Перелистывая дни. Город Ровно 1950 год. Гл. 16

Елена Сазонова 3
      


      В январе 1950 года папу переводят на службу в город Ровно заместителем командира 117 полка 25 дивизии по охране промышленных объектов и железных дорог. Странно, но всегда папины переводы по службе происходили в зимнее время. К этому времени во Владимире-Волынске  я училась в 4-ом классе, сестра в 5-ом классе, братику было 4 года 5 месяцев. Система обучения во Владимире- Волынске была раздельная,  школа для девочек и школа для мальчиков. С первого класса мы начали изучать Украинский язык наравне с Русским  языком.

       Нашей семье выпало огромное счастье, нам предоставили жильё в двухэтажном доме. Таких двухэтажных домов было три и они располагались вдоль дороги напротив разрушенного вокзала, буквально через дорогу. Он был разрушен ещё при отходе немцев и находился в стадии восстановления.
Двухэтажные дома чётко выделялись среди остальных домов, в округе ещё много домов находились в разрушенном состоянии. Квартира была двухкомнатной, находилась на первом этаже, с кухней, ванной комнатой с туалетом. Мама от радости была на "седьмом небе", радовались и мы. Ведь всегда мы жили на съемных квартирах. Эта квартира была предоставлена нам от Охранной системы МВД. Окна двух комнат выходили в сторону вокзала, окно кухни выходило во двор, что позволяло маме спокойно наблюдать за нами, нас у неё было трое. Маленькому братику Леониду уже было 4 года и 5 месяцев. Быстрый и шустрый он всегда находился под нашим присмотром и зорким глазом нашей мамы.
    
        За сараями деревянной постройки, которые были расположены перед домом, протекала речка, она была грязная, неухоженная. Это была небольшая речка впадающая в реку Устье. Она была мелководной, но привлекала детей, поэтому необходим был "глаз да глаз".
В период нашего заселения  на новое место жительства, а это был январь месяц, речка  уже замёрзла, она притягивала не только детей, но и взрослых. Всем хотелось прокатиться, хотя бы на подошве своей обуви. Кто-то катался на санках, кто-то привязывал коньки к ботинкам. В ту пору это была роскошь, не каждый мог их приобрести. Все получали огромное удовольствие. И все-же надо было проявлять осторожность в таких незнакомых местах, как речка.
     - Смотрите за братиком, чтобы он не выбегал на дорогу и не подходил к речке, лёд, возможно, ещё тонкий,- волновалась мама.
      
      Все устраивало маму в этой квартире, но собственного хозяйства здесь у неё не было,  это облегчало её быт и усложняло.  Во Владимире-Волынске мы прожили 4,5 года. Вероятно папа знал, что ему придётся задержаться в этом городе, поэтому завел своё хозяйство. Сколько нам придётся жить в Ровно, никто не знал. Мы жили, как на вулкане, ожидая нового назначения папы. Когда придётся опять собираться в дорогу? В дорогу всегда собирались недолго. Всего с собой не возьмёшь, но количество одежды  у нас увеличивалось, ведь мы подрастали. Раньше были фанерные чемоданы и узлы, теперь у нас появился сундук приобретённый в городе Владимир-Волынский, на котором я приспосабливалась  укладывать складки своей школьной формы и прижимать их короткой доской. Этому способствовала плоская крышка сундука.
      
       Мама теперь сама ходила на базар покупать необходимые продукты, они должны быть обязательно свежими. Домашнее молоко, от собственной коровы во Владимире-Волынске, кормило всех нас, давало возможность изготавливать свою сметану и творог. Потом купили маленького поросёнка и выращивали его на убой, после чего в доме появлялось на долгое время своё мясо, сало и колбаса, которую мама научилась делать сама. Она укладывала колбасу в эмалированное ведро и заливала салом, при возможности коптили окорока и подвешивали их на чердаке, укутав их материалом.  Остальное мясо и сало в деревянных ящиках засыпали солью.  Холодильников в то время не было. На огороде выращивали овощи. Всем работы хватало сполна и маме и папе, поэтому вся семья была сыта. Переезд резко изменил правила жизни. Все резко оборвалось, надо было заново учиться жить и поднимать детей на определённый бюджет папиных средств от его службы.  Все трудности легли на плечи мамы. "Не так страшен волк, как его рисуют". Мама была очень хорошей хозяйкой. Она не только готовила еду, но и продолжала шить одежду для нас. Мы помогали ей в уборке квартиры и  содержали её в порядке по указанию мамы. Мама наша была большой аккуратисткой.
     - Все вещи должны быть на своём месте, не разбрасывайте их где попало, - своим приказным тоном, каждый раз, она напоминала нам.

