1. 7. 2. Александр Куприн. Венок сонетов

Японский Сонет
.



НЕПРОСТО РАСПОЗНАТЬ СВОИ ДОРОГИ

................................автор: Нина Плаксина http://stihi.ru/avtor/plaksinanina
 

Венок сонетов (крымский)
               
 
Посвящение Александру Куприну.
                «И я, как осел, изнурен до упада,
                Как скот подъяремный, дрожу от страданья,
                Влачу я свой груз чрез ущелья и грады
                по кучам, обрывам, теряя сознанье».
                Александру Куприну

Акромагистрал  №2

(Магистрал –  предисловие)


Исход великих дел в рассвет веков
Заведомо изменит судьбы многих.
Непросто распознать свои дороги,
Уйти – так к новой жизни, без оков.
Рвануться в радость размышленьем ярким,
Единым вдохом встретить «Красный смех»*,
Нарушить сны духовным боем жарким.
Действительность событий динамична –
Октябрь рутину рушит без помех.
Упрочен мир, и радость безгранична.
Покоя нет вдали от берегов,
Абсурд алкать чужое: грусть – расплата:
Довольно горько вспомнить и чревато
Агонию толпы и взгляд врагов.


1

Исход великих дел в рассвет веков,
где Крым неотделим от всех событий,
научных, исторических открытий –
запомнили сердца – скрижаль богов.

Нетленна летопись беспечных волн.
Напевы моря с ветром неумолчны –
мотив неоднократных оборон.

Течёт по жизни времени Река,
смывает годы говорок проточный –
вольётся в новый мир наверняка.

У синих вод – вершины-каталоги:
свершений вехи, памяти людей.
Таинственный фарватер кораблей
заведомо изменит судьбы многих.


2

Заведомо изменит судьбы многих
омытый морем, обновлённый Крым.
Душой планеты создан и любим
хранитель-оберег традиций строгих.

Спокойной трансформации эпох
и мудрые не назовут, пожалуй:
всегда в борьбе решительность и жалость.

Согласие решает диалог,
хороший мир находит справедливость,
но лживость не спасёт велеречивость.

«Плеядой сильных» назову в прологе
тех, кто услышал голос новизны.
В рождении и кризисе страны
непросто  распознать свои дороги.


3

Непросто  распознать свои дороги,
когда свобода манит и пьянит.
«Товарищ» в обращении – магнит,
звучит и высоко, и босоного.

Не просто слово – жизни глубина,
раскованность, общение на равных –
шатается престол земли державной.

Героя моего зовёт страна.
Он –  подпоручик (в жизни – ритм  казённой)
солдату – друг и брат, вопрос решённый.

Учение – основа из основ.
Но для чего, к чему муштра тупая?!
Уйти, в свободный мир легко ступая,
Уйти – так к новой жизни, без оков.


4

Уйти – так к новой жизни, без оков.
Сменить, хоть обстоятельства фатальны…
Теперь героем Ромашов, буквально,
вошёл и в мой сонет, без лишних слов.

Один. Тоскует. Тяготится службой.
Растерян. Благородно ищет дружбы,
наполненной армейской простотой…

Для Куприна осталась за чертой –
его мечты привычная картина.
Не для него солдатская рутина.

Другому, неожиданным «подарком»,
досталась из уродливой среды.
Осталось – из постигнувшей беды
рвануться в радость размышленьем ярким.


5

Рвануться в радость размышленьем ярким:
«Из штаба – он, блестящий офицер,
в маневрах и учениях –  пример…»
(К раздумьям – пояснение, ремарка).

Чеканит чётко, шаг под нитку пишет.
Под солнцем полк парадный словно вышит!
Так почему смешался строй в толпу?..
 
Причина – взрыв мятежного разлада.
Война – жестокость, смерть, а не парады.
Поэт сумеет вымостить тропу.

Понять, стремиться видеть неуспех
в «Дознании» –  в военном положенье,
«Цусиме» – в жесточайшем  пораженье,
единым вдохом встретить «Красный смех».*


6

Единым вдохом встретить «Красный смех»* –
увидеть смерть глазами пацифиста.
Война – купель и рай рецидивиста,
убийцам, злобе – место для потех.

Взлетает роль военного спеца.
В бесценных исторических уроках
не замолчать казарменных пороков.

Когда душой всецело овладела
борьба за счастье, мир, благое дело
ведёт сердца на подвиг до конца.

Горячий спор не слышит лепет жалкий,
не станет правда голоса беречь:
пришла пора умы «глаголом жечь»,
нарушить сны духовным боем жарким.


7

Нарушить сны духовным боем жарким
сумеет, кто правдивости гарант
и убедительным быть дан талант.
Задуманное не пойдёт насмарку…

Очаковцы в борьбе, заря в крови…
Куприн бросает лычки и погоны.
Теперь его герои – листригоны.

А Ромашов живёт в плену любви.
Переплелись события, герои.
Где вымысел, и не понять порою.
 
Карьера офицера – всё привычно,
но как сказать, возможно, повезло:
волнующее чувство расцвело.
Действительность событий динамична.

8

Действительность событий динамична.
Правдив писатель, раскрывая фальшь.
О  генералах речь без генеральш
не гармонична и не романтична.

Армейский быт без офицерских каст
не мыслим: ни просвета, ни прогресса.
С Японией не избежать эксцесса.

