КОСМОС холоден и наг,
ЗВЕЗДОЙ ПОЛЯРНОЙ                СТУЧИТСЯ В ДВЕРЬ, как будто жив очаг,
В ГЛУХИХ РАССВЕТАХ                ТЕБЕ НЕТ ВЕРЫ в тех, кто верит свято.
В СЛЕПЫХ ЗАКАТАХ               И МНЕ НЕ ВЕРЬ. я – камень, древний миф,
                Хранимый от людей в глухих пещерах.
                Оставь себе хвостатые химеры
                Молитвенных воздушных перспектив.




1.7.12. Максим ГОРЬКИЙ (Море неподвижно)

Эпиграф
“Даль моря мне грозит бедой,
И червь тоски мне душу гложет,
И грозно воет вал седой…
Но — море всей своей водой
Тебя из сердца смыть не может!..”
Максим Горький (Прощай)

«Море — огромное, лениво вздыхающее у берега, — уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны.»
Максим Горький (Песнь о Соколе)


Молитвенных воздушных перспектив
Опалы облаков лишились утром.
Рисует небо дали перламутром,
Елейным морем берег обхватив.

Неслышно катится рассвет по скалам,
Епархия  ущелий ждать устала
Пылающих лучей, что гонят мрак,
Оплавленных камней забыв героя
Далёкой песни, в голосе  прибоя
Волна лишь просит в бездну сделать шаг.

История — писателя призванье:
Живи, вставай с ударами судьбы,
Надежду обретёшь в пылу борьбы,
Объятия и чистое дыханье.



1.7.13. Николай ГОГОЛЬ (Один там человек)

Эпиграф
“Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья.”
                Н.В. Гоголь (Мертвые души)

Объятия и чистое дыханье –
Душе греховной посланный укор,
Инкогнито смеётся  ревизор,
Навек оставив совести терзанье.
 
Трепещет городничий наших сцен,
Артист  играет, отдаваясь роли,
Маниловы выходят на гастроли.
 
Черствеет сердце, хочет перемен.
Его б открыть – не ведаем пароля,
Любовь к театру плакать не позволит.
 
Одни лишь тени жизнью назови,
Возможно, их продать ещё сумеешь.
Едва ли путь кривой пройдёшь прямее,
Колос бездушный смертью уязвив.



1.7.14. Константин КОРОВИН   (К. Коровин. Алупка)

К. А. Коровин «Алупка», 1912. Холст, масло. 60 х 89 см.

Колосс бездушный смертью уязвив,
Какой клинок твоя рука держала?
О, ада тьма, твое бессильно жало.
Рай – это берег, даль, морской прилив.
Открыта вечность взмахам легкой кисти,
Высоких чувств на холст излита боль –
Исток сомнений, скорби, сладких истин;
Надеждой одарив душою чистых.
Ах, сколько роз в гурзуфской Саламбо;*
Любви навек подарено тобой!
Успев запечатлеть мир ярких грёз,
Предгрозовые тихие мгновенья,
Какой тогда предвосхитил вопрос? –
Аз есмь ответ. Даруй мне дни мучений.

_________
*Саламбо' – так назвал К. Коровин построенную для него по его проекту в Гурзуфе дачу. Вокруг дачи росло множество роз, из которых художник составлял букеты и писал их на множестве картин.
«Предгрозовые тихие мгновенья» – имеется ввиду предреволюционное время.