День Памяти. Война за Любовь

Юля Жинь
         Об Искусстве Души. Примеры:

         Искусство восходящее.
         Искусство катарсическое.

Искусство и современность.

   Проживание Красоты включает нас в такие энергии, которые вдохновляют нас и питают нашу душу, наполняя ее гармонией. Это искусство восходящее, возвышающее, восхищающее.

   Но, как и многие другие феномены нашей жизни, восприятие искусства подвергается сейчас искажению. А точнее заужению, когда отбрасыванием, игнорированием одних составляющих и упором на другие – эти другие приобретают гипертрофированное значение. Хотя сами по себе они не несут негативного смысла. Просто возникает дисбаланс, неполноценность восприятия, а конкретно Современное ставится во главу угла, пытаясь «отправить на задворки» Вневременное.
   
   Да, одна из задач художника – это отражение своего времени, но задача эта не единственная. «Современность»  является вложенной частью, подзадачей более крупного понимания – задачи отражения Реальности. И если художник не реализует вторую подзадачу, которая нам знакома как «Прекрасное, Доброе, Вечное» - возникает перекос, отображение современности становится пустой формой, не наполненной смыслом. Точнее, не наполненной здравым смыслом – тем самым прекрасным, добрым, вечным.

   В качестве первого примера: творчество Катерины Билокур, украинской художницы ХХ-го века.

--здесь была ссылка-- но - теперь она в рецензии

   Современность Билокур была в том, что она смогла всё-таки реализоваться как художница. Да, это потребовало от неё абсолютного намерения, вплоть до риска собственной жизнью. Да, даже после признания не удалось избежать материальных трудностей и тягот, которые в конце жизни перекрыли ей возможность продолжать заниматься единственно значимым любимым делом. Но она воплотила свою Мечту, совершенно безумную мечту для крестьянки любого времени, а ранее ХХ-го века просто невозможную.

   И вот это было очень современно. Я бы сказала даже в тренде. И дело тут вовсе не в феминистических настроениях, а в росте сил Женственности в человечестве, настоящей Женственности с большой буквы, вечного начала Вселенной, которое не противопоставляется Мужественности, а соединяется с ней в танце жизни, оставаясь собой.

***

   Концепция Прекрасного, Доброго и Вечного не всегда реализуется через нежность. Есть произведения, где этот процесс происходит через драму, через болезненный процесс, наполненный резкостью и еще более настойчивой необходимостью труда зрителя.

Это катарсическое искусство.

   Здесь хочу рассказать о творчестве белорусского художника Михаила Савицкого, современника первой героини.

   Для Савицкого, узника концлагерей, очень важно было, чтобы выстраданные им образы нашли путь к сердцу человека и его способности сопереживать. По его словам, чтобы написать картину, иногда нужно «сжечь душу». Особенно это чувствуется в цикле полотен «Цифры на сердце» (1974–1987).

http://aldusku.livejournal.com/35156.html

«Долг художника — не только найти язык — как говорить о мире, но и выявить смысл — что говорить о мире.»

-- здесь была ссылка - теперь она в рецензии --

Долг и Труд  зрителя - отыскать и взрастить в себе Доброту после просмотра этого антивоенного и антициничного цикла. Если не отыскивается доброта и сострадание – это уже цинизм, «отмороженность» души.

***

Это Искусство как подвиг. Искусство как подвижничество. Искусство души.

***
Иллюстрации:
К.Билокур «Колхозное поле», 1948 г. и «Цветы», 1942 г.
М.Савицкий «Мадонна Биркенау», 1978 г.