Афанасий Станчиц. Из семейной хроники. 3

Таня Станчиц
3. Поневежис - Тельши. Выход в жизнь.

     О себе необходимо сказать, конечно, подробнее. Как уже говорилось выше, родился я 20 апреля 1890 года четвёртым в большой семье родителей. До 15-летнего возраста прожил дома у родителей, помогая посильно в сельском хозяйстве. В августе 1905 по примеру старших - Евгения и Феодосия - поступил в Поневежскую учительскую семинарию. Учение давалось мне легко, и я шёл всё время в первой пятёрке своего класса, борясь зачастую за первое место. За отличную успеваемость получал ежегодно казённую стипендию 100 рублей в год, на которую и существовал, вплоть до приобретения одежды и обуви. Жили в казённом меблированном общежитии, питались все в своей ученической артели и были вполне сыты за 6-7 рублей в месяц. Экономия и стипендия за каникулы позволяли купить ботинки, которые стоили 4 - 5 рублей и носились без починки до года и сукна на ученический костюм рублей на 10, и его уж хватало смело года на два. В семинарии я увлекался пением, что давало мне некоторые преимущества, а зачастую и материальную выгоду. Так при окончании семинарии в 1909 году мне, как отличному хористу, подарили целый костюм ценой в 25 рублей.
     По окончании семинарии я с 1 октября 1909 года был назначен учителем в город Тельши Ковенской губернии, учителем мужского начального училища с условием преподавать пение в высшем начальном училище и руководить хором. По своей школе я был занят только 4 часа в день, и потому условие было приемлемо и тем более оно к моему основному жалованью в 32 рубля в месяц, давало ещё 25 рублей. Кроме того я свободные вечера использовал в качестве инспектора народных училищ, что не только поднимало мой авторитет и ширило ведомственный кругозор, но и давало также некоторую материальную выгоду, а главное сделало меня канцеляристом, что впоследствии оказалось для меня так важно. Чтобы судить о моей материальной обеспеченности в то время, достаточно сказать, что одному на питание в месяц 15 рублей было более чем достаточно. А ведь при поступлении на работу мне дали ещё, кроме того, треть годового жалованья не в зачёт, т.е. на обмундирование, как полагалось по закону в школах тип нашей. Само собой понятно, что в подобных условиях я хорошо экипировался и стал весьма приличным на вид молодым человеком. По крайней мере, так определяла прекрасная половина рода человеческого, и я был принят в лучших кружках уездного общества.
     При воспоминаниях о Тельшах, я не могу обойти молчанием светлую личность старой учительницы Анны Васильевны Спасской, которая была моим лучшим и искренним другом при выходе в жизнь. Высоконравственная Анна Васильевна несомненно оказала огромное влияние на формирование моих отношений с людьми, и я всегда признателен ей за это. Так начинались пять лет лучшей моей жизни, и ничто даже подобное не повторилось в моей жизни.

Продолжение - http://stihi.ru/2021/06/08/5739