       Гудки паровозов со стороны строившегося вокзала, который находился перед нашими тремя домами, постоянно будили нас. Мы долго к ним привыкали, через год мы перестали их воспринимать. По крайней мере не слышали их по ночам, как раньше. Строительство вокзала продолжалось.

        Железнодорожная школа в городе Ровно, куда нас оформили,находилась недалёко от дома.  В этой школе девочки учились вместе с мальчиками. Опять другая школа, другая система обучения и новые друзья. Середина учебного года, знакомство с новыми учителями, со школьниками своего класса, с новой программой обучения, все это вносило свои коррективы в моё сознание. "Но,
дети есть дети , они быстро находят общий язык". Мы с сестрой быстро освоились в новой школе, быстро нашли своих друзей, как в школе так и среди ровесников по соседству. Умели уже понимать Украинский язык, разговаривать и петь песни на Украинском языке. Они, удивительно, красивы и мелодичны. До сих пор помним стихи Тараса Шевченко. При встрече с сестрой по планшету, будучи уже в преклонном возрасте, мы вспоминаем и повторяем их на Украинском языке.

       Карточная система  на продукты и хлеб была отменена в 1947 году, но очереди за хлебом оставались очень большими. В выходные дни мама часто заставляла нас ходить за хлебом пораньше, купить белый батон и буханку черного хлеба. Пока мы с сестрой возвращались домой, совместно с ней съедали половину батона. Мама нас ругала не потому, что мы съедали половину батона, а потому, что, - есть всухомятку нельзя, - говорила она.
Но эта привычка оставалась надолго, нет да нет отщипнём от батона кусочек.
      
       Зима отступала, передавая эстафету весне.  Тёплый дождь весны напоил своей влагой землю и деревья стали просыпаться. Почки на кустах и деревьях набухали и навстречу солнышку старались раскрыть красоту своих зеленых листьев.  Новорожденные листья, освещённые лучами солнца блестели, как изумруд.  В  центральной части города и в парках  красиво смотрелись стройные Каштаны.  Они украшали город своей густой  шаровидной кроной из крупных листьев. Его очень красивые цветы радовали взгляд. Они представляли собой прямостоячие, как свечи, ярко окрашенные  соцветия белых, розовых и красных оттенков. Город преображался и превращался в зелёный оазис. Вдоль нашего тротуара, перед домом, росли деревья  Шелковницы.
Мы с нетерпением ждали его плоды. Он цвёл и радовал нас своими красивыми цветами. Плоды созревали только в конце июня. Они были черного цвета с приторно-сладким вкусом.
Меня восхищал этот город, я его называла самым уютным и самым зелёным из тех, где нам пришлось жить.

       С наступлением весенних тёплых дней, у всех появлялся огромный заряд бодрости. Радовала поляна перед домом, она покрывалась зелёным ковром и манила к себе детей. Собирались  мы на этой поляне и играли в мяч. Когда мяч роняли, маленький  братик бежал за ним и отдавал его нам, ему это нравилось, он всем дарил свою очаровательную улыбку. Когда к нам присоединялись мальчики , играли в игру " Сыщики, разбойники", маленького братика  отправляли к маме, а сами бежали на строй-площадку территории вокзала, за это нас сильно ругали.
Мы с нетерпением ждали тёплых летних дней, когда земля согреется. Мы с сестрой растилали на траве поляны одеяло и занимались рукоделием. К нам присоединялись наши подружки- две сестры. Старшая из них дружила с моей старшей сестрой, я дружила с младшей из сестёр. В то время все увлекались обвязыванием носовых платочков. Мы  их сравнивали, находили лучший и по этому образцу  обвязывали следующие платочки и дарили их мальчикам нашего класса, кому тайно симпатизировали.

