А может, Ницше прав?..

Какабадзе Манана
Мы заглянули в бездну, бездна – заглянула в нас, (1)

Я помню, так сказал-предрек безумный Ницше.

Он Заратустру (2) оживил, и окровил иконостас.

Оставив зло толпе, и факел уронил на пепелище.

 

***

То пепелище до сих пор смердит у нас в душе,

И бездна всё глядит, – глядит в глаза, не уставая.

А мы бредем по пепелищу тщетно, как бы в мираже.

Безропотно, не видя света белого, и тихо умирая.

 

***

А может, Ницше прав? – в мир пришёл последний человек, (3)

Сверхчеловек (4) погиб, пропала навсегда и воля к власти… (5)

 «Смерть Бога» (6) приняли, и объявил нам нигилист вовек:

Что Бога нет… а человек – химера, случаю подвластен…


1. Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя.
"По ту сторону зла и добра." Ф. Ницше.

2. "ТАК ГОВОРИЛ ЗАРАТУСТРА. КНИГА ДЛЯ ВСЕХ И НИ ДЛЯ КОГО." Ф. Ницше.

3. Последний человек (нем. der letzte Mensch) ; термин, введённый философом Фридрихом Ницше в его работе «Так говорил Заратустра». Понятие описывает антипод воображаемого высшего существа, который зовётся сверхчеловеком, и чьё скорое появление возвещает Заратустра. Последний человек устал от жизни, отвергает риск и ищет только лишь комфорт и безопасность.

4. Сверхчелове;к (нем. ;bermensch) — образ, введённый философом Фридрихом Ницше в произведении «Так говорил Заратустра», для обозначения существа, которое по своему могуществу должно превзойти современного человека настолько, насколько последний превзошёл обезьяну. Сверхчеловек, будучи в соответствии с гипотезой Ф. Ницше закономерным этапом истории человеческого вида, должен олицетворять средоточие витальных аффектов жизни. Сверхчеловек — это радикальный эгоцентрик, благословляющий жизнь в наиболее экстремальных её проявлениях, а также творец, могущественная воля которого задаёт вектор исторического развития.

5. «Воля к власти» (нем. Der Wille zur Macht) — название книги, состоящей из заметок Фридриха Ницше, собранных и отредактированных его сестрой Элизабет Фёрстер-Ницше и Петером Гастом (настоящее имя Йоганн Генрих Кёзелиц).

6. «Бог умер», или «Бог мёртв» (нем. Gott ist tot или Gott starb) — высказывание Ницше. Появилось в написанной в 1881—1882 годах книге «Весёлая наука». С высказыванием связана метафора постмодернистской философии — смерть Бога.

Обычно связывается с разрушением представлений о наличии некоторого гаранта существования человечества, лежащего за пределами непосредственной эмпирической жизни, содержащего в себе план истории, придающего смысл существованию мира. Идея об отсутствии такого гаранта возникла как следствие дискуссии об оправдании Бога и является одной из основных предпосылок современной европейской философии


 
                ***