Воспоминания сестры 2. Накормить детей

Владимир Ланин
Воспоминания сестры Галины Георгиевны Юриной (Ланиной)

2. Хлеб, травяные супы, масло
Маму в гараже ставили на тяжёлые грязные работы. Она, 41-летняя, с высшим образованием, похудела и почернела. Быт был бедным, спали очень тесно, воду для мытья грели на керосинке.
Дома маме было особенно трудно делить хлеб между детьми. Сердце обливалось, а ей надо было уходить на работу. Меня она оставляла как старшую, потому что я уходила позже, во вторую смену. Нужно было последить за младшими сестрой и братом, чтобы они не сразу съедали свой кусок хлеба. А я ведь была не сильно их старше. Девятилетний братишка Стасик не в силах был справляться со своим аппетитом. Отрежешь ему маленький кусочек, не уследишь – остальное уже схватил.
В обеденный перерыв она шла домой, но шла каждый раз полем, т.к. должна была на суп набрать крапивы, редко – щавеля, его обрывали все. Дети спрашивают, суп сегодня из чего? Она иногда могла похвалить, что сегодня вкусный. Брали и лопух, но он хоть жирный и мясистый, но безвкусный, суп из него никакой. Добавляли ещё листья одуванчиков. Но, чтобы убрать горечь, их полагалось выдерживать в солёной воде. А когда маме было это делать. Она должна суп сварить, а ей – на работу. Какой там суп – одна трава.
У отца была сестра, тётя Аня, она эвакуировалась в Среднюю Азию. Однажды она прислала нам какую-то полную бутылку. Конечно, ничего в доме не спрячешь, мы нашли её. Взяли длинную вязальную спицу, залезли в бутылку и попробовали. Это оказалось масло – топлёное, очень вкусное. Потом, наверное, каждый не раз слазил в неё тайком. Мама, конечно, это обнаружила. И я как старшая сказала маме: – Или спрячь, или раздели. Она убрала масло и понемногу добавляла нам его в кашу. Конечно, после наших «проб» закончилось оно быстро.
На фото я – школьница.