Лоскутное одеяло памяти

Лена Рудова
                75 летию Великой Победы посвящается.


Наша Земля напоминает лоскутное одеяло, сшитое заботливыми бабушкиными руками. 
В зеленые прямоугольники лесов и полей вплетаются серые полосы дорог и  голубые ленты рек, кое - где украшают  пэчворк моря и  озера.
«Пэчворк» - этот термин очень близок по своему значению всем, кто имеет деревенские корни.
Наверняка многие помнят старые бабушкины разноцветные одеяла, крупно простеганные вручную. Именно такой сельский стиль отделки различных тканевых изделий и есть пэчворк.
«Лоскутное шитье» – так дословно переводится незнакомое на слух слово. Оригинальный вид ручного творчества вобрал в себя одновременно сложность и простоту, нежность и экстравагантность.
Эта традиция родилась в деревнях и селах не от бедности, а от разумной бережливости рачительных хозяев: каждый лоскуток – в дело.
Из таких разных лоскутков состоят наши воспоминания: разные люди, разные события, непохожие судьбы.
У любого человека  своя судьба, но в жизни у каждого из нас есть общие страницы  и их нельзя забыть, нельзя вычеркнуть.
Так нельзя вырезать годичные кольца из ствола могучего дуба, без них он погибнет. Нельзя разорвать связь поколений и связь времён, которая как корни питает и молодое растение, и нынешнее поколение.

ЛОСКУТНОЕ ОДЕЯЛО ПАМЯТИ

Хорошее видится издалека, и не имеет значения, о чём идёт речь: о расстоянии или о времени.
Я родилась всего через шестнадцать лет после Великой Победы.
Когда была маленькой, многого не понимала, не обращала внимания на подробности и детали, которые, в последствие, оказались значительными и существенными. Конечно, я не могла  оценить их по достоинству.
Только спустя многие годы и десятилетия у меня  появилась такая возможность и осознанная необходимость.
Сегодня, оглядываясь на прожитые годы, я понимаю, что мне несказанно повезло. Попытаюсь объяснить, почему я так считаю.
В какой-то книге я прочитала, что нынешнее поколение молодых людей и их родителей обделены судьбой или жизненными обстоятельствами. Мирное время, а во многих семьях нет отцов, нет дедов. А для ребёнка, оказывается, общение с дедушками и бабушками даже важнее, чем внимание со стороны родителей.
У некоторых народов есть поверье, что человек, дождавшийся рождения правнуков, после завершения земного пути сразу же попадает в рай.
У меня было два дедушки и две бабушки. Их судьбы и их семьи опалила война. Через все испытания они прошли с достоинством и мужеством.  Вот несколько ярких эпизодов из их долгих и таких непростых  жизней.

Александр Николаевич. Война

Дед по материнской линии был родом из кубанских казаков.
Вырос он в большой и дружной семье. Учился дома, из-за болезни ног школу не посещал. Каждый год сдавал экзамен за два класса.
В армии служил  в кавалерии. Был у него любимый конь - Орлик, очень умный, но своенравный.
Коммунист, политрук вместе с воинской частью дед был и в Польше и на Дальнем Востоке. В поезде на пути в Белоруссию узнал и начале войны. Жена, Мария Денисовна, с сыном и двумя дочками, остались в глубоком тылу (город Боготол, Красноярского края).
А дедушку воинский эшелон повёз к западным границам, где разгоралось пламя войны.
Был ранен осенью 1941 года. Пуля прошила лёгкое, и бойцы Красной Армии сочли его мёртвым. В тыл уже летела похоронка.
В  спешке отступления на похороны не было ни сил, ни времени.  Тело присыпали опавшей листвой, а эта поспешность спасла дедушке жизнь. Очнулся, выбрался из вороха листьев и шагнул в темноту. Ночами  дедушка пробирался ближе к знакомым местам. В Печах жили родственники жены, там и хотел на время схорониться, узнать положение дел на фронте.
Из-за предателя он попал в немецкий концлагерь. Душа казака не могла смириться с пленом, трижды пытался бежать, но немецкие овчарки  оставляли беглецам ничтожно малые шансы на удачу. В концлагере находился под другой фамилией, и это спасло его от печальной участи большинства советских военнопленных после освобождения. В партии и в звании восстанавливаться не стал по вполне понятным теперь причинам.
Александр Николаевич не любил об этом вспоминать. А немецкие овчарки много лет спустя будили призраки его страшного военного прошлого.   

