Бельведер История любви Императора

Алексей Салтыков
Бельведер* История любви Императора
«Да смилуется над нами Бог и даст
однажды нам возможность
жить лишь для себя…»
Из письма №2 Александр II –
Княжне Екатерине Долгоруковой

Над Бельведером пахнет сиренью,
Птицы умолкли, лишь звёзды горят.
Даже богам то нельзя во Вселенной,
Что Императору звёзды простят.

Сёстры Атлантов, страдальцы понтиды,
Вечным примером несущего крест,
Смотрят на звёзды здесь Кариатиды
В платьях несбывшихся божьих невест.

Боги ж бессмертны, но страсти им вредны,
Здесь, на Земле – мы иначе живём:
Утром мы в храме служим молебны,
А по ночам все грехи познаём!

Так познавал одинокий Тиберий,
Скрывшись от глаз для развратов души…
Я б в телегонию камня не верил,
И на мозаику** всё ж не грешил.

Смерть уж над ним заносила кинжалы***.
Ей он не верил – смеялся в ответ,
Но на корону глядел он устало,
Жизнь то прекрасней, коль сыщешь в ней цвет!

Ей – девятнадцать****, ему – сорок восемь.
Он – Император, она же – Княжна!
Он так подспудно оттягивал сень,
С ней только, только случилась весна…

Рыцарь – мечтатель, и влюбчивый барин,
Страстный охотник – трофей полон зал,
Он не возьмётся, как грубый татарин, -
Он в Монплезир на коне прискакал!

Снова здесь встреча, какое-то чудо!
Вспомнил Жуковского*****: в счастье поверь!
Катенька, Катя, тот храм не забуду,
Чем для любви нашей стал Бельведер!

Здесь столько мощи и столько свободы,
Столько простора и буйства в крови!
Был властолюб мой отец от природы,
Он же сей храм воздвигал для любви!

Мрамор каррарский и клодтовы кони,
Что укрощённые силой ума,
Словно робеют пред мощью колонной,
Сильным – свобода здесь, слабым – тюрьма.

Он – выше храма, и выше природы!
Друг мой, патриций, расслабишься здесь.
Хлеба и зрелищ – желают народы,
Небо и вечность – отдал нам Зевес!

Там, погляди, Катя, Катя, - Исакий!
Господи! Как же ничтожна Земля!
Кто над судьбою своею не плакал,
Видя прекрасные эти поля!

Ты говоришь: как же Императрица?
Как же наследник? - Да к чёрту судьбу!
Разве не мог Император влюбиться,
Хоть даже ангелы б дули в трубу!

Если царю прибавляет стремлений,
Новая страсть будоражит в нём кровь,
Новых реформ пусть все ждут повелений –
В том ли не сила, где власть и любовь?

Вырастет сын, отрекусь от престола,
И заживём где-нибудь налегке,
Слушая песни под Арфу Эола,
От суеты и проблем вдалеке.

Дядя мой так отрешился от мира******…
- Вспомни же, Алекс, что после стряслось!
- Всё протекает, пустеют пальмиры,
Если всё время накапливать злость.

Дал крепостным я свободную долю,
Освободитель – меня нарекут!
- Что же бунтует «Народная воля»?
- Тяжко рабу отказаться от пут!

Бунт на Руси беспощаден  и страшен,
Так и живут одним днём…
Вижу… Мечтаю о будущем нашем,
Бога молю перед сном, -

Чтобы однажды он свёл наши души
Перед Святым Алтарём
И никогда б не посмел я нарушить
Катенька, счастье твоё!

Богом клянусь, твои милые руки
Буду всегда целовать,
Только б недолгими были разлуки,
Телом твоим согревалась кровать!

Вижу в тебе я души отраженье,
Словно живу я в тебе…
Я ж Император! Божественный гений,
Страсти взаймы не спрошу у небес!

«Всякий житейский комфорт был нему незнаком до тех дней, когда Бог послал нам эту любовь, изменившую нашу жизнь. Не было никого, ни в его семье, ни среди окружения, кто бы заботился о нем; все было лишь фальшь, комедия и корысть. Кроме меня, он никому не жаловался. Он мог легко переносить холод, и никто не давал себе труда избавить его от сквозняков. Его кровать была жесткая, как камень; я заменила ее на кровать с пружинным матрасом, который его потряс, и я заботилась, чтобы постель каждый вечер согревали. Понемногу все эти удобства устраивались, и он бывал тронут до слез каждым проявлением моего внимания.»

