Воспоминания сестры 3. В школе в Челябинске

Владимир Ланин
Воспоминания сестры Галины Георгиевны Юриной (Ланиной)

3. Учеба, девичьи выдумки, помощь с ранеными
Припоминаю, что в школе нас всё-таки тоже кормили, потому что в школу все голодные ходили. Может быть в школе даже были и карточки. Давали кашу, хлеб и чай. Сахара не было, только сахарин. Все ждали, чтобы был кисель, он был сладенький.
Питанием нас поддерживали. Хозяйство это было налажено. Контроль был. Считаю, военное время не каждый может выдержать, но и не каждый может так скомандовать, чтобы навести порядок. Шла война, а в школе работали кружки для детей, я участвовала в драматическом. Выпускали стенгазеты.
Помню, как возвращалась по осенней темноте из школы после третьей смены, идти надо было через поле, всё вокруг черно, боязно. Подходя к своим местам, я уже кричала «Шарик, Шарик» и вижу, через всё поле несётся ко мне наша собака. Сразу веселее становилось идти вдвоём.
Молодых учителей в школе не было, одни пожилые. Помню математика, он дотошный был. «Учите! Всё пригодится, учитесь лучше». И я любила математику. Мы хоть и мелюзга, казалось, чего мы видели в жизни, но – учком (ученический комитет) был, из старших учащихся, и был деятельный. Проводили заседания в классах, что-то нам доверялось, например, контроль над столовой, дежурили в ней, смотрели за порядком. Взрослых мало, лишних рук не было.
Одной из обязанностей учеников старших классов было дежурство на вокзале, где мы помогали разгружать эшелоны с ранеными на сортировочный пункт, оттуда их направляли в госпиталя. То приходилось таскать носилки, то идти в обнимку. Перевязки старые, запах страшный. Тяжёлые бойцы опасались опираться на нас, худеньких девчонок. В другие дни мы дежурили в палатах, помогали кормить, писали письма. Медсестёр не хватало, и мы сознавали, что в общем деле есть частица и нашего труда.
Летом 1943 года мне исполнилось 16 лет. По направлению комсомола я пошла на завод ЧТЗ. После восьмого и немного в девятом классах я и училась, и работала. Но остаток девятого класса тех, кто раньше работал, уже не трогали.
В моём классе училась Лия Малышева, дочь Наркома танковой промышленности В.А. Малышева.
Папа однажды прислал нам ботинки с коньками, наверное, рассчитывал, что они пригодятся. Коньки мы сразу отклепали, а в ботинках, со шнурками и слишком высоких, я ходила в школу. Под них надевала высокие носки, которые отгибала на ботинки. Мне хотелось выглядеть красиво, я на носках ещё вышила цветочки. Тётя Ната удивлялась, даже укоряла. Она давала мне некоторые рубашки своего мужа дяди Вити, я им придумывала и пришивала красивые воротнички. На обычных босоножках я делала дополнительные точки белой краской, так было наряднее.
После домашних заданий в свободное время дома я вышивала или читала. В 9 классе был введён урок рукоделия. Я к тому времени уже сшила себе костюм. На вечере к 7 ноября ждала оценки от подружек, мы танцевали.
На фото – я старшекласница.