Я побывала во многих городах СССР и ЧССР. Всегда посещала воинские захоронения, мемориалы и музеи. На Пискарёвском кладбище в Ленинграде, у Могилы Неизвестного солдата  в Москве, у Вечного огня на Площади Победы в Минске и у бастионов Брестской крепости я всегда думала о своём дедушке – Александре Николаевиче, который воевал в регулярных частях, выжил после ранения и плена, вернулся на Родину и восстанавливал её из руин.
Я не знаю практически ничего о его военных скитаниях, но от этого моё уважение к его мужеству и стойкости не становятся меньше.
Фашизм обрёк на гибель целые народы. Кто знает, что бы было с Европой и миром, если бы не подвиг Советского солдата.

Мария Денисовна. Война

В эвакуации работала санитаркой (нянечкой) в госпитале города Боготол, Красноярского края.
Получила похоронку на мужа, схоронила тяжело заболевшую дочь, но один случай всё же  подарил бабушке надежду.
Как и многие женщины в городе она ходила к гадалке. Но прежде захотела проверить, насколько правдиво гадание. Сказала, что на захваченной территории осталась дочь,  и хочет узнать её судьбу. Села перед зеркалом: свеча коптит, вода с колечком на столе.
Страшно, но любопытство было сильнее. В зеркале проплыл маленький гробик, ведь дочка - то умерла. Потом появился мужчина, похожий на мужа, но не в  привычном армейском кителе, а в телогрейке и ушанке с тощим сидором за плечами.
В 1944 году по вызову прабабушки вернулись в Минск.
А дедушка вернулся в 1946 году в телогрейке и ушанке, как увидела его в зеркале в далёком Боготоле.

Александр Николаевич. После войны

После войны брался за любую работу: сапожничал, помогал жене выполнять обязанности дворника. Перед выходом на пенсию работал завхозом в кулинарном училище.
Везде, где он работал,  его любили. Любую работу он выполнял на совесть, поэтому контролировать процесс и результат не было необходимости. Он и нас приучил: или делай как для себя, или не берись за дело.
Дедушка даже родился в День Красной Армии - 23 февраля. И учащиеся, и мастера кулинарного училища приходили к нему с поздравлениями и каким - нибудь необыкновенным тортом: корзиночка с розами, раскрытая книга.
Всегда приветлив, аккуратно выбрит. У него был своеобразный дресс - код: китель, галифе, зеркально начищенные хромовые сапоги.
Он много читал, и рассказывал всё прочитанное неграмотной бабушке.

Память сохранила его невероятно обаятельную улыбку. Строгий и требовательный к себе, он был удивительно мягок в отношениях с внуками.
Мы иногда сидели у него на коленях, вылавливали гущу из борща крохотными ручонками и кормили вернувшегося с работы деда. Его глаза сияли от счастья.
Когда мне исполнилось два года, мне подарили лошадку на колёсиках, и я назвала его Орлик, как звали дедушкиного любимого боевого коня. Именно дедушка привил мне любовь к животным.
Он рассказывал абсолютно уникальные сказки, до появления Интернета я была уверена в том, что он сочинял их сам. А чего стоили его считалочки, детские стихи и казачьи песни! Как весело было качаться у него на ноге! Дедушка научил нас танцевать лезгинку.
Мы с сестрой изо всех сил старались заслужить его похвалу и одобрение. У нас даже были "Дневники добрых дел", где мы записывали всё, что сделали за день: начиная с выученных уроков и завершая список мытьём полов или посуды. Дедуля был для нас непререкаемым авторитетом, истиной последней инстанции. Однажды мы разбили его любимую пластинку с песнями «Случай в ауле» и «Молодая жена». Чтобы загладить вину, часто  исполняли дуэтом эти песни по желанию дедушки.

Петр Федорович. Война

О военном лихолетье Петр Фёдорович рассказывал много раз: Ивану Пташникову, сотрудникам Музея истории ВОВ, маминому старшему брату (диссертация) и в редакции БелСЭ.
Я писала об этом ещё в школе – конкурсное сочинение под девизом «Они сражались за Родину» к тридцатой годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Сейчас об этом не рискну написать.
Хочу рассказать о нём, как о родном человеке.

Мария Алексеевна. Война

В эвакуации была со старшими детьми в городе Мамадыш (Татарстан).
Особенно трудно  было её единственному сыну - Володе. С нетерпением мальчик ждал возвращения сестрички из детского садика. В кармашке передничка находил хлебные крошки. Володя с друзьями ловил рыбу, летом ели запечённых в глине воронят и птичьи яйца. Даже спустя много лет после войны он чувствовал постоянный голод.
Володя (мой отец) тяжело переболел тифом.
В Минск вернулись после окончания войны.

