22 июня 1941 года. Рассказ мамы

Наталья Смирнова 5
22 июня 1941 года. Восемьдесят лет прошло с той страшной даты. Уходят Ветераны, а теперь уже – и дети войны. Всё меньше остаётся тех, у кого можно спросить: «Каким вам запомнился этот день? Что вы чувствовали?» Эти вопросы я часто задавала родителям. 

- Ты помнишь первый день войны? – спросила я у мамы когда-то давно, будучи ещё совсем юной.
- Конечно, помню, - ответила она.
- Расскажи.
- Я тогда только что закончила пятый класс, - начала свой рассказ мама. – И в конце июня мы с Эльзой* собирались ехать в пионерский лагерь. А 22-го утром мы с мамой пошли на рынок за творогом. Был воскресный день, и она, как всегда, собиралась испечь ватрушку. Вернулись домой. Мама начала творить тесто. Я очень любила наблюдать за этим действом. И, конечно, помогала, чем могла. Папа возился с маленькой Зоей,**которой в тот день исполнилось 9 месяцев. Играло радио. И вдруг… важное правительственное сообщение… Было очень страшно. Мама сразу заплакала. А наш сосед - дядя Вася Соколов, зашедший к нам именно в эту минуту, взял деревянную табуретку, стоявшую в прихожей, и со всей силы разломил её. Видимо, так он решил выплеснуть свои чувства, чтобы не заорать от гнева. Всё-таки рядом находились дети. Потом постоял ещё немного, ласково потрепал по голове Зоеньку и пошёл собираться. Он ушёл на фронт буквально на следующий день.

- А дальше? – допытывалась я. – Что было потом?
- А потом нашу Эльзу вызвали в школу и попросили организовать небольшой концерт для выпускников, уходящих на фронт. Многие из них ушли сразу. Вот и решили организовать проводы. А Эльза была хорошим организатором. Конечно, концерт проводился силами старшеклассников, но меня она тоже взяла – помогать заводить пластинки. Тогда никто и представить не мог – что нас ожидает впереди. Ребята, уходящие на фронт, бодрились, пытались даже шутить. Молодые, красивые. Были и танцы под патефон…

Мама замолчала и подошла к окну.
- А дальше? – продолжала допытываться я. – Что было дальше?
- А дальше… - ответила она, с трудом передохнув, - Никто из них…не вернулся…

Эти воспоминания, конечно же, навсегда сохранились в её сердце, проникнув в самую душу. Я много раз замечала, что, услышав песню Булата Окуджавы «До свидания, мальчики!» - по радио или по телевизору – мама начинала плакать. Видимо, в тот момент она опять ощущала себя девчонкой-пятиклассницей, которой поручили заводить пластинки на концерте, посвящённом проводам на фронт выпускников их школы, и которая в тот день даже представить не могла, что никто из них не вернётся… Никто…

*Эльза - мамина старшая сестра
** Зоя - мамина младшая сестрёнка