Екатерина Долгорукова



……………………………………………………………………………………………………………
Пояснения. Стих относится к части истории любви между Александром II и ещё совсем юной Княжны Екатериной Долгоруковой. Бельведер стал местом их первых романтических свиданий. Обширная переписка Императора и Княжны, сохранившаяся до наших дней, подтверждает их пылкую любовную привязанность друг к другу. Император любил, даже несмотря на протесты жены, наследника, родственников. Но, как говорят, - Quod licet Iovi, non licet bovi. Сразу после смерти жены Александр II выполнил своё обещание и вступил с Екатериной в брак, от которого у него родилось четверо детей.
*Бельведер – прекрасный дворец на Бабигонской возвышенности выполненный в античном стиле. Возведён Бельведер был ещё при царствовании Николая I, в 1852 году.
Вот как описывает Гейрот А. в 1868 году петергофский Бельведер: «Здание Бельведера двухэтажное, в строгом средне-греческом стиле, основание здания из тёсаного гранита; кругом нижнего этажа всего строения — терраса, обнесенная чугунной решеткой. Вокруг всего верхнего этажа Бельведера великолепная колоннада из 28-ми колонн сердобольского гранита с ионическими белого мрамора капителями. Между колоннами тоже чугунная решетка. Портик переднего фасада поддерживается кариатидами из сердобольского гранита, работы Теребенева; от портика сход в сад по гранитным ступеням. Перед портиком на пьедестале поставлена художественная бронзовая группа, подаренная императору Николаю І-му, в 1854 г. прусским королём. Группа эта состоит из трёх фигур: полулежащего скифа, барса вонзившего в скифа свои когти и собаки, ухватившейся за ухо барса и оттягивающей его в сторону. На пьедестале надпись: «Z. Franz fecit, Fisher fudit», т. е. Франц делал, Фишер отлил. Полагают, что группа эта, присланная во время восточной войны 1854— 1856 г. имела современный аллегорический смысл: Скиф — изображает Россию; барс Австрию, а собака (эмблема верности),— дружественное отношение Пруссии к России. Кроме этой группы, тут же, на уступах лестницы и пьедесталах расставлено несколько мраморных фигур. Впереди Бельведера, на отлогой покатости раскинут сад с древесными, кустовыми и цветочными клумбами.
В саду, по обеим сторонам Бельведера, на двух больших пьедесталах финляндского гранита, поставлены конные группы, изготовленные гальванопластически по модели профессора барона Клодта. В нижнем этаже Бельведера устроена большая белая мраморная зала с десятью колоннами каррарского мрамора, с каннелюрами и коринфскими капителями; колонны величиною семь аршин, а в поперечнике один аршин. Капители колонн замечательны по художественной работе. Пол залы мраморный. Подле зала две небольшие, но изящно отделанные комнаты. В верхнем этаже имеется также большое зало и несколько комнат, богато отделанных. Лестница из нижнего этажа в верхний, хотя и небольшая, но весьма красивая и удобная; кроме того, имеется еще особое подъемное кресло.»
** мозаика – В парадном зале, в центре пола парадного зала, мы видим до сих пор сохранившуюся античную мозаику, которая была найдена во время раскопок виллы Юпитера на о. Капри в Италии в 18 веке. Вилла Юпитера принадлежала императору Тиберию, поэтому с большой долей вероятности можно утверждать, что по этой мозаике ходил еще сам император Тиберий.
*** На Александра II за его правление было совершено до семи покушений
**** Княжне Долгоруковой  в начале их близких отношений было 19 лет.
***** Поэт Василий Андреевич Жуковский, сын помещика Бунина и наложницы турчанки Сальхи, был учителем и наставником молодого Александра Николаевича
****** Дядя Александра Николаевича – Александр I. Существует легенда, что после инсценированной смерти в 1825 году, он удалился от мира и ушёл в монастырь в возрасте 48  лет.