Воспоминания сестры 4. Шлифовщица на ЧТЗ

Владимир Ланин
Воспоминания сестры Галины Георгиевны Юриной (Ланиной)

4. Шлифовщица 2-го разряда на танковом заводе в Челябинске
Военное время есть военное время. Весной 1942 года и летом после учёбы нас, школьников, посылали на сельхозработы. Эвакуированные, кто мог, тот работал на заводе. Я в 1942 году начала учиться в 9 классе, была членом учкома – ученического комитета Меня направили на завод по комсомольской путёвке. Мне было тогда 15 лет. Работа была с 8 утра до 8 вечера. Школьников и привлекли, потому что на фронт забрали много мужиков с цехов. Заводу обещали эту помощь - работяг становилось всё меньше.
Завод – это целый город, совершенно непохожий на то, где ты живёшь. Привыкать некогда было. Цеха огромные, до своего рабочего места быстро не дойти, приходилось рассчитывать. Как и все, я тоже получила рабочую хлебную карточку.
Из дома и в школу, и на завод ходили по дороге, по которой танки с завода шли на танкодром, грязь была выше сапог. Потом сапоги прятали в мешок, переобувались.
У нас был цех топливной аппаратуры, которая, как там говорили, «сердце танка». Я шлифовала поршни, и вначале была ученицей. Мужиков помоложе забирали на фронт, а на больших станках работать нам не хватало роста. Мы подставляли под ноги ящики, но они нередко разламывались, а операции были ответственные.
(фото взято с сайта t34inform.ru)
Я шла на работу в синем халатике, обязательно пришивала белый воротничок. – Где там наша ученица? – спрашивал поутру наш мастер Василий Иванович.
Часто бывало, что ночью среди смены настолько устаёшь, что глаза просто закрываются, а у станка это нельзя, руки можно покалечить. Василий Иванович заметит, подойдёт пошутит тихонько: – Опять шлифовала тротуары (гуляла, значит)? – Какие тротуары, отвечаю, мы за картошкой ходили. Собирали остатки у знакомых, чтобы посадить, поделив её на «глазки». – Тогда потерпи, скажет. Через час разрешит немного прилечь в кладовке, где до этого отдыхал кто-то другой.
Мне часто в глаз попадала металлическая стружка. В медпункте мне: – Ну, опять пришла, Галина. Что же ты делаешь со своими глазами. Они у тебя "магнитные". Положено было надевать очки, но их не было. Не знаю, как мои глаза остались нетронутыми. Учил меня 16-летний Лёня Панфилов. Он уже кончил нашу школу, и я попала к нему в ученики.
Первый раз, когда я зарплату получила, работяги, которые остались на заводе, говорили: – Ничего себе, Галина, сколько заработала. У меня ведь часть налогов не вычиталась, а они большие были. Кроме того, я получала все заработанные деньги, большинство обязаны были покупать облигации. И мама сказала: – Ну, надо же, какую зарплату принесла. Я отвечала, что мне все завидовали, говорили «наша стахановка». И, конечно, постепенно я осваивалась, производительность была хорошая. Я стала шлифовщицей 2-го разряда цеха топливной аппаратуры (самого высокотехнологичного)  Челябинского тракторного завода им. С.М.Кирова. Мне говорили: – Ты можешь гордиться.
Всё было на патриотизме, это и говорить нечего. Помню, как 9 мая 1943 года весь город (и наша школа) провожал на фронт Челябинскую танковую колонну.
С середины девятого класса и в десятом, выпускном, тех школьников, кто раньше работал, с завода уволили, и мы только учились. Конечно, после моего увольнения в семье стало труднее с питанием. Весной мы копали под картошку огороды, свои и общий школьный. Летом я работала вожатой в пионерском лагере.
А в июле исполнилось два года, как мы не видели папу. Он по-прежнему жил в Москве, работал экономистом, часто ездил в командировки. Мы очень беспокоились, когда от него долго не было писем, и молчаливый почтальон день за днём проходил мимо наших дверей. А «гражданские» письма порой шли почти месяц.
Помню, как я получила письмо от подруги по московскому двору Зои: они с мамой, выехав в 41-м на летние каникулы, побывали «в плену», под немцами. Но уже наступали дни освобождения. 25 октября освободили Днепропетровск и Днепродзержинск. 6 ноября наши заняли Киев. Мы слушали по радио салюты из Москвы.
Школьная жизнь (обучение было раздельное: мальчики и девочки) не останавливалась, собрания, доклады, репетиции, политинформации. Помню, как пришлось привыкать к новой системе оценок знаний: «отлично, хорошо, … плохо» заменили на 5,4, … 2». Мы были молоды, и подготовка к контрольным не могла помешать волейболу, домашним танцам или походам в кино на недавно вышедший фильм «Два бойца».