рыцарство в современной русской поэзии - 9155

Август Май
рыцарство в современной русской поэзии
04:20
Публикация номер 9155

рыцарство и современная россия - причуда, если не понять, что мы порабощены собственными предрассудками - вот истинная наша архаика.
аффектирванные пуристы русского языка потребуют смартфон заменить русским словом - а каким? - стеклочувственный звукопередатчик?

язык куда могущественнее его ревнителей, он сам изменяется, вернее - мы его меняем, но сознательно - по мелочам, то яти уберем, то твердые знаки, и причины порой наивны, и результаты часто мы стараемся не замечать, точнее - мы сами себя обманываем, называя не те результаты, что на самом деле.

заимствования из иностранных языков новейшие почти всегда режут слух, а мы не признаем своей инертности, мы возмущаемся, глупо отворачиваясь от того, что сами балаболим  вопреки своим необдуманным лозунгам о чисто русском.

русский язык пушкин назвал более богатым, чем европейские, а он знал не только русский, и говорил обдуманно даже по ходу, он реально и созидательно жил в языке, а не находился в нём как верное своему языку большинство, впрочем - это большинство - благодаря своим самородкам - тоже креативно  (творчески) относящееся к языку, как живому и развивающемуся, - и именно в живости языка причина его в том числе и заимствований, которые его словарь (тезаурус) обогащают - самые на вид легко имеющие русские кальки слова из других языков всегда получают особенный смысл, даже - отдельное значение.

и здесь дело в том, что наши не только обыденные - но и языковедческие представления, какими они доходят из учёного мира до активных пользователей, литераторов, словесников, возможно, имеют скрытый предрассудок о том, что словарная единица, лексема, имеет определённое значение, точнее - одно, в крайнем случае - небольшое число разных или, чаще - оттенки значений - тогда как создание новых смыслов как мыслей, выражаемых фразами, словесными конструкциями, возможно лишь тогда, когда соединение двух слов не есть их суммарный смысл, есть некое взаимоопределение, взаимоограничение, изменение некоего номинала каждого в неких пределах, предикатная функция.

слово (да и любая языковая единица) есть некий атом, неделимая лишь до времени, на самом деле номиналом лишь прикрывая систему потенциалов, потенциальных валентностей, соединений с другими, причем - не только с уже употреблёнными, но и с ещё не употреблёнными.

слово есть целое пространство смысла, и потому даже вполне однозначные и употребляемые повсеместно и практически штампы способны выковать в создании таких фраз, которые сами  конкретизируют смысл входящего слова - что нашим сознанием далеко не всегда замечается, - мы часто говорим о понятности и непонятности фраз, не понимая, что делает фразы либо понятными, либо непонятными.

слово рыцарство в общеупотреблении имеет совершенно иной смысл, нежели ему пытаются придать критики, опираясь на его этимологию, происхождение и "материальную" историю западного рыцарства - какова в своей сложности неоспорима - понятие рыцарства в общеупотрблении есть понятие особенного оттенка благородства, - и это русское слово всё не следует сводить к роду вельмож, - некоей этикетности, причём предполагая не нормированный каким-то творческим документом этикет, а сам принцип этикетности, некоей верности - исторически - верности вассала суверену, - но в процессе и собственно европейской легендизации, и уже нашей собственной русской легендизации - уже верности как таковой, где отчётливо проступает и легендарная верность рыцаря своей даме и дамы - своему рыцарю.

мы сегодня ещё более, чем обычно, раньше, убеждены в том, что западный открытый культ денег, чрезмерного богатства, не только чужд нам, хотя ясно, что в отдельности почти каждый из нас фантазировать и мечтать о своём чрезмерном богатстве даже любит, однако у нас нет социальной лестницы для оправдания реального обогащения за счёт других, этот процесс у нас есть, как есть во вселенной гравитация, но мы не одобрили культ денег - как и культ силы, культ превосходства одних, даже не по иным причинам, чем личные качества, талант, способности, тем более удача и случай - при общей человеческой природе, порождающей и порочности, у нас нет таких культов, стало быть - у нас меркантильность в норме сдерживается, а не одобряется.

но наша цивилизация имеет западный вид, и кроме определённых позитивов, в ней достаточно упорно регенерируются западные пороки, так что как ни преувеличены разговоры о нашей около западной меркантильности, тенденции такие есть.

многое у нас сложилось и по коммунистически, то есть - и фальшиво, и идеалистически, и если торжество лицемерия у нас загнало в советскую эпоху настоящую поэзию в андеграунд, эмиграцию и псевдо соцреализм, немного оставив и серебряного века, то весь корпус советской псевдопоэзии был пронизан фальшью, где революционный романтизм лишь противодействовал романтике настоящей, лишь робко давшей всходы в после сталинскую эпоху проникновения андеграунда у публике - достигнув апогея в поэзии Высоцкого.

и параллельный декаданс (рок-поэзия), сопровождавший крах советской империи, оставил русскую поэзию вне публики - лишь с появлением интернета мощно продвинув стихию массового стихотворчества открытую всем, и теперь при вале стихотворчества официозного, заведомо фальшивого, имеющего не только у ангажированных реально, но и у тех, кто надеется выслужиться перед сильными мира сего без всяких реальных на то шансов, русская поэзия получает новый аспект - стать вновь, как в классическую эпоху - способной влиять на умы многих людей, цитироваться, быть нужной, верной, правдивой, чуждой фальши и лжи, помочь людям различать добро и зло, что в людях хотя и заложено, но притупилось валом лжи (надо прямо говорить  служащим властям, а не россии, что неправда их исключает не только из поэзии, но и из человечности настоящей).

надо сказать, что именно массовость возможности доступа к публике сегодня есть фактор правды - сегодня читатель перестал быть Великим Немым - он активно заговорил с поэтом, он даже показался поэту и глупым, и злым, и порочным - врочем, и как и сам поэт -:читателю - но надо принять говорящего стихами читателя - поэзия становится стихией, и это даёт шанс правде отличаться от лжи (а мы знаем, что ложь рядится в одежды правды, даже если правда - голая).

но всякая стихия есть борьба добра и зла, и эта борьба совершенно всеохватна, нет никого вне её, нет ни читателя, ни поэта - нет человека "по ту сторону добра и зла" - так что те подлинные поэты которые выбирают позицию наблюдателя, смотрящего на человеческие страсти со стороны - будто они и не кушают, и не борятся за кусок хлеба, и не страдают от разных сторон, от личной до политической,  - да из-за своих страстей они и пытаются в поэзии "красивой" найти убежище - но они просто оказываются на стороне зла, сколь бы ни укрывались за птичками и цветочками, и сколь бы ни получали славы в попсе - только осознанное приятие добра как основы жизни - ставит поэта в человеческое.

поэтому и следует не принимать позы, не делать серьёзный вид, подобно фальшивомонетчикам от поэзии, надо явно быть детьми, взрослыми детьми, надо делать поэзию игрой, а не игрушкой, надо сочинять, надо и понимать, и смеяться, и плакать, надо быть искренними, надо из персональных пороков восставать к правде,

и одно из таких обязательных качеств поэта

Рыцарство в идеалистическом идеале.

                21 июля 2021 года примерно 05:55

***


            


© Copyright: Август Май, 2021
Свидетельство о публикации №121072100949