       
       В августе месяце 1951 года папу отправляют в город Ташкент. Опять слушателем на курсы усовершенствования заместителей командира частей по снабжению в Интендантскую академию Красной армии имени В.М.Молотова.     Окончание учебы - ноябрь 1952 года. Мама остаётся с нами в городе Ровно. Отъезд папы очень взволновал маму, слишком длительная учеба. Но приказ свыше отменить нельзя и маме пришлось проглотить эту "пилюлю." Мы повзрослели, я учусь уже в 6-ом классе, старшая сестра-в 7-ом, нашему братику исполнилось 6 лет. Мама вызывает к себе на помощь бабушку Катю, которой мы всегда были рады. Мама запланировала свою поездку к папе вместе с Леонидом-нашим младшим братиком, он подрос и с ним теперь будет не так трудно.  По письму от папы она узнает, что после прибытия в Ташкент их вместе с преподавателями посылают на плантации для уборки хлопка.  Сколько это продлится, он сам не знает. Только после этого начнутся у них занятия в академии. Папа подсказывает ей, чтобы она желательно приехала в  январе 1952 года.

       А мы с сестрой самостоятельные, в подсказках родителей относительно учебы никогда не нуждались, привыкли сами преодолевать школьные науки. Учились хорошо, переходили из класса в класс, несмотря на переезды, только вот с химией я не дружила.  Весь август мама хлопотала с подготовкой нас в школу. Старшей сестре она шила школьную форму, а мне доставалась форма от старшей сестры. Я долго была маленького роста, чуть выше плеча старшей сестры, поэтому все вещи мне доставались от неё. Обувь приходилось покупать обеим. Мы быстро изнашивали её. Что касается меня, я быстро бегала, часто спотыкалась и отрывала подошву от сандалей. Приходилось часто отдавать в ремонт. Мама ругала меня, - ещё раз оторвёшь подошву, будешь её сама пришивать. Так оно и получилось - научилась подшивать сандали, вооружаясь крючкообразным шилом и толстой ниткой, отверстия в подошве были видны, нужна была только сноровка. В будущем мне это пригодилось, когда сама стала мамой двух детей.

       Вот и осень подошла, красивая пора - " очей очарование".
Осень украшала город разноцветием красок. Величественные каштаны, цвет крупных листьев которых преображались в яркий коричнево-желтый цвет. Клены восхищающие разнообразием цветовой гаммы лапастых красивых листьев, зелено-красных, красно-желтых и коричневых оттенков. На клумбах города благоухали осенние цветы. Война оставила много разрушенных зданий и судеб людей. Город потихоньку восстанавливался и приображался. Природа ликовала, придавая силы всему живому и дарила всем продолжение жизни.
"Приятна мне твоя прощальная пора", - говорила я самой себе, любуясь любимым городом.



           По данным архива.
        Город  Ровно получил своё название в конце  XV столетия. Основательницей города была княгиня Мария Несвицкая, которая именовала себя княгиней Марией Ровненской. До середины XX века город переходил то к Польше, то к Литве, то находился под властью Речи Посполитой, то принадлежал  к Российской империи .
Поэтому, до настоящего времени XXI века, в городе можно увидеть сооружения различных религий и культур, их можно увидеть на одной из красивых улиц  города  Ровно - Соборной. На пересечении проспекта Мира с улицей Т.Шевченко находится старейшее строение города, созданное самими прихожанами в 1756 году - Успенская деревянная церковь. Бульвар Независимости поражает своей красотой- цветущими клумбами и сквериком, где расположился кинотеатр " Украина". Слева от бульвара Независимости расположился парк имени Т. Шевченко. Напротив бульвара красуется сооружение конца XVIII столетия, созданное на пожертвования императора Александра III -   Свято-Воскресенский кафедральный собор.


Продолжение следует.  02.08.2021г.