Война раскрыла  внутренний контраст
правительства с бесправием народа.
В ряды борцов звала людей свобода.

Ни «альф» не изучая, ни «омег»,
в стране родился гнев народной бури,
И песню запевалы* помнить будут:
Октябрь* рутину рушит без помех.
___________________
* Герой рассказа «Ночная смена» Замошников  песней и весёлым словом поднимает дух солдат.
* В произведениях Куприна передано назревание революции.


9
Октябрь рутину рушит без помех,
растёт во времени и вызревает в ярость.
В борьбе недопустима тупость, вялость –
пружинится стремительный разбег…

Суровость форм борьбы – пугает просто.
В проблемах политического роста,
как говорится, двойственный стандарт.*

Но в темах не найдёте лжи, притворства.
В них – критика уродства руководства,
в глубины душ, коллизий жизни взгляд.

Оценку можно ль дать категорично,
когда в безверии царит беда?
Любой мужик легко вздохнёт, когда
упрочен мир и радость безгранична.
_____________________________
*  Отношение к революции у Куприна было двойственным. Но он предложил издавать для крестьян газету, о чём лично беседовал с В. И. Лениным. Писателя пугали суровые формы борьбы, ему казалось, что народ ещё не верит, ещё не готов для борьбы из-за своей отсталости.

10

Упрочен мир и радость безгранична,
целуют небеса земную твердь –
любовь сияет, сильная, как смерть,
цветёт красиво, тихо, драматично.

Тончайшие, возвышенные чувства
передаёт словесное искусство.
Их держит «очарованная нить».*

Победа силы духа идеальна.
Любовь и смерть – история реальна,
не миф, поверьте, некого винить.

Покорно и легко уйдёт Желтков.
Трагедия. Поступок благороден.
Большой реке в весеннем половодье
покоя нет вдали от берегов.


11

Покоя нет вдали от берегов,
где эхо повторяет бесконечно:
«Святится имя»!
«Да святится вечно»! –
доносится в ответ из облаков.

Надежды нет, ни тени на взаимность.
Любовь – мираж, мечта, но не наивность –
неузнанная рядом проплыла.

Красивая, не ждущая награды,
коснувшись чистоты святой лампады,
опустошила и сожгла до тла.

Последнее свидание – соната,
что свыше музыкой звучит давно.
Единственным остаться суждено.
Абсурд алкать чужое: грусть – расплата:


12

Абсурд алкать чужое: грусть – расплата:
ведь Ромашову предстоит дуэль –
решила уставная канитель:
осталось пуле выбрать «кандидата».

А Шурочка рассудочно-цинична,
слова шептала томно и трагично,
решала страстно мужнины дела.
 
У рта губами трепетала дольше.
Уверившись, что не увидит больше,
«купив»* блаженство, смерти отдала.

Осознавала трезво: виновата,
но мужу - бездарю должна помочь…
Она забудет «взвешенную ночь»!**
Довольно горько вспомнить и чревато…
___________________________
**«Дорогой мой, я ведь все это давно обдумала и взвесила. Положим, ты отказался. Честь мужа реабилитирована. Но, пойми, в дуэли, окончившейся примирением, всегда остается что-то... как бы сказать?.. Ну, что ли, сомнительное, что-то возбуждающее недоумение и разочарование... Понимаешь ли ты меня? — спросила она с грустной нежностью и осторожно поцеловала его в волосы…»
* Я не могу так с тобой проститься... Мы не увидимся больше. Так не будем ничего бояться...


13

Довольно горько вспомнить и чревато,
особенно, когда ты седовлас,
и в памяти улыбка посейчас,
загадочна, блаженно-виновата.

Она застыла в радостной любви
напоминаньем сладостных мгновений,
безоблачных девичьих откровений.

Но Суламифь не слышит, не зови:
уснула дева, нежный, тихий гений,
Не нужно вздохов, плача, сожалений.

Хоть наказание, в конце концов,
настигло подстрекателя с убийцей,
запомнил царь чужие, злые лица,
агонию толпы и взгляд врагов.
 

14

Агония толпы и взгляд врагов,
блеснувший меч и удивлённый вскрик –
для Соломона  хуже смерти миг,
ожог и пламень тысячи костров.

Любовь и смерть необъяснимо рядом.
Во взглядах, настроениях, нарядах
во времени загадочно близки.

В словах лишь шаг, от страстных до свирепых,
порою непонятных и нелепых.
Сравнима жизнь с течением реки.

Живое повторение витков
боготворит игру мелодий  в плеске.
Отсюда убедительный и веский
исход великих дел в рассвет веков.


ОТЗЫВЫ
Рецензия на «1, 7, 2 Непросто распознать свои дороги 11» (Нина Плаксина)
* Какой огромный труд!!! Какие обширные познания! Буря исторических событий, человеческие судьбы, трагедии, духовный взлёт и разочарования великих людей, – всё поражает в Вашем труде! СПАСИБО! Вдохновения Вам!
Анна Климова4   11.05.2021 11:12
 

* Нина, СПАСИБО за мастерство написания сонетов и просвещение. С наступающими праздниками! Здоровья Вам и успехов в Вашем прекрасном творчестве! С уважением, Николай.
Николай Иванов 60   03.05.2021 03:16