Петр Федорович. После войны

Дедушка по отцовской линии, Пётр Фёдорович, имел с Александром Николаевичем много общего и в биографии, и в характере.
Кадровый военный, политрук, коммунист в лучшем смысле этого слова, служил в пограничных войсках. Он всегда был готов помочь не только советом, но и делом. Его отличала какая-то особенная неторопливость и основательность во всём.
Руководящая работа не сделала его заносчивым и высокомерным. У него в доме всегда было много людей: родственники, друзья, коллеги по работе, однополчане. Для всех у него находилось время и приветливое слово.
Говорил он ровным красивым голосом, а когда был особо к кому-то расположен, улыбался немного застенчиво и всегда старался глубоко вникнуть в суть обсуждаемого вопроса.
Дома, на даче в Крыжовке для меня он всегда был просто моим дедушкой. Сам строил домик, работал на огороде, под Новый год привозил самые красивые и вкусные яблоки «Пепин Шафранный». Они долго лежали между рамами огромного окна в нашей комнате – живой символ Нового года.
А ещё он жарил вкуснейшие налистники. Для внуков и внучек - это было самое изысканное лакомство. Трубочки со сладким творогом, обжаренные на сливочном масле, с особой торжественностью  подавали в конце праздничного обеда. А расшалившаяся детвора успокаивалась и подтягивалась ближе к кухне.
Мама рассказывала, что он носил меня на руках по длиннющему коридору в квартире на  улице Козлова и вместо колыбельной пел «Бярозы ды сосны - партызанскiя сёстры»… А когда руки уставали, укладывал меня в кроватку, наивно полагая, что я уже уснула. Но я сразу же открывала глаза, и ему приходилось исполнять песню на бис.
Подумать только, он такой известный серьёзный человек, а ведёт себя просто и скромно. В зале партизанской славы в старом Музее истории ВОВ был его портрет и стенд с информацией о партизанской бригаде имени Кутузова, где он был политруком. Была статья в БелСЭ, по его воспоминаниям были написаны рассказы и повести.
В День Победы и 3 июля мы всей семьёй шли по Ленинскому проспекту к обелиску Победы, чтобы пообщаться с участниками войны, поблагодарить за их подвиг  и вручить букеты цветов. В мае это были тюльпаны и сирень, а в июле – ромашки и васильки. А потом мы шли к дедушке, Петру Фёдоровичу, где за большим столом собиралась дружная семья и однополчане из разных уголков Советского Союза.
Мы не сидели за праздничным столом вместе со взрослыми и не слышали их воспоминаний о войне, но мы очень любили петь с ними песни: и  народные, и эстрадные. У всей папиной родни были хорошие голоса.

Мальчик Петя был связным в партизанской бригаде. Когда вырос, женился и стал отцом троих сыновей. Мы часто ездили к ним в гости и проходили по тем местам, где партизанил наш дед.
Наслаждаясь тишиной, ароматами скошенных трав, слушая стрёкот кузнечиков под звёздным небом, мы с благодарностью вспоминали, кому обязаны миром и покоем на родной земле. Именно они: наши бабушки и дедушки, их братья и сёстры - подарили нам право на счастливое детство, за каких-то три десятилетия подняли страну из руин и пепла.
В конце семидесятых мы гостили в молдавском городе Оргеев у товарища дедушки - Сашина. Везде о нём вспоминали с любовью и уважением, принимая нас как родных.

Так мы росли, наслаждаясь любовью и заботой дедушек и бабушек, наших родителей. Мы легко и свободно общались со взрослыми, как с равными, ощущая с благодарностью их поддержку и доверие.
Страна была нашей большой семьёй, где в любой хате можно было остановиться на ночлег, рассчитывать на помощь в ремонте машины. Хозяева с искренним радушием и гостеприимством приглашали за стол отведать рассыпчатой картошки и хрустящих огурчиков, парного молока и душистого хлеба, яичницы с салом и домашней колбасы.
Тяжелые испытания объединяют и проверяют на прочность, делают людей чище и отзывчивее к чужому горю.
У нас всё хорошо в материальном плане. Выдержит ли испытание на прочность наш дух? Сможем ли мы сохранить человеческое достоинство в экстремальных условиях? Будем ли мы достойными наследниками наших дедов при  иных обстоятельствах?
Время покажет, добавляя новые лоскутки к одеялу памяти.

На фотографии Мария Денисовна и Александр Николаевич